У р о к и 1 0-12. Морфология и орфография

Ц е л ь у р о к о в: повторение морфологических призна ков частей речи; отработка навыка морфологического разбора; повторение грамматиче­ ских признаков и орфографии глагола.

1.   Прове рка  домашнего  задания.

-           -
11. Словарная диктовка с объяснением (учителю следует доби ­ ваться, чтобы при ответах школьники указывали часть речи и часть слова, наприме р: наслаждаться - гла гол, в корне -слажд- ор-

фограмма а, прове рочное слово - слg дкий).

Наслаждаться чтением, посветить фонарем, посвятить стихотворение, бле­ стящая поверхность, спуститься в долину, далекие горизонты; бесстрашный во­ ин, сделать аккуратно, сжаться в комочек, здесь расположиться, бесшумный мо­ тор, восстание, расписание уроков, безжалостно, обнажившиеся склоны горы.

111. Упр. 28.

Учащиеся читают текст упражнения и отвеча ют на вопросы учебника.

IV. Повторение изучен ного ранее о частях речи.

- Назовите самостоятельные и известные вам служебные ча­ сти речи. Какая форма является начальной для имен и существи ­ тельного? прилагательного? гла гола?

- По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (По значению и грамматическим признакам.)

- Можно ли правильно разоб рать по составу слово стекло, не определив предва рительно, какая это часть речи? (Нет. Если это имя существительное, то - окончание, -стекл- - корень. Ес­ ли стекло - гла гол, то - окончание, указывает на средний род, ед. число; с- - приста вка; -тек- - корень; -л- - суффикс, указыва ющий, что гла гол стоит в прошедшем времени.)

Приведите примеры, когда достаточно определить принадлеж­ ность слова к части речи или его морфологические признаки, что­ бы верно выбрать орфогра мму. (Например: не был - глагол, не пишется раздельно (кроме исключений), полетел - глагол, по- -


приста вка - у гла голов не бывает предлогов, рез ий (качественное

прилагательное,  пишется суффикс -к-), киргиз D.ий (относительное прилагательное,  пишется суффикс -ск-), шалаш О (существитель­

ное 2- го склонени я), дочьО (существительное  3- го склонения),

дума! ешь 1  (1 спряжение), строl ишь 1  (11 спряжение) и т. д.)

Делается вывод о том, как важно пра вильно определить часть реч и и ее морфологические призна ки.

Уча щиеся  дела ют  морфологически й  разбор  слов  (по  рядам):

озаряют,  с  ветром,  скрипучий  (ствол).

- Каковы основные призна ки местои мен ий? Чем отлича ются лич ные местои мения от других склоняемых слов? (Различа ются по лица м.) Назовите начальную форму слов меня, его. Разбе рите морфологически  местои мени я   (с)  нами, собой.

V. Работа  над уп р. 30.

Уча щиеся читают текст, приводят приме ры имен существитель­ ных, прила гательн ых; объясняют, по ка ким призна кам они опреде­ ляют при надлежность слов к той или иной части речи.

VI.

I
i
Повторен ие правил о написа нии лич ных безударных окон ­ чаний гла гола по таблице, за писан ной в ученическом словаре 1 •

Правописание глаголов

 

 

ед. ч.

Лич ные окончания гла голов 1 и 11 спряжени я:


мн. ч.                 ед. ч.


мн. ч.


1 -е  л.  5J, G  \ -ем \             1 -е л.  5J, G  \ -им \

2-е л.  1 -ешь 1                                              2-е л.  1 -ишь 1

3-е л.  1   -ет 1          спр. \   -ут,  - ют \  3-е л.                          спр. \ -ат,  -ят \

 

Гла голы 1 и 11 спряжения

Ко  11 спряжению  относятся

все гла голы на -ить         гла голы - исключен ия

любить, клеить, строить   4 гла гола на -ать:   7 гла голов  на   -еть:

(кроме   брить,  стелить,  слышать,          смотреть,  видеть, зиждиться) дышать,     обидеть,  ненавидеть,

держать,          зависеть, терпеть,

гнать                вертеть

Все остальные  глаголы  относятся  к 1 спряжению

(писать, бороться, толкнуть, плясать и пр.)

ЗАПОМНИТЕ глаголы на -ять: сеять, веять, реять, таять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять, блеять, хаять. Они относятся к 1 спряжению.

 

 

1  См.: Б о г д а н о в а  Г. А. Уроки  русского  языка  в 5 классе.- М., 2002.- С.  189.


- От чего за висит выбор гласной в окончании глагола? (От спряжения глагола.)

Повторяется  схема  рассуждения:  чтобы  правильно  написать б е з у д а р н ы е л и ч н ы е о к о н ч а н и я глагола, нужно определить его спряжение, для чего необходимо глагол поставить в начальную (неопределенную) форму; если он не на -ить и не исключение, значит, он 1 спряжения, остальные глаголы относятся ко 11 спря­ жению  (кроме   стелить,  брить   и   зиждиться).

Если окончания у д а р н ы е, то спряжение гла гола определяется по ним: кричим   (11),   несём   (1).

- Назовите глаголы на -ять (сеять, веять, реять, таять, чуять,  затеять,  лаять   и  др.).  Какого  они  спряжения?

Vl l. Записать с:Ловосочета ния, графически объяснить орфо­ грам мы в  лич ных  окончаниях  глаголов  и  безударную  гласную в корне.

11     --.. --..

О б р а з е ц: стро\ ишь 1   дом, разд0:,ешь - до_ть.

Раздаешь тетради, расстилается по лугу, дробишь камень, преодолева ­ ешь препятствия, видишь тропинку, тяжело дышишь, борются с волнами, не обидят малышей, вымочит под дождем, терпишь боль, сеют семена, веет по ветру, рокочет в небе, лечатся травами, плещутся волны, прячут в дупле.

Vlll. Упр. 36.

Уча щиеся читают текст, составляют вопросный план, переска ­ зывают по нему текст.

Возможный вариант плана.

1. Сколько формообразующих основ может иметь глагол в от- личие от существительных и прила гательных?

2. Как образуется основа неопределенной формы глагола?

3. Как получить основу настоящего времени?

IX. Упр. 37 выполняется под руководством учителя.

Х. Объяснительный диктант.

Записывая предложения, учащиеся объясняют графически на ­ писание суффикса глагола, стоялщего перед лсуффиксом прошедшего времени   -л.   Например:   растал   - раста ть.

Ночной туман рассеялся, и в раскрытое окно повеяло прохладой. Звук проплыл и растаял у плеса. Я чуял запах воды и остывшей пыли, видел в темноте белые сады, слушал, как едва -едва шумела река.

XI. Дикта нт «Проверь себя» 1 •

Осень подкрадывается незаметно. Порой сразу и не увидишь малень­ кий желтый или оранжевый листик в зеленых кудрях дерева. Еще в кон­ це августа притаился он в листве, и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького  огонька  осенний  пожа р.  Кажется,  что  перебирается  огонь с дерева на дерево и далеко разносится ветром.

 

 

1  О методике  проведения  диктанта  «Проверь  себя»  см. на  с.  10-11.


Прячутся в лесу за первы ми опа вшими листьями грибы. На гнешься, чтобы сорва ть красную сы роежку, а в руках остается л ист осины. Заденешь желтый березовый листок, а под н им точно така я же цветна я сыроежка.

- Озаглавьте текст, найдите художественные средства выра ­ зительности  и определите  их  роль,  средства  связи  предложений.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: упражнен ия  из учебника  по  выбору учителя.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: