Методическая база для планирования логопедических занятий

Т.А.ТКАЧЕНКО

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей

Е полугодие Старшая группа

 

 

Данные о логопеде группы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ФИО учителя-логопеда, педагогический стаж, стаж логопедической работы, время окончания высшего учебного заведения (его наименование), дата последнего повышения квалификации)

 

 

"КНИГОЛЮБ"

 

Москва2006


5БК74.3 Т48

Рецензенты:

Чевелёва Нина Алексеевна - доцент, кандидат педагогических наук

Воронова Ганна Георгиевна - кандидат педагогических наук


Ткаченко Т.А.

'48   Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразви­тия речи у детей. 1-е полугодие. Старшая группа. - М.: Книголюб, 2006. - 80 с. (Серия «Учебно-методический комплект «ОБНОВЛЕНИЕ».) ISBN 5-93927-178-2

Календарный план, составленный опытным логопедом-практиком, заслужен­ным учителем России, автором 50 печатных работ, представляет собой учебно-ме­тодическое пособие, а также отчетный документ, необходимые логопедам дош­кольных учреждений для ежедневной коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (2 и 3 уровни).

Содержит нормативную, методическую и организационную информацию о работе логопеда дошкольного учреждения в старшей возрастной группе, а также перечень 136 фронтально-групповых занятий с описанием их тематики, основ­ных целей и этапов обучения, программного содержания и необходимого обору­дования.

Специальное оформление пособия делает его «планом открытого типа», то есть дает возможность практикам пополнять содержание каждого занятия собственны­ми приемами, заданиями, дидактическими играми и упражнениями.

Рекомендуется логопедам детских образовательных учреждений массового, компенсирующего и комбинированного видов, работающим как в группах для де­тей с общим недоразвитием речи, так и в группах для детей с задержкой психи­ческого развития, нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и пр.

ББК 74.3

ISBN 5-93927-178-2

© Т.А. Ткаченко, 2006 © Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2006


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ1

1. Предельная наполняемость групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с косоглазием и амблиопией - до 10 человек, с на­рушениями опорно-двигательного аппарата - до 8 человек (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.04.1994 г. №110).

2. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образова­тельными программами, разработанными исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реали­зуемыми коррекционным учреждением самостоятельно. Организация образователь­ного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным (календар­ным) планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно (Типовое положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении. Ут­верждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288).

 

3. Логопед имеет право самостоятельного выбора образовательной программы (Инструктивное письмо от 02. 07.1998 г. № 89/ 34-16 «О реализации права дошколь­ных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»).

4. При построении образовательного процесса в ДОУ (для первой половины дня) максимально допустимое количество учебных занятий в старшей и подготовительной группах не должно превышать трех. Их продолжительность - 20-25 минут. В середи­не занятия необходимо проводить физкультминутку (динамическую паузу). Переры­вы между занятиями не менее 10 минут (Инструктивно-методическое письмо Ми­нистерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16).

5. В целях преодоления отклонений в развитии проводятся групповые и индивиду­альные коррекционные занятия. Логопед ежедневно с 9 до 13 часов проводит занятия с детьми фронтально, подгруппами и индивидуально (Типовое положение о специаль­ном коррекционно-образовательном учреждении. Положение о дошкольных учрежде­ниях и группах детей с нарушениями речи. Утверждено постановлением Правитель­ства РФ от 12. 03. 1997 г. № 288).

Предлагаемый календарный план составлен логопедом высшей квалификации, заслуженным учителем Российской Федерации, отличником просвещения Т.А. Тка-ченко на основе авторской системы коррекции общего недоразвития речи, подробно изложенной в 30-ти учебно-методических пособиях, выпущенных в 1997-2006 гг. из­дательствами «Книголюб», «Гном и Д», «Детство-Пресс», «ЭГСИ», «Владос», «Аркти», «Юнвес», «ЭКСМО».


Пособия Т.А. Ткаченко включены в федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

1 Организационная база для проведения логопедических занятий - см. «Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. 2-е полугодие. Старшая группа».



МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Общее недоразвитие речи - сложный, системный, трудно устранимый речевой дефект, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллек­том оказываются несформированными все компоненты языковой системы, относящи­еся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам: фонетика, фонематическое воспри­ятие, лексика, грамматика и, как следствие, связная речь.

2. Цели, задачи и содержание логопедических занятий определяются:

· характером и структурой речевого нарушения;

· сохранными и компенсаторными возможностями ребенка;

· программными требованиями общеобразовательной школы.

3. Целями логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием ре­чи являются:

· коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонаци­онного оформления речи, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи);

· коррекция неречевых процессов, сопутствующих дефектам речи (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной моторики, пальцевой моторики);

· подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе (психологиче­ская и личностная готовность, запас знаний и сведений, звуко-слоговой ана­лиз и синтез, навыки чтения и письма, тренинг в публичных ответах и выс­туплениях).

Таким образом, на логопедических занятиях в тесном единстве осуществляются коррекционно-развивающие, общеобразовательные и воспитательные цели.

Всесторонняя, системная, комплексная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте приобретает особую значимость, так как сохранившиеся к на­чалу школьного обучения дефекты звукопроизношения, аграмматизмы, искажения слоговой структуры слов и недостатки связной речи непременно ведут к трудностям в усвоении школьной программы, нарушениям письма и чтения, отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, общение со сверстниками, на формирование личностных черт.

4. Виды и количество логопедических занятий. С учетом коррекционных целей и
количества воспитанников, логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи подразделяются на два вида: индивидуально-групповые и
фронтально-групповые.

Фронтально-групповые занятия (с учетом структуры дефекта) подразделяются на три типа:

  • занятия по формированию фонетических средств языка (ФС). Их количест­во - 68 занятий за учебный год, систематичность - 2 занятия в неделю;
  • занятия по формированию лексико-грамматических средств языка (Л—Г) и развитию связной речи (СР). Их количество - 68 занятий за учебный год; из них - 50 занятий по формированию лексико-грамматических средств языка (Л—Г) и 18 занятий по формированию и развитию связной речи (СР). Систе­матичность - 2 занятия в неделю (чередуются Л—Г / СР).

Индивидуально-групповые занятия по своей структуре являются комплексными, комбинированными. Проводятся ежедневно по окончании фронтально -групповой ра­боты. Их количество - 7—8 занятий.

5. Задачи, содержание и принципы планирования логопедических занятий раз­личных видов (типов):





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: