Ц е л ь у р о к о в: отработка на выков: фонетического разбора слова, различения опозна вательных призна ков орфограмм-букв (гласных, со гласных, ь и ъ); определения места абзаца в тексте; составления пла на текста и сжатого его пересказа.
1. Проверка дома шнего зада ния.
---- |
2.
---- |
фически выбора орфогра ммы (на при мер: добросовестный -
совесть).
3. Фонетически й разбор слова редкие.
4. Проверка выполнени я индивидуальн ых зада ний.
11. Синтаксическа я пяти минутка.
Уча щиеся да ют ха ра ктеристи ку предложен ия Чудесный вечер сменил жаркий день и принес с собой прохладу. На доске и в те традях чертят его схему, определ яют, что связывает союз и.
Дополнительные зада ния: найти гла гол с орфогра ммой в корне (сменил), проверить безуда рную гласную, за писать однокоренные слова.
111. На доске за писа но в два столбика: Б
|
|
с
[ П ]
[ Ф ]
- Что зап иса но в первом столбике? во втором?
- Какой раздел ли нгвистики изучает звуки речи? (Фонетика.) Сделайте фонетический разбор слов яркими, землю, ельник. (Для фонетического разбора рекомендуется давать слова с оглуше нием -озвончением, слова, где количество букв и звуков не совпа
дает.)
IV. 1. Запись слов резкий, подсказка, семья, желтый.
- В каком слове только глухие согласн ые?
2. Запись слов просьба, подъем, объяснить, юбка, моя.
- В каких словах звуков бол ьше, чем букв? мен ьше, чем букв? одина ковое количество букв и звуков? Докажите.
V. Запись под диктовку.
Туман расстилается, безжалостный, чуткий камыш, расцвел на рассве те, бессчетный, объяснение, желтая акация, хорошо смотрится, свинцовой тучей.
Озна комившись с материалом для самостоятельного наблюде ния на с. 1О, уча щиеся отвечают на вопросы, используя приме ры из ди ктовки '.
VI. Работа с табли цей на с. 206 учебн ика (обратить внимание уча щихся на фонетические опознавательные призна ки орфогра мм букв (гласных, согласных, ь и ъ).
Vll. Чтение текста упр. 21. Ответы на вопросы к упражнен ию.
1 Дополнительный материал по теме см.: Б о r д а н о в а Г. А. Рабочая тетрадь. Русский язык. 7 класс.- М., 2001.- Ч. 1.- С. 7-9.
Vlll. Чтение текста упр. 22.
(Возможные заголовки: «Чудо- мед», «История заполярного ме да», «Мед из тундры», «Пчелы на работе в Заполя рье» и др.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 19, 20.
У р о к и 8-9. Словообразование и орфографи я
Ц е л ь у р о к о в: отработка навыков: морфемного и словообразова тельного разборов, правильного выделения значимых частей слова, на хождения слов с омонимичными корнями, графического обозначения условий выбора орфограмм.
|
|
1. 1. Запись в «Словарь корней».
Искусство, искусный. .
Искусство, искус, искусить, кусити. С исторической точки зрения в первом слове выделяется приставка ис-, корень -кус-, суффикс -ств-. С современной точки зрения в существительном искусство корень искус-, так как его значение в языке далеко от значения исходного глагола кусити.
Сопоставляя существительное искусство с прила гательным ис кусный, показываем учащимся, что в первом слове две буквы с пи шутся на стыке корня и суффикса; в слове искусный корень ис кус-, -н- - суффикс прилагател ьного. Искус - книжное слово, его значение - «испытание, проверка чьих-либо качеств». Иску шать - «соблазнять, прельщать».
- Подберите синонимы к слова м искусство (мастерство, художество), искусный (умелый, мастерский, вирт уозный и пр.); с двумя-тремя словами составьте и запишите предложен ия.
2. Запись в словарь «Пиши правильно».
Подлинный, истинный.
11. Проверка домашнего зада ния.
1. К доске вызываются три ученика. Из домашнего упр. 20 в три столбика выписыва ются слова с орфограммами о - е после шипящих:
в корне 1 в суффиксе 1 в оконча нии
В это время проверяется за пись (по заданию учебника) слово- сочетаний, составленных при выполнении дома шнего задания.
2. Упр. 19 проверяется «по цепочке».
111. Синта ксическая пятиминутка.
Составляется схема предложения Старые деревья давно об летели, и только молодые березки сохраняют свои увядшие листья.
1 - - = 1. и 1 -- =1 ·
IV. Учащиеся выписывают сказуемое из второго предложения и разбирают его по составу, обязательно указывая, что обозначает
кажда я морфема (на при мер: -ют - оконча ние, указывает на то, что этот гла гол 1 спряжен ия стоит в настоящем времени, 3- м ли це, множествен ном числе; со- - приставка, не изменяема я на письме, и т. д.).
приме ры слов с этими оконча ниями. Докажите, что п рист,а_вка.,-
ко-
- На что указывают окончани я -ет, -ит, -ут? Приведите
, |
- Придумайте три слова различнь1х частей речи с окончанием -а.
- Образуйте однокорен ные слова различ ных ча стей реч и, используя морфемы див-, чар-, жал-.
О б р а з е ц: мороз - морозный, морозит, морозец.
V. Соста вьте слово, взяв от прибежать приста вку, от школь ник корень, от ужасный суффикс, от огромный оконча ние. (При школьный.) Я вляются ли однокорен ными слова пришкольный, пришкольного, пришкольному?
VI. Запись под диктовку с указан ием орфограмм в тех значи мых частях слова, с помощью которых они образованы; объяснить
графически выбор орфогра мм. л
Образец п и с ь м е н н о г о объяснен ия: собурg_ю.
При у с т н о м объяснении ответ может быть таким: серебряный - прила гательное, образова но от существительного с помощью суф фикса -ян-, в котором две орфограммы: я в суффиксе, та к как при ла гательное обозна чает «из чего сделано», и одна буква н, так как в суффи ксе прилагательного -ян- всегда пишется одна буква (кро ме исключений).
Кумачовый, расстелить, сдвинуть, прикоснуться, кожаный, свинцовый, сгореть, ледяной.
Vll. Запись слов с графическим объяснением написания -н-
и -нн-.
o б р а з е ц:
Л
6ара 6 |
--./\Л
целинныи.
Голубиный, ранний, туманный, длинный, истинный, кочанный, львиный, карманный, былинный, подлинный.
Vlll. Запись слов с заданием найти лишнее слово и объяснить графически, почему оно лишнее.
Старинный, бездонный, равнинный, глубинный, крысиный.
IX. Запись слов в четыре столби ка с орфогра мма ми: 1) в кор не; 2) в окончан ии; 3) в приста вке; 4) в суффиксе.
|
|
Местный, строят, растет, клеит, прилег, блестит, сдуть, мышиный, ше пот, борются, свежего (ветра).
Х. Приведенные слова образова ны от шести корней. Выпиши те слова одного корня в отдельны й столбик. Корен ь выделите, обо-
-- -- -- -- -- -- |
вода 1 водить 1 гора 1 гореть 1 цель 1 целый
Целина, за горал, горный, прицел, водник, наводнение, целиком, при горок, водный, целинный, водяной, водитель, нацелиться, гористый, прово дить, загорелый, обгореть.
XI. Продолжите ряд однокоренных слов с корнем да-. Укажи те, с помощью каких морфем образовано слово, определите его как
..........
часть речи: дать (глагол) - ". ".
Д о м а ш н е е з а д а н и е: уп ражнение из учебника по выбору учителя.