Отрицательных наречий

Ц е л ь у р о к а: показать условия выбора на письме буквы е в при­ ставке не- и буквы и в приставке ни-, формирование умения исполь­ зовать опозна вательный призна к данной орфограммы - наличие не и ни и безуда рной гласной -для правильного выбора орфограммы.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: развитие языкового кругозора учащих­ ся за счет знакомства с этимологией слова; конструирование предло­ жений, составление связного рассказа на гра мматическую тему.

П о в т о р е н и е: правописание отрицательных местоимений; знаки пре­ пинания при обра щении, при деепричастном обороте.

1. Опрос.

Проверка дома шнего упражнения.

Учащиеся рассказывают о написании не с наречиями на и -е.

11. Синтаксический разбор предложений. Устно составляются предложения по схемам: 1)  D. и   О. 2) /  =и =I.

Уча щиеся записывают второе предложение, осложнив его дее­ причастным оборотом; разбирают по членам.

111. Из истории происхождения наречий.

В  древне русском  языке  существовало  слово   тло -дно,  основание. Наречие дотла образовалось от родительного падежа единственного числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до осно­ вания, без остатка) сохра няется значение древнего существительного тло.

Семиклассники приводят примеры предложения с данным наречием.

IV. Запись отрицательных местоимений с заданием рядом напи ­ сать местоимения, употребив их в составе словосочета ния или предложения.  Наприме р: никого - ни у  кого не расспрашивал.

Никем, некем; ничего, нечего; ничьими, никакой, некого, ничьего.

Делается вывод о написании отрицательных местоимений.


V. Чтение  и  анализ  § 37.

Следует обратить внима ние уча щихся на графическое объясне- ние орфогра ммы.

VI.   Тренировочно-за крепительные  упражнени я.

1. За пишите, объясните написа ние не и ни в нареч иях.

1) Никогда Россия ярма не носила. 2) Велика Россия, а отступать не­ куда. 3) Нигде не дышится так легко, как на родине. 4) На чужбине чув­ ствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5) Совершить хорошее  дело  никому  и никогда  не  поздно.  6) Отважному  все  нипочем.

7)  Смелый  человек  нигде  не пропадет.

(Пословицы.)

2. Вып ишите в соста ве словосочета ний сначала местоимени я, затем наречи я.

l) Нигде не видно жилья. 2) Ничем не измерить простора полей. 3) Ни­ когда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 4) Ни­ как не удавалось преодолеть эту вершину. 5) «Я тут ни при чем»,- бурк­ нул Сергей. 6) Неоткуда взять воды.

Учащиеся отвеча ют на вопрос, что общего в написании не и ни

в отрицательных местоимениях и на реч иях.

3. Упр.  228.

В ходе самостоятельного выполне ния уп ражнени я уча щиеся объясняют на писа ние не и ни в наречи ях, находят предложения, соответствующие указа нны м в задании схема м.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 37; упр.  229.

 

 

У р о к 7 1. Буквы е и и в приставках   не-   и ни­



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: