У р о к 6 1. Смысловые группы наречий

Це л ь  у р о к а:  показать  значения,  выраженные  наречиями;  формиро­ вание умения  находить  в тексте  наречия  и определять  их значения.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: употребление наречий дЛЯ  более  точ­ ного  выражения  мыслей  как  одно  из  средств  связи  предложений в  тексте.

П о в т о р е н и е:  знаки  препинания  при деепричастном  обороте.

1. Синтаксический разбор предложения Не выпуская Петиной руки, Гаврик осторожно выглянул из ворот и тотчас  отва ­ лился  назад,  прижавшись  к  стене.   (В. Катаев.)

Уча щиеся должны соста вить схему предложения, дать его ха­ ракте ристику, разобрать по члена м, графически объяснить знаки препина ния, определить синтаксическую роль наречий в предло­ жении.

11. Опрос.

1. Фронтальн ый опрос.

- Что означает наречие? С какими частями речи обычно оно связано?

- Каким членом предложени я может быть наречие?

2. Прове рка выполнения дома шнего упр.  197.

1)) Один из  учащихся  читает  составленны й  план - перечен ь орфограмм домашнего упражнения. Другие семиклассники  находят ука ­ занные орфограмм ы в тексте упражнения, объясняют их  написание.

2) На доске один из учеников чертит схему 1, 3-го предложений.

3) Чтение по цепоч ке предложений упражнения с определени­ ем синтаксической роли наречий. Слева на доске выписываются во­ просы, на которые отвеча ют эти наречия, затем вопросы дополня­ ются. Составл яется таблица,  котора я  за полняется  постепен но, по мере прове рки домашнего упражнения и выполнения закрепитель­ ных упражнений на уроке.

 

  Вопросы  наречий Значение наречий   Примеры
к а к? к а к и м о б р а з о м? к о г д а? с к а к и х п о р? д о к а к и х п о р? г д е? к у д а? о т к у д а? п о ч е м у? з а ч е м? с к о л ь к о? в о с к о л ь к о? в к а к о й с т е п е н и? образ действия время   место прич ина цель мера  

 

111. Закрепление материала.

1. Из упр. 202 и 204 учащиеся вып исыва ют в схему (3- й стол ­ бик) на реч ия, расп ределив их на группы по значению.


Анализируя этот текст, учащиеся отмечают, что наречия там и оттуда, соотносясь со словосочетанием с правой стороны, со­ единяют второе предложение с первым. Наречие скоро, являясь общим второстепенным членом - обстоятельством времени ·_ для третьего и четвертого предложений, тоже связывает их.

Делается вывод о роли наречий  как средства связи в тексте.

2. Учащиеся выбирают нужное наречие.

1) Сегодня (обратно, опять) идет дождь. 2) По дороге вспомнила об оставленной дома книге, и пришлось  повернуть  (обратно,  опять).  3)  Уче­ ник (обратно, опять) забыл тетрадь дома. 4)  (Вперед,  сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять практическую часть задания. 5) (Спере­ ди, впереди) меня шел высокий сутулый человек, невольно обраща вший на себя  внимание.  6)  (Сначала,  вперед) говорили  о посещаемости,  а  потом - о дисциплине.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 33; уп р. 205; соста вить связн ый рассказ о группах наречий, используя таблицу и вопросы в рам ­ ках учебника.

 

У р о к   62. Смысловые  группы  наречий

(продолжение темы)

1. Проверка домашнего задания.

11. Запись предложений с заданием определить смыс.(Iовые зна - чения наречий, их синтаксическую роль.

1) Не угас еще вдали закат, и листва сквозит узором четким. 2) Та ­ инственно шумит лесная тишина. 3) Одиноко я бреду по листве в аллее старой. 4) Светло, легко и своенравно она  блестит  среди  болот  и  к  ста ­ рым  мельницам  так  плавно  несет  стекло  весенних  вод.  5) Далеко,  далеко в тишине  колокольчик  поет, замирая.


 

111. Упр. 206 (выполн яется коллективно).


(И. Б у н и н.)


IV. Знакомство с теоретическими  сведениями на с. 97.

V. Упражнения на закрепление материала (по выбору учителя).

1. Запишите предложения. Подчеркните наречия, с помощью которых связываются предложения, укажите их значение.

1) Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк. (На­ речие   здесь,   замещая  наречие   вниз   первого  предложения,  присоединяет к нему второе.) 2) База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята  из разных уголков стра ны. (На речие сюда, замещая существительное в Кры­ му, являющееся  обстоятельством  места  первого предложения,  присоединя ­

ет к нему первое.) 3) Вечером школа удивительно изменилась. Какой -то дерзкий  веселый  волшебник  совершил  здесь  самый  настоящий  переворот. (Ю. Я ковлев). (Предложения  связываются  на речием   вечером, являющим­ ся обстоятельством времени для этих предложений. Пространственное на ­ речие здесь, замещая существительное - подлежащее школа - первого предложения,  также  связывает  их.)


2. Замен ите в тексте повторяющиеся слова наречи ями и ме­ стоимен иям и. Определите, ка кие изменени я вызвала эта за мена. Объясните, что соеди няют наречи я.

Ра но утром я пошел в сара й. Вдруг кто-то п рошмыгнул м имо моих ног и бросился в сара й. Я вошел в сара й. Из угла, где лежало сено, доноси ­ лись ка кие-то звуки. В углу кто-то возился. Не успел я что-либо предпри ­ нять, ка к из угла выскочила мышь, а за ней на ш кот Васька. В то же мгно­ вение мышь юркнула в щель под сараем.

(Заменяющие  слова:   туда  же,  там,  оттуда, она.)

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 33; упр.  208.

 

У р о к 63. Развитие речи.






Сочинение в форме дневниковых записей по  картине  И.  Попова  «Первый  снег»

(упр. 21 1)

Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с особенностями текста в форме дневниковых за писей; формирование умения соста влять текст в форме дневниковых за писей по данному началу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: