double arrow

Признаки финансово-правовой ответственности. 11 страница

Порядок исчисления, взимания и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется гл. 21 НК РФ. Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Специальная постановка российских организаций на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость законодательством не предусмотрена. А вот иностранные организации обязаны встать на учет в качестве плательщиков НДС по месту нахождения своих постоянных представительств <1>.

--------------------------------

<1> Порядок учета иностранных налогоплательщиков определен Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124.

 

Не признаются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (см. разд. VIII.1 НК РФ).

Налоговый кодекс предусматривает круг лиц, не признаваемых налогоплательщиками (ст. ст. 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ), а также возможность применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ).

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения (ст. 145 НК РФ):

- операции, не признаваемые реализацией (п. 3 ст. 39 НК РФ);

- операции, не признаваемые объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ);

- операции, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (ст. ст. 147, 148 НК РФ);

- освобождаемые от налогообложения: на основе взаимности с иностранным государством (п. 1 ст. 149 НК РФ), безусловно (п. 2 ст. 149 НК РФ), а также если налогоплательщик не откажется от права на освобождение (п. 3 ст. 149 НК РФ).

На уровне налоговой базы законодатель предоставляет преимущества, позволяя исключать из налоговой базы определенные затраты, при производстве которых НДС не мог быть принят к вычету (п. п. 3 и 4 ст. 154 НК РФ).

Применение освобождения от уплаты НДС сопряжено с особыми правовыми последствиями, связанными с особым учетом операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению. Основной особенностью взимания налога на добавленную стоимость, обусловленной необходимостью защиты интересов государства, является установление системы налоговых вычетов. Смысл этой системы состоит в том, что налогоплательщик исчисляет налог со всей цены реализованной продукции (работ, услуг), а не только с добавленной стоимости <1>. Исчисленную сумму налога он вправе уменьшить на суммы налога, предъявленные ему поставщиками и подрядчиками, и на некоторые другие суммы - налоговые вычеты (ст. 171 НК РФ). То есть, в отличие от прямых налогов, уменьшение налога происходит не на этапе определения налоговой базы, а уже после исчисления налога. С 1 января 2006 г. введено новое правило исчисления налога с сумм полученной предоплаты. Если налогоплательщик получает полную или частичную предоплату за подлежащие реализации товары, работы и услуги, то он определяет налоговую базу дважды: вначале при получении предоплаты - с суммы предоплаты, а затем при отгрузке - со всей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (п. п. 1, 14 ст. 167 НК РФ). Определяя налоговую базу второй раз, он может принять сумму налога, исчисленную с предоплаты, к вычету (п. 8 ст. 171 НК РФ).

--------------------------------

<1> Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ (поглавный) / Под ред. А.А. Ялбулганова; СПС "КонсультантПлюс", 2007.

 

Чтобы обеспечить поступление налога в бюджет, законодатель в ряде случаев возлагает обязанность перечислить налог не на продавца, а на покупателя (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Такое регулирование связано с тем, что иностранные лица могут быть незнакомы с российским налоговым законодательством, а российские налоговые органы обладают в их отношении ограниченными полномочиями при осуществлении налогового контроля и принудительного взыскания налога. Если налогоплательщик не ведет бухгалтерский учет, то исчислить налог вправе налоговые органы (п. 7 ст. 166 НК РФ).

Лица, ввозящие товары, признаются плательщиками НДС в любом случае, независимо от применения специальных налоговых режимов. Они должны выполнять эту обязанность по уплате налога независимо от их постановки на учет в налоговом органе. Право на освобождение от уплаты налога в соответствии со ст. 145 НК РФ на указанных лиц не распространяется.

НДС при ввозе товаров является разновидностью таможенных платежей. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации регламентируются ст. 151 НК РФ, Таможенным кодексом Таможенного союза, а также Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" <1>. Порядок уплаты НДС производится в зависимости от избранной таможенной процедуры. Виды таможенных процедур перечислены в ст. 202 ТК ТС.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

 

Под налоговой базой (ст. 153) понимается стоимостная оценка объекта налогообложения. Для целей исчисления НДС порядок определения налоговой базы различается в зависимости от вида объекта налогообложения, а в отношении реализации - в зависимости от особенностей реализации. При реализации товаров, работ и услуг налоговая база определяется по общему правилу исходя из цены договора (п. 2 ст. 153 НК РФ).

В налоговую базу включаются:

- суммы акцизов (п. 1 ст. 154 НК РФ);

- суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, работ и услуг, в том числе финансовая помощь и взносы в специальные фонды;

- дисконт по векселям и процент по облигациям, переданным в счет оплаты товаров, работ и услуг, процент по товарному кредиту, в части, превышающей установленную Банком России ставку рефинансирования;

- страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения обязательств по оплате реализованных товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 162 НК РФ).

В налоговую базу не включается:

- сумма налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 154 НК РФ);

- бюджетные субсидии, получаемые налогоплательщиком в связи с реализацией товаров, работ и услуг по регулируемым ценам (п. 2 ст. 154 НК РФ);

- стоимость многооборотной тары, подлежащей возврату (п. 7 ст. 154 НК РФ);

- суммы санкций, полученных за неисполнение договорных обязательств.

Налоговый кодекс предусматривает три ставки НДС: 0, 10 и 18%, а также расчетные ставки.

Ставка 0% применяется при реализации товаров на экспорт, услуг по перевозке экспортируемых товаров и некоторых других товаров, работ и услуг. Документы, обосновывающие применение ставки 0%, должны предоставляться в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по правилам ст. 165 НК РФ и п. 9 ст. 167 НК РФ.

Ставка 10% применяется при реализации определенных товаров, работ и услуг в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ и конкретизирующими перечнями, утверждаемыми Правительством РФ.

В остальных случаях применяется ставка 18%.

Расчетные ставки налога 9,09% (10/110) и 15,25% (18/118) применяются в тех случаях, когда налоговая база определяется с учетом налога. Тогда налог следует выделить из налоговой базы расчетным путем. Так, если при реализации товара предусмотрена ставка 10%, а налоговая база определяется с учетом налога, то налоговая база принимается за 110%, в том числе НДС 10%.

Существуют особенности определения налоговой базы при реализации.

Если налогоплательщик не соберет необходимых документов в течение 180 дней с момента помещения товаров под соответствующий таможенный режим, то он обязан определить налоговую базу по общим правилам и исчислить налог по ставке соответственно 10 (18) (п. п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ).

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации налоговой базой считается таможенная стоимость ввезенных товаров с учетом подлежащих уплате при ввозе таможенных пошлин и акцизов, при этом сумма НДС в нее не включается (ст. 160 НК РФ). Таможенная стоимость определяется декларантом в порядке, установленном ст. 323 ТК РФ.

По итогам налогового периода налогоплательщик исчисляет общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (возмещению из бюджета). При этом сумма налога, исчисленная при ввозе товаров, не учитывается.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода.

Акцизы. Акцизом признается общеобязательный индивидуально-определенный абстрактный платеж, взимаемый в связи с осуществлением операций, входящих в состав подакцизных с подакцизными товарами, перечисленными в ст. 181 НК РФ. Как правило, облагаются акцизом монопольно производимые товары, алкоголь, табак, предметы роскоши и отдельные товары, пользующиеся повышенным спросом (подробнее см. гл. 22 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Важное значение при исчислении налога имеет налоговый период и дата реализации (передачи) подакцизных товаров, которая определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров. Согласно ст. 192 налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговые ставки по акцизам установлены ст. 193 НК РФ и действуют на всей территории Российской Федерации. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию ЕАЭС), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии с правилами ст. ст. 187 - 191 НК РФ.

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке по правилам ст. 192 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом положений гл. 25 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии с правилами ст. 194 НК РФ.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Порядок предоставления вычетов регламентируется ст. 201 НК РФ.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма акциза, подлежащего уплате, уменьшенная на налоговые вычеты.

При превышении суммы налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде суммы акциза акциз не уплачивается.

Статья 204 НК РФ определяет сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию ЕАЭС определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ). Налог на доходы физических лиц един и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации. В отличие от НДС и акцизов налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является прямым налогом, затрагивающим непосредственно доходы физического лица - налогоплательщика.

Налогоплательщики НДФЛ (ст. 207 НК РФ):

- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

- физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации, а также на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

В соответствии с договорами об избежании двойного налогообложения Минфин России является уполномоченным органом подтверждения статуса налогового резидентства. В то же время Минфин России уполномочил Федеральную налоговую службу подтверждать статус налогового резидентства <1>. Статус налогового резидента Российской Федерации оформляется в форме справки или путем заверения соответствующей формы, установленной законодательством иностранного государства.

--------------------------------

<1> См., например: письмо Минфина России от 8 декабря 2005 г. N 03-08-07.

 

Налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения налога на доходы физических лиц - резидентов признается любой доход физического лица, полученный как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц - нерезидентов только доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Перечень (виды) доходов, подлежащих налогообложению от источников в Российской Федерации и источников за пределами Российской Федерации, перечислены в ст. 208 НК РФ. К ним относятся дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также (или) иностранной организации; страховые выплаты при наступлении страхового случая; доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, и др.

Не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.

Это положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.

Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов РФ.

Согласно п. 5 ст. 208 не признаются доходами доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Статья 211 регулирует вопросы уплаты налога на НДФЛ и особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме. При получении дохода в виде материальной выгоды налоговая база определяется по правилам ст. 212 НК РФ. Особенности налогообложения при получении отдельных видов доходов регулируются ст. 213 НК РФ. Особенности определения доходов отдельных категорий иностранных граждан - ст. 215 НК РФ.

По общему правилу для всех налогоплательщиков налоговым периодом признается календарный год.

Статья 224 НК РФ устанавливает налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц. Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ основная ставка устанавливается в размере 13%. Налоговая ставка в размере 35% устанавливается в отношении следующих доходов: 1) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 000 руб.; 2) страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 НК РФ; 3) процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; 4) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, а также превышения суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Статья 227 регламентирует порядок и особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, а также порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 217 НК РФ.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов. Размер и категории лиц, имеющих право на получение стандартных вычетов, определяются ст. 218 НК РФ, а социальных налоговых вычетов - ст. 219 НК РФ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик также имеет право на получение в соответствии со ст. 220 НК РФ право на имущественные налоговые вычеты. К имущественным налоговым вычетам относят суммы, полученные налогоплательщиком от продажи жилых помещений, садовых домиков, земельных участков, а также сумм, израсходованных налогоплательщиком на приобретение и (или) строительство нового жилья.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

Профессиональные налоговые вычеты представляют собой расходы, связанные с профессиональной деятельностью налогоплательщика. Налогоплательщик приобретает право на получение профессиональных вычетов посредством документального подтверждения понесенных расходов, связанных с профессиональной деятельностью. Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Статья 233 НК РФ регулирует льготы по налогу на доходы физических лиц. Налоговые льготы, предоставленные законодательными (представительными) органами субъектов РФ в части сумм налога, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, до дня вступления в силу Налогового кодекса, действуют в течение того срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, то указанные налоговые льготы прекращают свое действие решением законодательных (представительных) органов Российской Федерации.

Налог на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций - прямой налог, взимаемый с коллективных субъектов. Принципы определения доходов заложены в ст. 41 НК РФ. В соответствии со ст. 41 НК РФ доход - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль являются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;

- иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Порядок определения и классификация доходов установлены ст. 248 НК РФ, определение расходов в целях налогообложения прибыли и их группировка приведены в ст. 252 НК РФ.

Прибылью для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Прибылью для иных иностранных организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Положениями ст. ст. 306 - 309 НК РФ устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями.

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ все доходы можно разделить на два вида:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

2) внереализационные доходы.

Порядок определения доходов и их классификация для целей налогообложения налогом на прибыль даны в ст. 248 НК РФ.

В ст. 251 НК РФ указывается перечень доходов, который не учитывается при определении налоговой базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: