У р о к и 2 -4. Синтаксис и пунктуаци я

Ц е л ь у р о к о в: повторить основные синта ксические понятия (слово­ сочета ние, предложен ие, виды предложений по цел и высказы ва ния), порядок синтаксического разбора предложен ия;

отработка умения соста влять из двух простых предложений слож­ ное; пра вильно расставлять зна ки преп ина ния в простых и сложных предложениях, в предложениях с пря мой речью.

1. Беседа с уча щимися.

Уч итель напом инает семиклассн ика м, что язы козна ние - наука о языке - имеет ряд разделов.

- Какие  разделы  лин гвистики  (язы козна ния) вам известны? (Учащиеся называют те разделы, которые они изучали: фонети ка, словообразова ние, лексика, морфологи я, синтаксис, пунктуа ция.)

- Что изучает кажды й из этих разделов? (Фонетика - звуки речи; словообразование - как образуются слова; лексика - зна ­ чение слова; морфологи я - слово с точ ки зрен ия его грамматиче ­ ских признаков; синта ксис - словосочета н ия и предложения; пунк­ туа ция - правила поста новки знаков преп ина ния.)

- Что та кое этимологи я? С каких пози ций она рассматривает слово? (Запись в тетрадях: этимология - раздел языкозна ния, изуча ющий происхожден ие слов.)

11. Учащиеся перестра ивают предложен ие Школьники знако ­ мятся с книгами по этимологии, сделав подлежа щее обращени ­ ем, затем за писыва ют получен ное предложен ие и объясняют поста ­ новку знаков преп ина ния в нем.

- Каким стало предложен ие по цели высказывания?

- В какой форме стоит гла гол в побудительном предложении?

Выделите в этом гла голе оконча ние.

- Какие еще  быва ют  предложен ия  по цели  высказыва ния? (Повествовательные, вопросительн ые.) По интона ции? (Воскли ца ­ тельные, невосклицательн ые.) При ведите свои приме ры.

111. 1. Запись предложени я Лучи солнца осветили удиви ­ тельную  картин у  ближнего  леса.

Сначала уча щиеся выполняют зада ния, связа нные с орфографи ­ ей: выделяют корен ь в гла голе, подби ра ют однокорен ные слова; за -

х

тем вып исыва ют только то словосочета ние «прил.+ сущ.», в кото-

ром есть орфогра мма в корне прила гательного (удивительн ую картин у). Проводится разбор словосочетан ия, после чего - син ­ та ксически й разбор всего предложен ия.

2. Уч ител ь читает предложен ие Солнце уже зашло, и по низ­ ким  луговым местам  все  затопил  туман.


--
Школьники  на  слух (без  предва рительной  записи) определяют, какое  оно;  составляют  на доске  и  в тетрадях  его  схему,  называют грамматические  основы  предложений,  входящих  в состав сложного. Дополнительное  зада ние:  выписать  глагол,  в  котором  есть  ор­ фограмма  в  корне   (затопил), рядом  записать  проверочное  и  од­ нокоренные  слова. (Проверочное  слово может  быть другой  формой

этого  слова:   затопил - затопит;   однокоренные - с  други ми


морфемами:


--г,;;;:;--,,


..... т -- оп л и L!!!:!!.J , у.......--.ЛА Л


 

и пр.)


топ L...!!!!!_.J у


топленник


3.  По данным  схемам  учащиеся  составляют  предложения  и  за ­ писыва ют их.

«1 пр.  речь 1», - 1 ел.  автора 1.   1  ел.  авт. 1  : « 1   п р.  речь   1».

                                  

IV. Запись  текста  под диктовку.


 

б р а з е ц: х - л - о -- п - о.. т.. ливая   - х. л. о. п - о - т - ы -


- хл - о - по - ч - ет.


В  именах  прилагательных  учащиеся  обозначают  орфогра ммы

в  корнях,  подбирают  провероч ные  слова  к  ним.

0

Пожаловала хлопотливая осень, и сдула она с деревьев зеленый наряд. Разноцветными парашютиками летят листья и устилают лесные тропинки, полянки. Семена растений прячет осень в землю, а холодный дождь бес­ преста нно поливает их. Когда придет весна, дадут семена зеленые всходы.

По мере записи предложений уча щиеся составляют их схемы, объясняют  поста новку  знаков  препинания.

- Сделайте  синтаксический  разбор  первого  предложения.

- Есть ли в тексте однокоренные слова? (Нет. Зеленый, зе- леные - разные формы одного слова.)

V. Упр.  9.

- Прочитайте текст, озаглавьте его. Докажите, что это текст. Укажите ключевые слова (листопад, листья, дождь листвы, обнажились). Какова их роль в построении текста? Какое сред­ ство выразительности использовал автор? (Дождь листвы - ме ­ тафора.)

- Спишите второе и последнее предложения;  составьте  их схемы. Сделайте  вывод о постановке  знаков  препинания  в простом и сложном предложениях перед союзом и. Объясните графически орфограмму- гласную  в  корнях  слов   ложились,  обнажились.

VI. Запись  в  «Словарь  корней».

Обнажились (стали нагими - голыми; наг, нагой (голый),

нагишом (г/ / ж).

(Справка для учителя: нагой - общеславянское; нагишом - бывшая форма твор. пад. ед. ч. сущ. нагиш (голый). У Лермонтова: «...он наг и бе­ ден...»)1

 

 

1 См.: Ш а н с к и й Н. М" Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского  языка.-  М.,  1997.- С.  196.


Vll. Под ди ктовку за писы ва ются предложен ия, выделяются грамматические основы.

1) Уж роща отряхает последние листы с на гих своих ветвей. (А. Пуш ­ кин.) 2) Лесов та и11ственна я сень с  печальн ым  шумом  обнажалась. (А. Пушкин.) (Сень - лиственн ый покров деревьев.) 1 3) Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов.) 4) Осыпал лес свои верши ­ ны, лес обнажил свое чело. (А. Фет.) 5) Сквозь обнаженн ые сучья дере­ вьев белеет неподвижное  небо. 6) Посредине  стены  Петя  заметил дыру с обнажившейся решеткой. (В. Катаев.)

- Укажите нерасп ростра ненн ые предложен ия, входящие в со­ став сложного.

- Сделайте разбор одного именного и одного гла гольного сло ­ восочета ний.

Vlll. Соста вьте и за пи шите предложен ия по данным схема м. Сдела йте вывод о поста новке зна ков преп ина ния в простых и слож­ ных предложен иях с союзом и.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: