А. Фронтально-групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

Коррекционно-развивающие задачи обучения: развитие «чувства языка», умения вслушиваться в обращенную речь и понимать ее; расширение, уточнение и активиза­ция словаря (особенно слов-действий, слов-признаков, антонимов, обобщающих наи­менований); усвоение на практической основе навыков словообразования, а также правильного построения различных типов словосочетаний и предложений путем сло­воизменения, употребления предлогов и союзов, соблюдения порядка слов.

Авторский подход к планированию занятий по формированию лексико-граммати­ческих средств языка предполагает, что в качестве темы выдвигается не лексическое обобщение (овощи, посуда, одежда и пр.), а лексико-грамматическая категория (пред­лог, падежная форма, фраза определенной конструкции, словообразовательная модель и пр.).

Словарь для таких занятий подбирается не по тематическому, а по лексико-грамматическому признаку. Например, при изучении на занятии предлога В, дети, ориен­тируясь на средства наглядности, составляют предложения не только об игрушках (единственное обобщенное наименование), но и об овощах, грибах, посуде, одежде и иных знакомых предметах, которые могут находиться внутри других предметов и объектов (пространственное значение предлога В).

То есть для усвоения норм правильного употребления детьми предлога В привлека­ется значительная лексическая база, а не одно-два обобщения. Образно говоря, сло­варь на таких занятиях является не целью, а средством, «строительным материалом», благодаря которому формируется стойкий динамический стереотип грамматических закономерностей родного языка. Характерно, что в фонетическом отношении матери­ал занятий подбирается свободно, то есть допускается употребление детьми нескор­ректированных звуков.

Основная работа по накоплению и уточнению нормативного словарного запа­са возлагается не на логопеда, а на воспитателей группы и родителей дошкольни­ков.

Предлагаемый автором порядок изучения лексико-грамматических категорий оп­ределяется сроками появления каждой из них в процессе неосложненного онтогенеза, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии, а также данными многолетней практической деятельности.

Б. Фронтально-групповые занятия по формированию фонетических средств языка

Коррекционно-развивающие задачи обучения: формирование навыка громкой, неторопливой, выразительной, внятной речи; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; овладение правильным, четким, осознанным произношением звуков родного языка в словах различной слоговой структуры и раз­вернутых смысловых высказываниях.



О Методическая справка

Для нормализации фонетической стороны речи у детей данной категории необхо­дима коррекция не только недостатков звукопроизношения, но и так называемого фо­национного оформления речи. К последнему относятся: слишком тихий, смодулиро­ванный, сдавленный или невыразительный голос, скандированное произношение, наличие носового оттенка, ускоренный либо замедленный темп речи, слабо выражен­ное интонирование, отсутствие логического ударения, общая невнятность речи и пр. То есть дефекты голосоподачи: силы, длительности и высоты; нарушения темпа, темб­ра, интонирования и внятности речи.

Планируя задачи и содержание занятий по формированию фонетических средств языка, логопед должен учитывать наличие у воспитанников указанных фонационных отклонений, так как они нередко сопутствуют недостаткам звукопроизношения при аномалиях, объединенных термином «общее недоразвитие речи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: