ПРОЕКТ
Целевая региональная модель наставничества
Анализ ситуации
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.
Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.
Этих целей невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенций. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся, адаптации молодых специалистов и повышения профессиональных компетенций педагогических работников.
|
|
Однако при этом необходимо проанализировать существующую ситуацию в сфере образования и проблемы, определяемые педагогическим сообществом и выявленные в результате региональных прикладных исследований, социологических опросов, решение которых возможно через внедрение Методологии (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися в Иркутской области,реализацию технологии наставничества в образовательных организациях Иркутской области, в частности разработку и реализацию региональной целевой модели наставничества, позволяющей учитывать особенности социокультурного и социально-экономического развития региона.
Иркутская область представляет собой одну из наиболее развитых и обширных территорий Восточной Сибири. Регион входит в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации и расположен в южной части Восточной Сибири, насчитывает 42 муниципальных образования. Разница летних и зимних температур в регионе составляет более 70° (от +30° летом до -45° зимой). Удаленность населенных пунктов от областного центра составляет до 1500 километров (г. Бодайбо, пос. Ербогачен). Связь северных территорий с областным центром сезонная – обеспечивается авиацией, летом – по рекам. В регионе имеются населенные пункты, в которых отсутствует не только Интернет, но и сотовая связь.
|
|
Следует отметить такую особенность региона как наличие мощного интеллектуального и научного потенциала. В областном центре, крупных городах региона сосредоточилось большое количество высших учебных заведений. Иркутская область играет роль межрегионального образовательного центра Восточной Сибири. Особенность развития школьного образования Иркутской области объясняется территориальным расположением и неравномерными социально-экономическими условиями. С одной стороны, Иркутская область – это урбанизированная территория (удельный вес городского населения составляет 79,22%), где есть возможность инновационного развития образования, с другой стороны большая часть муниципалитетов отдалена от областного центра и количество школ, расположенных в сельской местности превышает количество городских, соответственно 469 и 426, 43% образовательных организаций региона расположены в сельской местности. Небольшое расхождение в численном соотношении городских и сельских объясняется тем, что, начиная с 2013 г., в Иркутской области идет стабильное сокращение числа ОО за счет преобразования части самостоятельных учреждений в филиалы или структурные подразделения головных школ. За шесть лет количество общеобразовательных организаций. Соотношение долей обучающихся городских и сельских общеобразовательных организаций остается на уровне 78,5% и 21,5% соответственно.
Население региона представлено 130 народами, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Изучение родного языка, национальной истории и культуры – ведущая составляющая национально-регионального компонента содержания дошкольного, общего и дополнительного образования.
Система образования находится под общим влиянием социально-экономической и демографической ситуации, а также географического расположения региона.
Анализ общего состояния системы образования, основанный на данных мониторингов системы образования, региональной системы образования, результатах анализа состояния и перспектив развития муниципальных систем образования и учитывающий данные региональных прикладных исследований, социологических опросов определил ряд проблем всех участников образовательных отношений:
Проблемы обучающегося общеобразовательной организации
ü низкая мотивация к учебе и саморазвитию неудовлетворительная успеваемость у некоторой части школьников;
ü недостаточная сформированность осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
ü невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы в связи неравномерным развитием территорий;
ü низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
ü кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
ü неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
ü высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;
ü падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
ü проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные;
ü конфликтость, нежелание взрослых выявлять причины возникновения конфликтов и участвовать в их разрешении;
|
|
ü «взрослые не знают детей»;
ü проблема противоречия между желанием школьников участвовать в общественном движении и отсутствием условий.
Проблемы обучающегося профессиональной образовательной организации
ü низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;
ü низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;
ü трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;
ü низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества;
ü низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие – невостребованность на рынке;
ü отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи;
ü невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов;
ü отсутствие в ряде случаев возможности/права у ребенка выстраивания индивидуального образовательного маршрута.
Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ):
ü не включенность детей с ОВЗ в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к обучению;
ü коммуникационные проблемы, возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.
Проблемы педагогических работников:
ü проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе, привыкания к новому социальному статусу;
ü проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания;
|
|
ü проблемы классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьей;
ü отсутствие мотивации к использованию новых технологий и недостаточное знание ими теории технологизации образования
ü недостаток опыта по организации проектной и исследовательской деятельности школьников;
ü необученность технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности;
ü дефицит умения адаптировать новые технологии обучения к собственной педагогической деятельности;
ü отсутствие возможности прохождения стажировок по проблемам использования новых педагогических технологий;
ü необученность технологиям педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников;
ü отсутствие эффективного взаимодействия педагогических работников с узкими специалистами для решения профессиональных задач;
ü наличие факторов, влияющих на профессиональное выгорание педагогов – стрессы и тревожность, возникающие вследствие конфликтных ситуаций с администрацией, коллективом, другими участниками образовательных отношений;
ü отсутствие у педагогических работников профессиональных компетенций по с разными категориями детей.
Проблемы региона и региональной системы образования
ü неравномерное социально-экономическое развитие отдельных территорий и как следствие отсутствие в ряде муниципалитетов механизмов инвестиций в систему образования;
ü отделанность ряда территорий от областного центра;
ü трудовая неустроенность молодежи в некоторых территориях, влекущая за собой падение уровня жизни, рост неблагополучия и миграцию ценных трудовых кадров в иные регионы;
ü ценностная дезориентация молодежи, приводящая как к девиантному, так и нейтральному в плане гражданской активности поведению;
ü устаревание рабочих резервов, приводящее к инерционному движению региональных предприятий, сокращению числа инициатив и инноваций, падению эффективности работы.
ü снижение интереса молодежи к профессии педагога;
ü разочарование выпускников педагогических вузов в профессии, что приводит к оттоку молодых специалистов из образовательных организаций и старению педагогического состава.
ü низкие образовательные, спортивные и культурные результаты отдельных образовательных организаций.
Диагностика по выявлению имеющихся в регионе практик наставничества и шефства осуществлялась через региональные конкурсы, региональные образовательные события показала, что регионе имеются эффективные практики наставничества, такие как наставничество молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В регионе осуществляется активная работа ряда некоммерческих организаций по организации наставничества в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В регионе разработана система межведомственного взаимодействия по поддержке и сопровождению молодых специалистов. В этом случае партнерами выступают министерство образования Иркутской области, министерство социально-экономического развития Иркутской области, министерство по молодежной политике Иркутской области. При Областном профсоюзе работников образования при поддержке министерства образования Иркутской области создан и активно работает Совет молодых специалистов, опыт молодых педагогов и руководителей выявляется и тиражируется через конкурсное движение – региональные конкурсы «Дебют», «Новая волна». В ряде муниципалитетов и образовательных организациях достаточно эффективно осуществляется деятельность по организации наставничества молодых специалистов. При этом практически отсутствуют практики обмена опытом между обучающимися. Участники образовательных отношений определяют миссию наставника, его «портрет», но затрудняются с определением компетенций наставника.
Для педагогических работников разработаны и реализуются ДПП ПК «Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося в предмете и метапредмете»; «Методология и практика системы наставничество педагогов в условиях непрерывного образования».
В рамках реализации региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» начата работа по сбору лучших практик наставничества (шефства), разработке инструментария для сбора образовательных запросов обучающихся на различные формы сопровождения и наставничества с целью создания региональной карты образовательных запросов (таблица 1).
Таблица 1
Региональная карта образовательных запросов обучающихся
на различные формы сопровождения и наставничества
Формы сопровождения и наставничества | Содержание | Приоритет обучающихся (2-острая необходимость, 1-средняя необходимость, 0-минимальная необходимость) | «Проблемные точки» обучающихся, которые решаются с помощью наставнической деятельности |
Прямое | Непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в урочное время, но и в неформальной обстановке | 2 | 1. Адаптация в классе (особенно остро для детей, имеющих особенности в развитии, детей-мигрантов и пр.); 2. Налаживание коммуникации, развитие навыков коллаборации; 3. Развитие навыков планирования, рефлексии; 4. Развитие симпатии, толерантности при высоких лидерских качествах (для обучающегося-наставника); 5. Снижение психологической напряженности в урочное и внеурочное время; 6. Развитие ответственности, самостоятельности и активности. |
Опосредованное | Проявляется формально, путем советов, рекомендаций, личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду | 0 | |
Индивидуальное | Когда все силы направлены на одного наставляемого | 1 | |
Коллективное | Когда наставничество распространяется на весь коллектив наставляемых | 1 | |
Открытое | Двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого | 2 | |
Скрытое | Когда наставник воздействует на наставляемого незаметно для второго-опосредованно | 0 |
Таким образом были выявлены дефициты школьников и их запросы. Данные таблицы подтверждают данные региональных прикладных исследований, у школьников, в том числе и детей с ОВЗ и детей-мигрантов есть необходимость в приобретении и развитии коммуникативных компетенций, что позволит снизить психологическое напряжение в различных видах образовательной деятельности. Формирование ответственности и самостоятельности даст возможность самостоятельно планировать и рефлексировать свою деятельность и выстраивать траекторию собственного развития.
На основе анализа региональной карты образовательных запросов обучающихся с целью выделения основных образовательных дефицитов в профессиональной деятельности педагогов в области сопровождения и наставничества для определения содержания и технологий дополнительного профессионального образования были определены непосредственные трудовые действия, необходимые для создания условий развития различных форм наставничества среди обучающихся (таблица 2).
Таблица 2
Трудовые действия, необходимые для создания условий развития различных форм наставничества среди обучающихся
№ п/п | Наименование отдельных трудовых действий | Вид сопровождения (СПС-социально-психологическое, ППС-психолого-педагогическое, ТС-тьюторское) |
1. | Анализ ситуаций жизнедеятельности обучающихся | СПС |
2. | Разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования | СПС |
3. | Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта | СПС |
4. | Разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации | СПС |
5. | Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся | СПС |
6. | Планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся | СПС |
7. | Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования | СПС |
8. | Реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта | СПС |
9. | Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации | СПС |
10. | Профилактическая работа с обучающимися группы социального риска | СПС |
11. | Организация социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения | СПС |
12. | Обеспечение досуговой занятости обучающихся | СПС |
13. | Организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся | СПС |
14. | Разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся | СПС |
15. | Разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям | СПС |
16. | Организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся | СПС |
17. | Организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке обучающихся | СПС |
18. | Организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания | СПС |
19. | Педагогическое стимулирование детских социальных инициатив | СПС |
20. | Определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания | СПС |
21. | Организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций, сотрудничества | СПС |
22. | Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания | СПС |
23. | Педагогическая поддержка обучающихся в реализации ими программ деятельности их общественных объединений | СПС |
24. | Организация работы органов самоуправления обучающихся | СПС |
25. | Организация творческих занятий и мероприятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей | ППС |
26. | Педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся | СПС |
27. | Проведение коллективных творческих, массовых мероприятий | СПС |
28. | Развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в образовательной организации | СПС |
29. | Развитие форм и способов взаимодействия детских объединений с другими институтами социализации | СПС |
30. | Организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив | СПС |
31. | Привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля, волонтеров | СПС |
32. | Педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений с другими институтами социализации | СПС |
33. | Анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений | СПС |
34. | Изучение особенностей, интересов и потребностей обучающихся | ППС, ТС |
35. | Проектирование содержания воспитательного процесса в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ОО | СПС |
36. | Организационно-педагогическое обеспечение участия детей и взрослых в проектировании программ воспитания | СПС |
37. | Вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания | СПС |
38. | Организационно-педагогическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов | СПС |
39. | Организация внеурочной деятельности обучающихся по выбранному направлению, проведение творческих занятий с обучающимися | СПС |
40. | Организация работы детского творческого объединения по выбранному направлению и педагогическое сопровождение его деятельности | СПС |
41. | Организация творческих мероприятий по выбранному направлению внеурочной деятельности | СПС |
42. | Поиск и отбор актуальных информационно-методических материалов для осуществления воспитательной деятельности | СПС |
43. | Разработка информационно-методических материалов по основным направлениям воспитательной деятельности | СПС |
44. | Организационно-методическое сопровождение досуговых мероприятий | СПС |
45. | Организационно-методическое обеспечение проведения педагогической диагностики и анализа результатов воспитательной деятельности | СПС |
46. | Изучение личностных особенностей, склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся | СПС |
47. | Разработка плана воспитательной деятельности с группой обучающихся | СПС |
48. | Приобщение обучающихся к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности | СПС |
49. | Взаимодействие с институтами социализации по вопросам организации досуговой деятельности группы обучающихся | СПС |
50. | Разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся | СПС |
51. | Оказание консультативной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности | ТС |
52. | Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося | ППС |
53. | Организация творческой деятельности обучающихся в целях их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития | ППС |
54. | Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям, жизнедеятельности в различных социальных условиях | ППС |
55. | Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности | СПС |
56. | Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и по месту жительства | СПС |
57. | Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении | ТС |
58. | Координация и консультативная поддержка взаимодействия педагогов с группой обучающихся | ППС |
59. | Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся | СПС |
60. | Разработка информационно-методического обеспечения досуговых мероприятий, экскурсий, праздников в группе обучающихся | СПС |
61. | Организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив | СПС |
62. | Проектирование и реализация социально-педагогических программ воспитания у обучающихся информационной культуры | СПС |
63. | Консультирование обучающихся по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности | СПС |
64. | Проведение занятий по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся | СПС |
65. | Реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации | СПС |
66. | Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования | ППС, ТС |
67. | Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов | ТС |
68. | Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов | ТС |
69. | Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса | ТС |
70. | Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов | ТС |
71. | Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов | ТС |
72. | Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью | ППС |
73. | Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации | ТС |
74. | Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов | ТС |
75. | Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью | ППС |
76. | Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам | ТС |
77. | Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов | ТС |
78. | Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды | ТС |
79. | Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью | ППС |
80. | Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса | ТС |
81. | Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения | ТС |
82. | Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | СПС |
83. | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ППС |
84. | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | ППС |
85. | Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | |
86. | Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | ППС |
87. | Оказание адресной помощи обучающимся | ППС |
88. | Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | ППС |
89. | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ППС |
90. | Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения | СПС |
91. | Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек | ППС |
92. | Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника | ППС |
93. | Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся | ППС |
На основе определения трудовых действий можно определить индивидуальную траекторию развитию педагога, возможности и направления его непрерывного образования, позволяющие создать условия для организации разных форм наставничества и разработки и реализации наставнических программ.
Была составлена и проанализирована карта основных образовательных дефицитов в профессиональной деятельности педагогов в области сопровождения и наставничества для определения содержания и технологий дополнительного профессионального образования с учетом данных региональной карты образовательных запросов обучающихся на различные формы сопровождения и наставничества (таблица 1, 3).
Таблица 3
Основные профессиональные дефициты-навыки, необходимые для полноценного сопровождения инициатив обучающихся-наставников и наставляемых
1. | Анализ ситуаций жизнедеятельности обучающихся |
2. | Разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования |
3. | Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта |
4. | Разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации |
5. | Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся |
6. | Планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся |
7. | Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования |
8. | Реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта |
9. | Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации |
10. | Профилактическая работа с обучающимися группы социального риска |
11. | Организация социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения |
12. | Обеспечение досуговой занятости обучающихся |
13. | Организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся |
14. | Разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся |
15. | Разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям |
16. | Организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся |
17. | Организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке обучающихся |
18. | Организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания |
19. | Педагогическое стимулирование детских социальных инициатив |
20. | Определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания |
21. | Организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций, сотрудничества |
22. | Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания |
23. | Педагогическая поддержка обучающихся в реализации ими программ деятельности их общественных объединений |
24. | Организация работы органов самоуправления обучающихся |
25. | Организация творческих занятий и мероприятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей |
26. | Педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся |
27. | Проведение коллективных творческих, массовых мероприятий |
28. | Развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в образовательной организации |
29. | Развитие форм и способов взаимодействия детских объединений с другими институтами социализации |
30. | Организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив |
31. | Привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля, волонтеров |
32. | Педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений с другими институтами социализации |
33. | Анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений |
34. | Изучение особенностей, интересов и потребностей обучающихся |
35. | Проектирование содержания воспитательного процесса в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ОО |
36. | Организационно-педагогическое обеспечение участия детей и взрослых в проектировании программ воспитания |
37. | Вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания |
38. | Организационно-педагогическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов |
39. | Организация внеурочной деятельности обучающихся по выбранному направлению, проведение творческих занятий с обучающимися |
40. | Организация работы детского творческого объединения по выбранному направлению и педагогическое сопровождение его деятельности |
41. | Организация творческих мероприятий по выбранному направлению внеурочной деятельности |
42. | Поиск и отбор актуальных информационно-методических материалов для осуществления воспитательной деятельности |
43. | Разработка информационно-методических материалов по основным направлениям воспитательной деятельности |
44. | Организационно-методическое сопровождение досуговых мероприятий |
45. | Организационно-методическое обеспечение проведения педагогической диагностики и анализа результатов воспитательной деятельности |
46. | Изучение личностных особенностей, склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся |
47. | Разработка плана воспитательной деятельности с группой обучающихся |
48. | Приобщение обучающихся к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности |
49. | Взаимодействие с институтами социализации по вопросам организации досуговой деятельности группы обучающихся |
50. | Разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся |
51. | Оказание консультативной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности |
52. | Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося |
53. | Организация творческой деятельности обучающихся в целях их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития |
54. | Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям, жизнедеятельности в различных социальных условиях |
55. | Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности |
56. | Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и по месту жительства |
57. | Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении |
58. | Координация и консультативная поддержка взаимодействия педагогов с группой обучающихся |
59. | Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся |
60. | Разработка информационно-методического обеспечения досуговых мероприятий, экскурсий, праздников в группе обучающихся |
61. | Организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив |
62. | Проектирование и реализация социально-педагогических программ воспитания у обучающихся информационной культуры |
63. | Консультирование обучающихся по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности |
64. | Проведение занятий по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся |
65. | Реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации |
66. | Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования |
67. | Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
68. | Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
69. | Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса |
70. | Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
71. | Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
72. | Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
73. | Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации |
74. | Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
75. | Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
76. | Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам |
77. | Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов |
78. | Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды |
79. | Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
80. | Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса |
81. | Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения |
82. | Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления |
83. | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
84. | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
85. | Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка |
86. | Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью |
87. | Оказание адресной помощи обучающимся |
88. | Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка |
89. | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
90. | Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения |
91. | Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек |
92. | Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника |
Анализ данных позволяет сделать вывод, что непрерывное образование, в том числе дополнительное профессиональное образование педагогов как внешнее, так и внутреннее необходимо выстраивать с учетом развития навыков, профессиональных компетенций по ряду направлений - анализ индивидуального развития ребенка, его образовательных потребностей и дефицитов, психолого-педагогическое, тьюторское, социально-педагогическое сопровождение.
Начата работа по созданию электронного банка практик развития/адаптации системы наставничества (тьюторство, менторство, супервизия) обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и привлечением представителей работодателей к этой деятельности. Практики выявлены в том числе и результате конкурсных мероприятий (региональные конкурсы «Содружество», «Летняя планета»).
Актуальность
В связи с ускоряющимся технологическим и социально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передавать знания обучающемуся, но формировать у него способность использовать их и действовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именно способность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вклад в экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет в конечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образования нужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро и эффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, который
крайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам (разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опыт социализации ребенка с особенностями развития и т.д.).
В таких условиях наставничество является перспективной и доступной технологией, позволяющей создать открытое сообщество, обогатить его и наладить неформальное общение подростка со взрослым на основе доверия и взаимообогащения. Способность ответить на данные глобальные вызовы при формировании личности делает технологию наставничества незаменимой в современной системе образования, позволяет повысить подготовленность нового поколения к самостоятельной взрослой жизни, реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие страны.
Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образованияв силу следующих ключевых причин:
1. Наставничество позволит сформировать внутри образовательной организации сообщество учителей, обучающихся и родителей – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества.
2. Для сообщества образовательной организации наставничество представляет собой канал обогащения опытом. Наставничество – необходимый шаг на пути к тому, чтобы школы, учреждения дополнительного образования, профессиональные образовательные организации превращались в центр социума. То есть становились центром жизни и притяжения местного сообщества, где самые разные люди могут найти свою роль – и тем самым внести вклад в развитие образовательной среды. Прежде всего, стоит обратить внимание на выпускников: именно они могут стать главными наставниками для обучающихся
3. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку,
2) доверительные отношения,
3) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.
Концептуальные основы
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого (обучающегося) человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Внедрение программ наставничества в образовательные организации России обеспечит системность и преемственность наставнических отношений и программ.
Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач практически любого обучающегося/наставляемого:
ü подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;
ü одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;
ü студента профессиональной образовательной организации, который не видит карьерной перспективы и возможности трудоустройства в своем регионе;
ü ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры;
При организации наставничества между парами «учитель-учитель» будут решены следующие задачи:
ü адаптация педагога/молодого специалиста к профессии, определении собственной траектории профессионального развития;
ü освоение новых технологий педагогом, совершенствование форм и методов профессиональной деятельности;
ü снижение профессиональных дефицитов и удовлетворение профессиональных потребностей.
Реализация программы наставничествав системе образования Российской Федерации и региона с учетом российского законодательства, социально-экономических и других условий наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:
ü принцип научности предполагает применение научно обоснованных и проверенных технологий;
ü принцип системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;
ü принцип стратегической целостности определяет необходимость единой целостной стратегии реализации программы наставничества;
ü принцип легитимности, требующий соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права;
ü принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает честность и открытость взаимоотношений, не допускает покушений на тайну личной жизни, какого-либо воздействия или взаимодействия обманным путем;
ü принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей;
ü принцип продвижения благополучия и безопасности подростк а (принцип «не навреди») предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому (никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы наставляемого);
ü принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;
ü принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, направленный на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого собственной траектории развития, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;
ü принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.