У р о к 64. Степени сравнения наречий

Ц е л ь у р о к а: позна комить уча щихся со способа ми образова ния сра в­ нительной и превосходной степени наречий, синта ксической рол ью на ­ речия в сравнительной степени в предложении; формирование умения образовывать на речия сравнительной степени, определять их синтакси ­ ческую роль в предложении, отличать сра внительную степень наречия от сра внительной степени прила гательного.

Работа  п о р а з в и т и ю р е ч и: употреблен ие на речий как средства связи текста для уточ нения смысловых оттен ков.

П о в т о р е н и е: орфогра мма в корне.

1. Запись в слова рь трудных слов.

Впоследствии.

11. Проверка дома шнего задания.

111. Слова рно-орфографический диктант на повторен ие с зада ­ нием подче ркнуть на реч ия, определить их разряд по значен ию.

Дружно участвовать в субботнике, изла гать логично, уверенно сделать цирковой трюк, потом почувствовать усталость, удивител ьное растение, просвещенный на род, буйно разрослись в палисаднике, ярко озарить небо­ склон, слегка за горела я девушка, осленительно блеснуть на солнце, едва прикоснуться.

IV. Объяснение нового материала.

Уча щимся предлагается прочитать § 34 и рассказать о степе­ нях сравнен ия на реч ий, приводя свои при меры.


V. Закрепление материала.

Упр. 212 (устно). В ходе его выполнения учащиеся дела ют вы ­ вод о способах образования наречий в сравнительной степени.

VI. Наблюдения на с. 99 (о синтаксической роли прилагатель­ ных и наречий в сравнительной степени).

Vll. Синтаксический разбор предложения Вся земля трещала от кузнечиков и сверчков, сильнее плыл ветер, и медленно на ­ плывала  на  землю  тень  облаков. (С. Антонов.)

Разбирается  по составу  слово сильнее.

Vlll. Уча щиеся подбирают к глаголу говорить различные на ­ речия.

- Сколько словосочетаний с наречием может он дать?

- О чем это свидетельствует? (Об огромных возможностях наречий для уточнения значений глагола, показывает роль наречий в передаче точности и выразительности речи.)

(Говорить - быстро, весело, неторопливо, певуче, насмеш ­ ливо,  плавно,  тягуче,  образно, гнусаво,  уверенно,  протяжно и т. д.)

От трех-четы рех наречий семиклассники образуют сравнитель­ ную степень, придумывают с ними примеры. Обозначают суффик­ сы наречий.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 34; упр.  214 (письменно), 215 (уст­ но); выписать слова из рамочек в словарик и выучить.

 

У р о к 65. Морфологический разбор наречий

Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с планом и образцом морфо­ логического разбора наречия как части речи; формирование умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом раз­ боре.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: развитие языкового кругозора учащих­ ся за счет знакомства с этимологией слова; обогащение речи школь­ ников за счет использования наречий в речи.

1. Прове рка дома шнего зада ния.

1. Упр. 214.

2. Фронтальный опрос по теме.

- Что обозначает наречие? На какие вопросы оно отвечает?

- С какими частями речи употребляется наречие в словосоче-

таниях?

- Какой самый отличительный морфологический признак на - речия?

- Как доказать, что наречие - неизменяема я часть речи?

- Каким членом предло.щения ча ще всего бывает наречие?

- Что общего у наречия с другими частями речи и чем они отлича ются? Приведите свои примеры.


3. Уп р. 215, выполняемое дома устно, п рове ряется методом контрольного диктанта. Предва рительно учитель отвечает на вопро­ сы, возни кшие у уча щихся при подготовке уп ражнени я дома.

11. Синтаксически й разбор предложени й: l) Все темней и ку ­ дрявей березовый лес зеленеет. 2) Ворох  листьев  сухих  все сильней,  веселей  ра згорается.   (И. Буни н.)

111. Объяснен ие нового материала. Чтен ие и анализ § 35.

IV. Закрепление  материала.

1. Вн иман ию уча щихся предла гается отры вок из книги Э. Ва р­ таньяна  «Из жизн и слов».

НА (ВО) ВСЮ И ВАНОВСКУЮ

В Московском Кремле, у колокольн и Ива на Вел икого, была в ста ри ­ ну площадь, называ вшаяся Ива новской. Здесь постоянно толп ился на род, обменивались слуха м и и новостями, вступа я в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, н и радио тогда не было) «площадн ые подьячие» и гла ­ шата и громким  голосом,  на  всю Ива новскую,  огла шали царские указы и приказы.

Та к и за крепилось в языке выражение для обозначения особенно гром ­ кого крика.

- Какими нареч ия ми можно замен ить да нное словосочетан ие?

(Очень громко.) Устно придумайте с ним предложен ие.

Вы пишите из да нного текста 2-3 на речи я и разберите морфо­ логически.

2. Прочита йте текст.

ИЗ ИСТОРИ И СЛОВА ВДРЕБЕЗГИ

Наречия возн икли в языке позже других слов. Они нередко восстана в­ л ива ют историю да вно забытого слова, помога ют понять, что язык посто­ я нно изменяется, в нем происходят процессы отми ра ния одних слов и рож­ дения других.

Та к, в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От да нного существительного в винитель­ ном падеже множествен ного числа с предлогом в образовалось нареч ие

вдребезги.

- В каком значен ии употребл яется это наречие? Связа но ли оно со значен ием древнерусского  слова?  (Да. Вдребезги   означает

«на мелкие куски».) При ведите приме ры с да нным нареч ием. (На ­ при мер:   Стекло ра збилось  вдребезги.)

Данное нареч ие разби рается морфологически.

3. К данным фразеологически м оборотам подберите наречия ­ синоним ы.

Встать ни свет ни за ря; жить душа в душу; рукой подать; хоть пруд пруди; мчаться во весь дух; работать засучив рукава.


4. Диктант «Проверь себя».

По мере ero записи 2-3 наречиs разбираются морфологически.

У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мы- шей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала нечто заслуживающее похвалы. Она являлась с мышью в зу­ бах и, как-то особенно, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Уже по этому торжествующему мурлыканью все мы узнавали, что она поймала мышь. По­ том, подняв хвост вверх, обходила всех нас, и каждый должен был ее по­ гладить и похвалить. Потом она бросала мышь и равнодушно уходила.

(По В. В е р е с а е в у.)

- Укажите средства связи предложений в тексте. Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 35; упр. 216.

 




У р о к 66. Развитие речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: