Коррекционно-развивающие задачи обучения: развитие «чувства языка», умения вслушиваться в обращенную речь и понимать ее; расширение, уточнение и активизация словаря (особенно слов-действий, слов-признаков, антонимов, обобщающих наименований); усвоение на практической основе навыков словообразования, а также правильного построения различных типов словосочетаний и предложений путем словоизменения, употребления предлогов и союзов, соблюдения порядка слов.
Авторский подход к планированию занятий по формированию лексико-грамматических средств языка предполагает, что в качестве темы выдвигается не лексическое обобщение (овощи, посуда, одежда и пр.), а лексико-грамматическая категория (предлог, падежная форма, фраза определенной конструкции, словообразовательная модель и пр.).
Словарь для таких занятий подбирается не по тематическому, а по лексико-грамматическому признаку. Например, при изучении на занятии предлога В, дети, ориентируясь на средства наглядности, составляют предложения не только об игрушках (единственное обобщенное наименование), но и об овощах, грибах, посуде, одежде и иных знакомых предметах, которые могут находиться внутри других предметов и объектов (пространственное значение предлога В).
|
|
То есть для усвоения норм правильного употребления детьми предлога В привлекается значительная лексическая база, а не одно-два обобщения. Образно говоря, словарь на таких занятиях является не целью, а средством, «строительным материалом», благодаря которому формируется стойкий динамический стереотип грамматических закономерностей родного языка. Характерно, что в фонетическом отношении материал занятий подбирается свободно, то есть допускается употребление детьми нескорректированных звуков.
Основная работа по накоплению и уточнению нормативного словарного запаса возлагается не на логопеда, а на воспитателей группы и родителей дошкольников.
Предлагаемый автором порядок изучения лексико-грамматических категорий определяется сроками появления каждой из них в процессе неосложненного онтогенеза, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии, а также данными многолетней практической деятельности.
Б. Фронтально-групповые занятия по формированию фонетических средств языка
Коррекционно-развивающие задачи обучения: формирование навыка громкой, неторопливой, выразительной, внятной речи; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; овладение правильным, четким, осознанным произношением звуков родного языка в словах различной слоговой структуры и развернутых смысловых высказываниях.
|
|
О Методическая справка
Для нормализации фонетической стороны речи у детей данной категории необходима коррекция не только недостатков звукопроизношения, но и так называемого фонационного оформления речи. К последнему относятся: слишком тихий, смодулированный, сдавленный или невыразительный голос, скандированное произношение, наличие носового оттенка, ускоренный либо замедленный темп речи, слабо выраженное интонирование, отсутствие логического ударения, общая невнятность речи и пр. То есть дефекты голосоподачи: силы, длительности и высоты; нарушения темпа, тембра, интонирования и внятности речи.
Планируя задачи и содержание занятий по формированию фонетических средств языка, логопед должен учитывать наличие у воспитанников указанных фонационных отклонений, так как они нередко сопутствуют недостаткам звукопроизношения при аномалиях, объединенных термином «общее недоразвитие речи».