Ц е л ь у р о к о в: повторить основные синта ксические понятия (слово сочета ние, предложен ие, виды предложений по цел и высказы ва ния), порядок синтаксического разбора предложен ия;
отработка умения соста влять из двух простых предложений слож ное; пра вильно расставлять зна ки преп ина ния в простых и сложных предложениях, в предложениях с пря мой речью.
1. Беседа с уча щимися.
Уч итель напом инает семиклассн ика м, что язы козна ние - наука о языке - имеет ряд разделов.
- Какие разделы лин гвистики (язы козна ния) вам известны? (Учащиеся называют те разделы, которые они изучали: фонети ка, словообразова ние, лексика, морфологи я, синтаксис, пунктуа ция.)
- Что изучает кажды й из этих разделов? (Фонетика - звуки речи; словообразование - как образуются слова; лексика - зна чение слова; морфологи я - слово с точ ки зрен ия его грамматиче ских признаков; синта ксис - словосочета н ия и предложения; пунк туа ция - правила поста новки знаков преп ина ния.)
- Что та кое этимологи я? С каких пози ций она рассматривает слово? (Запись в тетрадях: этимология - раздел языкозна ния, изуча ющий происхожден ие слов.)
|
|
11. Учащиеся перестра ивают предложен ие Школьники знако мятся с книгами по этимологии, сделав подлежа щее обращени ем, затем за писыва ют получен ное предложен ие и объясняют поста новку знаков преп ина ния в нем.
- Каким стало предложен ие по цели высказывания?
- В какой форме стоит гла гол в побудительном предложении?
Выделите в этом гла голе оконча ние.
- Какие еще быва ют предложен ия по цели высказыва ния? (Повествовательные, вопросительн ые.) По интона ции? (Воскли ца тельные, невосклицательн ые.) При ведите свои приме ры.
111. 1. Запись предложени я Лучи солнца осветили удиви тельную картин у ближнего леса.
Сначала уча щиеся выполняют зада ния, связа нные с орфографи ей: выделяют корен ь в гла голе, подби ра ют однокорен ные слова; за -
х
тем вып исыва ют только то словосочета ние «прил.+ сущ.», в кото-
ром есть орфогра мма в корне прила гательного (удивительн ую картин у). Проводится разбор словосочетан ия, после чего - син та ксически й разбор всего предложен ия.
2. Уч ител ь читает предложен ие Солнце уже зашло, и по низ ким луговым местам все затопил туман.
-- |
|
|
этого слова: затопил - затопит; однокоренные - с други ми
морфемами:
--г,;;;:;--,,
..... т -- оп л и L!!!:!!.J , у.......--.ЛА Л
и пр.)
топ L...!!!!!_.J у
топленник
3. По данным схемам учащиеся составляют предложения и за писыва ют их.
«1 пр. речь 1», - 1 ел. автора 1. 1 ел. авт. 1 : « 1 п р. речь 1».
IV. Запись текста под диктовку.
б р а з е ц: х - л - о -- п - о.. т.. ливая - х. л. о. п - о - т - ы -
- хл - о - по - ч - ет.
В именах прилагательных учащиеся обозначают орфогра ммы
в корнях, подбирают провероч ные слова к ним.
0
Пожаловала хлопотливая осень, и сдула она с деревьев зеленый наряд. Разноцветными парашютиками летят листья и устилают лесные тропинки, полянки. Семена растений прячет осень в землю, а холодный дождь бес преста нно поливает их. Когда придет весна, дадут семена зеленые всходы.
По мере записи предложений уча щиеся составляют их схемы, объясняют поста новку знаков препинания.
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Есть ли в тексте однокоренные слова? (Нет. Зеленый, зе- леные - разные формы одного слова.)
V. Упр. 9.
- Прочитайте текст, озаглавьте его. Докажите, что это текст. Укажите ключевые слова (листопад, листья, дождь листвы, обнажились). Какова их роль в построении текста? Какое сред ство выразительности использовал автор? (Дождь листвы - ме тафора.)
- Спишите второе и последнее предложения; составьте их схемы. Сделайте вывод о постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях перед союзом и. Объясните графически орфограмму- гласную в корнях слов ложились, обнажились.
VI. Запись в «Словарь корней».
Обнажились (стали нагими - голыми; наг, нагой (голый),
нагишом (г/ / ж).
(Справка для учителя: нагой - общеславянское; нагишом - бывшая форма твор. пад. ед. ч. сущ. нагиш (голый). У Лермонтова: «...он наг и бе ден...»)1
1 См.: Ш а н с к и й Н. М" Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.- М., 1997.- С. 196.
Vll. Под ди ктовку за писы ва ются предложен ия, выделяются грамматические основы.
1) Уж роща отряхает последние листы с на гих своих ветвей. (А. Пуш кин.) 2) Лесов та и11ственна я сень с печальн ым шумом обнажалась. (А. Пушкин.) (Сень - лиственн ый покров деревьев.) 1 3) Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов.) 4) Осыпал лес свои верши ны, лес обнажил свое чело. (А. Фет.) 5) Сквозь обнаженн ые сучья дере вьев белеет неподвижное небо. 6) Посредине стены Петя заметил дыру с обнажившейся решеткой. (В. Катаев.)
- Укажите нерасп ростра ненн ые предложен ия, входящие в со став сложного.
- Сделайте разбор одного именного и одного гла гольного сло восочета ний.
Vlll. Соста вьте и за пи шите предложен ия по данным схема м. Сдела йте вывод о поста новке зна ков преп ина ния в простых и слож ных предложен иях с союзом и.