Лариса Дмитриевна Огудалова

Лариса-чайка (греч.).

Значимое имя. Мечтательная и артистическая, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Поэтическая натура Ларисы летит на крыльях музыки: она прекрасно поет. Играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках.

Лариса Огудалова - это не простоватая девушка из мещанской среды, как другие героини пьес Островского (“Поздняя любовь” - Людмила, “Трудовой хлеб” - Наташа). Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры - серьезностью, правдивостью, жаждой неподдельных и искренних отношений. Подобное противоречие было тогда явлением, встречающимся в жизни лучших представителей привилегированных слоев общества. Но семья Огудаловых обеднела и занимает двусмысленное положение в провинциальном “обществе”. В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приводит ее к драматическому конфликту.

Все это ставит незаурядную девушку в чрезвычайно тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на ее руку, среди которых немало “всякого сброду”. Жизнь в ее доме похожа на “базар” или на “цыганский табор”. Лариса должна не только переносить Окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.

Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти выход из этого положения. Лариса могла бы встретить и полюбить человека искреннего и уйти с ним из “цыганского табора”. Но противоречивость эта лежит в основе характера девушки. Лариса сама искренне тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоватости и непритязательности оскорбительно для нее. Это проявляется в ее отношениях с Паратовым.

Лариса любит Паратова как человека, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она как бы “отравлена” Паратовым, с ним в ее сознании раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами этого мира в ее собственной жизни становятся любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают ее образу привлекательность. Собираясь выйти замуж за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может видеть его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее делается все более и более очевидной разница между ними: “С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!” Она постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которого она пойдет по первому его желанию: “Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда...”

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности своим жребием и тяга к иной жизни побуждают Ларису к попытке самой решить свою судьбу. Кажется, что путь в романтический мир лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели, потому что совершен в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов, за тем миром, который существует только в стихах и романсах. Так же как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы.

Поездка на мужской пикник открывает Ларисе глаза на ее подлинное положение – приза, который оспаривают друг у друга мужчины. “Я вещь, а не человек”. Умирая, она благодарит своего убийцу - Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя предметом купли продажи: “ Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать ”.

Поездка за Волгу - для Ларисы это катастрофа всей жизни. Теперь у нее нет ни приданого, ни девичьей чести. Теперь ей остается или торговать своей красотой, или, подобно Катерине (“Гроза”), уйти из жизни, бросившись с обрыва Волги. Лариса пытается сделать это, но у нее нет нравственных сил преодолеть естественную боязнь мучений и смерти. Ее монолог у решетки набережной показывает отличие ее характера от характера Катерины.

Катерина и в тяжелом замужестве не утеряла романтических стремлений, которые, питая ее смутные мечты о свободе, вместе с тем заключают наивную убежденность в бессмертии души. Для нее смерть не уничтожение личности, а освобождение от невыносимого существования. У Ларисы этого нет. В ее характере находит отражение не конец эпохи семейных авторитетов, а начало эпохи обнаженной власти чистогана. У нее есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев, нет целеустремленности. Она слаба, полна колебаний и поэтому легко подвержена соблазнам.

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с пошлостью, фальшью, “красивостью”: цитаты из Лермонтова и Баратынского сочетаются с высказываниями типа: “Сергей Сергеич... это идеал мужчины”, “Вы - мой повелитель”. В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Ларису, он по-своему поэтичен и одновременно пуст и фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства: “Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга”.

Перед гибелью Лариса обнаруживает свои настоящие нравственные свойства. Она умирает под “громкий хор цыган”, умирает, примирясь со своей горькой судьбой, ни на кого не жалуясь, никого не обвиняя. Но объективно эта смерть - тяжелое обвинение всему тому порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом бессовестной торговли.

III. Вывод по теме урока:

Лариса Дмитриевна в последнем монологе произносит: «Никогда, никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать».

Смерть для героини оказывается желаннее. Выстрел Карандышева она принимает с радостью. («Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: