Ц е л ь у р о к а: позна комить уча щихся со способа ми образова ния сра в нительной и превосходной степени наречий, синта ксической рол ью на речия в сравнительной степени в предложении; формирование умения образовывать на речия сравнительной степени, определять их синтакси ческую роль в предложении, отличать сра внительную степень наречия от сра внительной степени прила гательного.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: употреблен ие на речий как средства связи текста для уточ нения смысловых оттен ков.
П о в т о р е н и е: орфогра мма в корне.
1. Запись в слова рь трудных слов.
Впоследствии.
11. Проверка дома шнего задания.
111. Слова рно-орфографический диктант на повторен ие с зада нием подче ркнуть на реч ия, определить их разряд по значен ию.
Дружно участвовать в субботнике, изла гать логично, уверенно сделать цирковой трюк, потом почувствовать усталость, удивител ьное растение, просвещенный на род, буйно разрослись в палисаднике, ярко озарить небо склон, слегка за горела я девушка, осленительно блеснуть на солнце, едва прикоснуться.
|
|
IV. Объяснение нового материала.
Уча щимся предлагается прочитать § 34 и рассказать о степе нях сравнен ия на реч ий, приводя свои при меры.
V. Закрепление материала.
Упр. 212 (устно). В ходе его выполнения учащиеся дела ют вы вод о способах образования наречий в сравнительной степени.
VI. Наблюдения на с. 99 (о синтаксической роли прилагатель ных и наречий в сравнительной степени).
Vll. Синтаксический разбор предложения Вся земля трещала от кузнечиков и сверчков, сильнее плыл ветер, и медленно на плывала на землю тень облаков. (С. Антонов.)
Разбирается по составу слово сильнее.
Vlll. Уча щиеся подбирают к глаголу говорить различные на речия.
- Сколько словосочетаний с наречием может он дать?
- О чем это свидетельствует? (Об огромных возможностях наречий для уточнения значений глагола, показывает роль наречий в передаче точности и выразительности речи.)
(Говорить - быстро, весело, неторопливо, певуче, насмеш ливо, плавно, тягуче, образно, гнусаво, уверенно, протяжно и т. д.)
От трех-четы рех наречий семиклассники образуют сравнитель ную степень, придумывают с ними примеры. Обозначают суффик сы наречий.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 34; упр. 214 (письменно), 215 (уст но); выписать слова из рамочек в словарик и выучить.
У р о к 65. Морфологический разбор наречий
Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с планом и образцом морфо логического разбора наречия как части речи; формирование умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом раз боре.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: развитие языкового кругозора учащих ся за счет знакомства с этимологией слова; обогащение речи школь ников за счет использования наречий в речи.
|
|
1. Прове рка дома шнего зада ния.
1. Упр. 214.
2. Фронтальный опрос по теме.
- Что обозначает наречие? На какие вопросы оно отвечает?
- С какими частями речи употребляется наречие в словосоче-
таниях?
- Какой самый отличительный морфологический признак на - речия?
- Как доказать, что наречие - неизменяема я часть речи?
- Каким членом предло.щения ча ще всего бывает наречие?
- Что общего у наречия с другими частями речи и чем они отлича ются? Приведите свои примеры.
3. Уп р. 215, выполняемое дома устно, п рове ряется методом контрольного диктанта. Предва рительно учитель отвечает на вопро сы, возни кшие у уча щихся при подготовке уп ражнени я дома.
11. Синтаксически й разбор предложени й: l) Все темней и ку дрявей березовый лес зеленеет. 2) Ворох листьев сухих все сильней, веселей ра згорается. (И. Буни н.)
111. Объяснен ие нового материала. Чтен ие и анализ § 35.
IV. Закрепление материала.
1. Вн иман ию уча щихся предла гается отры вок из книги Э. Ва р таньяна «Из жизн и слов».
НА (ВО) ВСЮ И ВАНОВСКУЮ
В Московском Кремле, у колокольн и Ива на Вел икого, была в ста ри ну площадь, называ вшаяся Ива новской. Здесь постоянно толп ился на род, обменивались слуха м и и новостями, вступа я в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, н и радио тогда не было) «площадн ые подьячие» и гла шата и громким голосом, на всю Ива новскую, огла шали царские указы и приказы.
Та к и за крепилось в языке выражение для обозначения особенно гром кого крика.
- Какими нареч ия ми можно замен ить да нное словосочетан ие?
(Очень громко.) Устно придумайте с ним предложен ие.
Вы пишите из да нного текста 2-3 на речи я и разберите морфо логически.
2. Прочита йте текст.
ИЗ ИСТОРИ И СЛОВА ВДРЕБЕЗГИ
Наречия возн икли в языке позже других слов. Они нередко восстана в л ива ют историю да вно забытого слова, помога ют понять, что язык посто я нно изменяется, в нем происходят процессы отми ра ния одних слов и рож дения других.
Та к, в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От да нного существительного в винитель ном падеже множествен ного числа с предлогом в образовалось нареч ие
вдребезги.
- В каком значен ии употребл яется это наречие? Связа но ли оно со значен ием древнерусского слова? (Да. Вдребезги означает
«на мелкие куски».) При ведите приме ры с да нным нареч ием. (На при мер: Стекло ра збилось вдребезги.)
Данное нареч ие разби рается морфологически.
3. К данным фразеологически м оборотам подберите наречия синоним ы.
Встать ни свет ни за ря; жить душа в душу; рукой подать; хоть пруд пруди; мчаться во весь дух; работать засучив рукава.
4. Диктант «Проверь себя».
По мере ero записи 2-3 наречиs разбираются морфологически.
У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мы- шей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала нечто заслуживающее похвалы. Она являлась с мышью в зу бах и, как-то особенно, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Уже по этому торжествующему мурлыканью все мы узнавали, что она поймала мышь. По том, подняв хвост вверх, обходила всех нас, и каждый должен был ее по гладить и похвалить. Потом она бросала мышь и равнодушно уходила.
(По В. В е р е с а е в у.)
- Укажите средства связи предложений в тексте. Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 35; упр. 216.
У р о к 66. Развитие речи.