Це л ь у р о к а: показать значения, выраженные наречиями; формиро вание умения находить в тексте наречия и определять их значения.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: употребление наречий дЛЯ более точ ного выражения мыслей как одно из средств связи предложений в тексте.
П о в т о р е н и е: знаки препинания при деепричастном обороте.
1. Синтаксический разбор предложения Не выпуская Петиной руки, Гаврик осторожно выглянул из ворот и тотчас отва лился назад, прижавшись к стене. (В. Катаев.)
Уча щиеся должны соста вить схему предложения, дать его ха ракте ристику, разобрать по члена м, графически объяснить знаки препина ния, определить синтаксическую роль наречий в предло жении.
11. Опрос.
1. Фронтальн ый опрос.
- Что означает наречие? С какими частями речи обычно оно связано?
- Каким членом предложени я может быть наречие?
2. Прове рка выполнения дома шнего упр. 197.
1)) Один из учащихся читает составленны й план - перечен ь орфограмм домашнего упражнения. Другие семиклассники находят ука занные орфограмм ы в тексте упражнения, объясняют их написание.
|
|
2) На доске один из учеников чертит схему 1, 3-го предложений.
3) Чтение по цепоч ке предложений упражнения с определени ем синтаксической роли наречий. Слева на доске выписываются во просы, на которые отвеча ют эти наречия, затем вопросы дополня ются. Составл яется таблица, котора я за полняется постепен но, по мере прове рки домашнего упражнения и выполнения закрепитель ных упражнений на уроке.
Вопросы наречий | Значение наречий | Примеры |
к а к? к а к и м о б р а з о м? к о г д а? с к а к и х п о р? д о к а к и х п о р? г д е? к у д а? о т к у д а? п о ч е м у? з а ч е м? с к о л ь к о? в о с к о л ь к о? в к а к о й с т е п е н и? | образ действия время место прич ина цель мера |
111. Закрепление материала.
1. Из упр. 202 и 204 учащиеся вып исыва ют в схему (3- й стол бик) на реч ия, расп ределив их на группы по значению.
Анализируя этот текст, учащиеся отмечают, что наречия там и оттуда, соотносясь со словосочетанием с правой стороны, со единяют второе предложение с первым. Наречие скоро, являясь общим второстепенным членом - обстоятельством времени ·_ для третьего и четвертого предложений, тоже связывает их.
Делается вывод о роли наречий как средства связи в тексте.
2. Учащиеся выбирают нужное наречие.
1) Сегодня (обратно, опять) идет дождь. 2) По дороге вспомнила об оставленной дома книге, и пришлось повернуть (обратно, опять). 3) Уче ник (обратно, опять) забыл тетрадь дома. 4) (Вперед, сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять практическую часть задания. 5) (Спере ди, впереди) меня шел высокий сутулый человек, невольно обраща вший на себя внимание. 6) (Сначала, вперед) говорили о посещаемости, а потом - о дисциплине.
|
|
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 33; уп р. 205; соста вить связн ый рассказ о группах наречий, используя таблицу и вопросы в рам ках учебника.
У р о к 62. Смысловые группы наречий
(продолжение темы)
1. Проверка домашнего задания.
11. Запись предложений с заданием определить смыс.(Iовые зна - чения наречий, их синтаксическую роль.
1) Не угас еще вдали закат, и листва сквозит узором четким. 2) Та инственно шумит лесная тишина. 3) Одиноко я бреду по листве в аллее старой. 4) Светло, легко и своенравно она блестит среди болот и к ста рым мельницам так плавно несет стекло весенних вод. 5) Далеко, далеко в тишине колокольчик поет, замирая.
111. Упр. 206 (выполн яется коллективно).
(И. Б у н и н.)
IV. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 97.
V. Упражнения на закрепление материала (по выбору учителя).
1. Запишите предложения. Подчеркните наречия, с помощью которых связываются предложения, укажите их значение.
1) Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк. (На речие здесь, замещая наречие вниз первого предложения, присоединяет к нему второе.) 2) База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята из разных уголков стра ны. (На речие сюда, замещая существительное в Кры му, являющееся обстоятельством места первого предложения, присоединя
ет к нему первое.) 3) Вечером школа удивительно изменилась. Какой -то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот. (Ю. Я ковлев). (Предложения связываются на речием вечером, являющим ся обстоятельством времени для этих предложений. Пространственное на речие здесь, замещая существительное - подлежащее школа - первого предложения, также связывает их.)
2. Замен ите в тексте повторяющиеся слова наречи ями и ме стоимен иям и. Определите, ка кие изменени я вызвала эта за мена. Объясните, что соеди няют наречи я.
Ра но утром я пошел в сара й. Вдруг кто-то п рошмыгнул м имо моих ног и бросился в сара й. Я вошел в сара й. Из угла, где лежало сено, доноси лись ка кие-то звуки. В углу кто-то возился. Не успел я что-либо предпри нять, ка к из угла выскочила мышь, а за ней на ш кот Васька. В то же мгно вение мышь юркнула в щель под сараем.
(Заменяющие слова: туда же, там, оттуда, она.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 33; упр. 208.
У р о к 63. Развитие речи.
Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег»
(упр. 21 1)
Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с особенностями текста в форме дневниковых за писей; формирование умения соста влять текст в форме дневниковых за писей по данному началу.