Ц е л ь у р о к а: показать условия выбора на письме буквы е в при ставке не- и буквы и в приставке ни-, формирование умения исполь зовать опозна вательный призна к данной орфограммы - наличие не и ни и безуда рной гласной -для правильного выбора орфограммы.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: развитие языкового кругозора учащих ся за счет знакомства с этимологией слова; конструирование предло жений, составление связного рассказа на гра мматическую тему.
П о в т о р е н и е: правописание отрицательных местоимений; знаки пре пинания при обра щении, при деепричастном обороте.
1. Опрос.
Проверка дома шнего упражнения.
Учащиеся рассказывают о написании не с наречиями на -о и -е.
11. Синтаксический разбор предложений. Устно составляются предложения по схемам: 1) D. и О. 2) / =и =I.
Уча щиеся записывают второе предложение, осложнив его дее причастным оборотом; разбирают по членам.
111. Из истории происхождения наречий.
В древне русском языке существовало слово тло -дно, основание. Наречие дотла образовалось от родительного падежа единственного числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до осно вания, без остатка) сохра няется значение древнего существительного тло.
Семиклассники приводят примеры предложения с данным наречием.
IV. Запись отрицательных местоимений с заданием рядом напи сать местоимения, употребив их в составе словосочета ния или предложения. Наприме р: никого - ни у кого не расспрашивал.
Никем, некем; ничего, нечего; ничьими, никакой, некого, ничьего.
Делается вывод о написании отрицательных местоимений.
V. Чтение и анализ § 37.
Следует обратить внима ние уча щихся на графическое объясне- ние орфогра ммы.
VI. Тренировочно-за крепительные упражнени я.
1. За пишите, объясните написа ние не и ни в нареч иях.
1) Никогда Россия ярма не носила. 2) Велика Россия, а отступать не куда. 3) Нигде не дышится так легко, как на родине. 4) На чужбине чув ствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5) Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6) Отважному все нипочем.
7) Смелый человек нигде не пропадет.
(Пословицы.)
2. Вып ишите в соста ве словосочета ний сначала местоимени я, затем наречи я.
l) Нигде не видно жилья. 2) Ничем не измерить простора полей. 3) Ни когда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 4) Ни как не удавалось преодолеть эту вершину. 5) «Я тут ни при чем»,- бурк нул Сергей. 6) Неоткуда взять воды.
Учащиеся отвеча ют на вопрос, что общего в написании не и ни
в отрицательных местоимениях и на реч иях.
3. Упр. 228.
В ходе самостоятельного выполне ния уп ражнени я уча щиеся объясняют на писа ние не и ни в наречи ях, находят предложения, соответствующие указа нны м в задании схема м.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 37; упр. 229.
У р о к 7 1. Буквы е и и в приставках не- и ни