У р о к и 6-7. Фонетика и орфография

Ц е л ь у р о к о в: отработка на выков: фонетического разбора слова, различения опозна вательных призна ков орфограмм-букв (гласных, со­ гласных, ь и ъ); определения места абзаца в тексте; составления пла ­ на текста и сжатого его пересказа.


1. Проверка дома шнего зада ния.

----
1. Запись на доске из уп р. 13 слов, в которых нужно было рас­ крыть скобки и устно объяснить выбор орфограмм.

2.

----
Запись  слов  с  пропущенными  буквами  и  объяснение  гра -

фически выбора орфогра ммы (на при мер: добросовестный   -

совесть).

3. Фонетически й разбор слова редкие.

4. Проверка выполнени я индивидуальн ых зада ний.

11. Синтаксическа я пяти минутка.

Уча щиеся да ют ха ра ктеристи ку предложен ия Чудесный вечер сменил жаркий день и принес с собой прохладу. На доске и в те ­ традях чертят его схему, определ яют, что связывает союз и.

Дополнительные зада ния: найти гла гол с орфогра ммой в корне (сменил), проверить безуда рную гласную, за писать однокоренные слова.


111. На доске за писа но в два столбика: Б

с


[ П ]

[ Ф ]


- Что зап иса но в первом столбике? во втором?

- Какой раздел ли нгвистики изучает звуки речи? (Фонетика.) Сделайте  фонетический  разбор  слов   яркими,  землю,  ельник. (Для фонетического разбора рекомендуется давать слова с оглуше­ нием -озвончением, слова, где количество букв и звуков не совпа ­

дает.)

IV.   1.  Запись  слов резкий,  подсказка,  семья,  желтый.

- В каком слове только глухие согласн ые?

2. Запись слов просьба, подъем, объяснить, юбка, моя.

- В каких словах звуков бол ьше, чем букв? мен ьше, чем букв? одина ковое количество букв и звуков? Докажите.

V. Запись под диктовку.

Туман расстилается, безжалостный, чуткий  камыш,  расцвел  на  рассве ­ те, бессчетный, объяснение, желтая акация, хорошо смотрится, свинцовой тучей.

Озна комившись с материалом для самостоятельного наблюде ­ ния на с. 1О, уча щиеся отвечают на вопросы, используя приме ры из ди ктовки '.

VI. Работа с табли цей на с. 206 учебн ика (обратить внимание уча щихся на фонетические опознавательные призна ки орфогра мм ­ букв (гласных, согласных, ь и ъ).

Vll. Чтение текста упр. 21. Ответы на вопросы к упражнен ию.

 

1 Дополнительный материал по теме см.: Б о r д а н о в а Г. А. Рабочая тетрадь. Русский язык. 7 класс.- М., 2001.- Ч.  1.- С. 7-9.


Vlll.  Чтение  текста упр.  22.

(Возможные заголовки: «Чудо- мед»,  «История  заполярного  ме­ да»,  «Мед  из тундры»,  «Пчелы  на  работе  в  Заполя рье»  и др.)

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр.  19, 20.

 

У р о к и  8-9. Словообразование  и орфографи я

Ц е л ь у р о к о в: отработка навыков: морфемного и словообразова ­ тельного разборов, правильного выделения значимых частей слова, на ­ хождения слов с омонимичными корнями, графического обозначения условий выбора орфограмм.

1. 1. Запись в «Словарь корней».

Искусство,  искусный.      .

Искусство, искус, искусить, кусити. С исторической  точки зрения в первом слове выделяется приставка ис-,   корень   -кус-, суффикс -ств-. С современной точки зрения в существительном искусство корень искус-, так как его значение в языке далеко от значения  исходного  глагола   кусити.

Сопоставляя существительное искусство с прила гательным ис­ кусный, показываем учащимся, что в первом слове две буквы с пи ­ шутся на стыке корня и суффикса; в слове искусный корень ис­ кус-, -н- - суффикс прилагател ьного. Искус - книжное слово, его значение - «испытание, проверка чьих-либо качеств». Иску ­ шать - «соблазнять,  прельщать».

- Подберите синонимы к слова м искусство (мастерство, художество),  искусный  (умелый,  мастерский,  вирт уозный и пр.); с двумя-тремя словами составьте и запишите предложен ия.

2. Запись  в  словарь  «Пиши  правильно».

Подлинный,  истинный.

11.  Проверка  домашнего  зада ния.

1. К доске вызываются три ученика. Из домашнего упр. 20 в три столбика выписыва ются слова с орфограммами о - е после шипящих:

в корне 1  в суффиксе  1  в оконча нии

В это время проверяется за пись (по заданию учебника) слово- сочетаний,  составленных  при  выполнении  дома шнего  задания.

2. Упр.  19 проверяется  «по цепочке».

111. Синта ксическая пятиминутка.

Составляется схема предложения Старые деревья давно об­ летели, и только молодые березки сохраняют свои увядшие листья.

1 -                 - = 1. и 1 -- =1 ·

IV.  Учащиеся  выписывают  сказуемое  из  второго  предложения и  разбирают  его  по  составу,  обязательно  указывая,  что  обозначает


кажда я морфема (на при мер: -ют - оконча ние, указывает на то, что этот гла гол 1 спряжен ия стоит в настоящем времени, 3- м ли ­ це, множествен ном числе; со- - приставка, не изменяема я на письме, и т. д.).


приме ры слов с этими оконча ниями. Докажите, что п рист,а_вка.,-


 

ко-


- На  что  указывают  окончани я   -ет,  -ит,  -ут?   Приведите

,
-рен.ь-, с уффи к с, окончание - значимые части слова (приход, уход, заход,  выход   и  пр.).

- Придумайте три слова различнь1х частей речи с окончанием -а.

- Образуйте однокорен ные слова различ ных ча стей реч и, используя  морфемы   див-,  чар-, жал-.

О б р а з е ц: мороз - морозный, морозит, морозец.

V. Соста вьте слово, взяв от прибежать приста вку, от школь­ ник корень, от ужасный суффикс, от огромный оконча ние. (При ­ школьный.) Я вляются ли однокорен ными слова пришкольный, пришкольного,   пришкольному?

VI. Запись под диктовку с указан ием орфограмм в тех значи ­ мых частях слова, с помощью которых они образованы; объяснить

графически выбор орфогра мм.                     л

Образец п и с ь м е н н о г о объяснен ия: собурg_ю.

При у с т н о м объяснении ответ может быть таким: серебряный - прила гательное, образова но от существительного с помощью суф­ фикса -ян-, в котором две орфограммы: я в суффиксе, та к как при­ ла гательное обозна чает «из чего сделано», и одна буква н, так как в суффи ксе прилагательного -ян- всегда пишется одна буква (кро­ ме исключений).

Кумачовый, расстелить, сдвинуть, прикоснуться, кожаный, свинцовый, сгореть, ледяной.

Vll. Запись слов с графическим объяснением написания -н-

и -нн-.


o б р а з е ц:


Л

6ара 6
анныи,


--./\Л

целинныи.


Голубиный, ранний, туманный, длинный, истинный, кочанный, львиный, карманный, былинный, подлинный.

Vlll. Запись слов с заданием  найти лишнее слово и объяснить графически, почему оно лишнее.

Старинный, бездонный, равнинный, глубинный, крысиный.

IX. Запись слов в четыре столби ка с орфогра мма ми: 1) в кор­ не; 2) в окончан ии; 3) в приста вке; 4) в суффиксе.

Местный, строят, растет, клеит, прилег, блестит, сдуть, мышиный, ше­ пот, борются,  свежего (ветра).

Х. Приведенные слова образова ны от шести корней. Выпиши ­ те слова одного корня в отдельны й столбик. Корен ь выделите, обо-


-- -- -- -- -- --
значьте часть речи. Укажите слова с омонимичными корнями. По­ чему они не являются однокоренными?

вода   1   водить   1   гора   1   гореть   1   цель   1   целый

Целина, за горал, горный, прицел, водник, наводнение, целиком, при­ горок, водный, целинный, водяной, водитель, нацелиться, гористый, прово­ дить, загорелый, обгореть.

XI. Продолжите ряд однокоренных слов с корнем да-. Укажи­ те, с помощью каких морфем образовано слово, определите его как

..........

часть речи: дать (глагол) - ". ".

Д о м а ш н е е з а д а н и е: уп ражнение  из учебника  по  выбору учителя.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: