Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»

(упр. 217)

Ц е л ь  у р о к а: формирование умения создавать текст- рассуждение на заданную тему.

 

У р о к 6.7. Слитное и раздельное написание не

с  наречиями  на -о   и -е

Ц е л ь  у р о к а: формирование навыка написания не с на речиями. Работа п о  р а з в и т и ю  р е ч и: составление устного высказывания на грамматическую тему.

П о в т о р е н и е: на писание не с различными частями речи.

1. Один из учащихся составляет связный рассказ о наречии по пла­ ну, заранее написанному на доске. (Вопросы плана см. в уроке 65 - фронтальный опрос.)

11. Повторение. Не с гла голами. Выразительно читается текст.

КАК ОБРАЩАТЬСЯ С УЧЕБНИКОМ

Оберните учебник бумагой или вложите его в специальную обложку.

Не загибайте страницы учебника, пользуйтесь закладкой.

Не перегибайте учебник: от этого вырываются страницы.

Не закладывайте в учебник ручку или карандаш: от этого ломается пе- реплет.

Не пишите и не рисуйте в учебниках.

Не берите учебники грязными руками и не читайте их во время еды. Кладите учебники только на чистый стол или парту.

Не читайте учебник на солнце: солнечные лучи обесцвечива ют облож­ ку и страницы книги.

Перевертыва я страницу, держите ее за верхний край.

(Из кн. «Спутни к классного руководителя».)


- Какова основна я мысль текста? (Учебник - ценность, со­ зданная трудом сотен людей, и t:го нужно  беречь.)

Вып ишите гла голы с не. Объясн ите их написание.

111. Словарна я диктовка.

Неисследова н ная местность; говорил непра вду; немига ющий взгляд; еще не сдела нные чертежи; нестерпимый зной; не проверив работу; не различа я дороги; не с кем посоветоваться; скры вать нечего; ненастна я ночь; необыкновен ный закат; негромкий шепот; работа не проверена; не широкая, а узкая дорожка; неширока я, а рыбна я река.

(В последнем словосочета нии п роти вител ьн ый союз а не обеспеч ивает раздельного написа ния не с прилагательным, та к как слова широка я и рыбна я не являются антонимами.)

Делается вывод о написан ии не с различ ными частям и речи.

IV. Чтен ие и  анал из  § 4 1.  Следует обратить  внимание уча щихся на то, что с наречиями  не  на   -о, -е (не  по- заячьи, не по- нашему и пр.) пишется частица не (раздельно), а не приста вка.

V. За креплен ие материала.

1. Подбор  к  наречиям   низко,  плохо,  тихо,  медленно,  мало

сначала синонимов с приста вкой не-, затем антонимов.

О б р а з е ц: близко - недалеко, далеко.

- Чем будет в да нных нареч иях не?

- Составьте  с любы ми двум я  нареч ия ми с приста вкой не-

п редложен ия.

Делается вывод о роли синоним ической за мены на речия.

2. За пись предложений с объяснен ием слитного и раздельного на писа ния не с наречи ями.

1)) Комба йны работал и непре рывно. 2) Не оживленно, а вяло и  тихо разгова ривал и уста вшие путники. 3) Он рассказы вал об этом вовсе не  и н ­ тересно. 4) Прокричала испуга нно птица, и стало невыносимо жутко в  на ­ ступ и вшей ти шине. (Н. Дубов.) 5) Однажды, возвра щаясь домой, я неча ян ­ но забрел в незна комую усадьбу. (А. Чехов.) 6) Бела я ча йка на  неподвиж­ но раскрытых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой. (В. Катаев.)

- Чем явл яется не в да нных на реч иях? (Частью корня, при ­ ставкой, частицей.)

3. Упр.  220.

Рекомендуется подробно оста новиться на образце рассужден ия, да нном на с.  103.

Уп ражнение выполн яется самостоятельно, один из учащихся за ­ писывает его на плен ке графоп роектора. Прове рка правильности выполнен ия работы проводится методом самоконтрол я: школьн ики сверяют на писа нное со спроеци рованным на доску или экран уп ­ ражнен ием.

Анализ ошибок.

Вывод: чем может быть не в наречии? (Части цей, частью кор­ ня, приста вкой.)


Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 36; обратить внимание на графиче­ ское объяснение написания не с наречиями; упр. 221, 223.

 

У р о к 68. Слитное и раздельное написание не

с  наречиями  на -о   и -е

(продолжение темы)

1. Опрос.

1. Взаимопроверка выполнения домашнего упражнения. Анализ ошибок.

2. Индивидуальна я работа по карточкам.

К а р т о ч к а  No  1

Раскрыть скобки.

(Не)допустимо резкий тон; ответить (не)обдуманно; решение (не) про­ думано; рассчитать (не)точно; рассчитать (не)точно, а приблизительно; спросить (не) громко, а тихо; (не)безынтересно отметить; (не) виданно тор­ жественный парад; писать (не)брежно; приехать (не)ожиданно; (не)истово сопротивляться врагу.


 

 

Раскрыть скобки.


К а р т о ч к а  No  2


Никому  (не)известно;  приблизиться  (не)заметно;  (не) искренне  вздох­ нуть; (не) вполне серьезно относиться  к делу;  вести себя (не) принужденно; (не)организованно  провести  собрание;  отвечать  (не)уверенно;  говорил (не) громко,  а  тихо;  держаться  (не) возмутимо;  поступить  (не)обдуманно; (не) медпенно принять меры; (не)узнаваемо измениться; (не) высоко, а низко.

11. Синтаксический разбор предложения Я неторопливо бро­ жу  по  берегу  небольшой  степной  речки,  оставляя  за  собой след  на  мокрой  траве.

Частичный фонетический разбор: учащиеся называют послед­ нюю букву и последний звук деепричастия оставляя (буква я, зву­ ки [й ], [а ], так как буква я после гласной обозначает два звука).

Наречие неторопливо разбирается по составу.

111. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Запишите три слова различных частей речи, в которых не

будет выступать в качестве частицы, приставки и части корня.

2. Упр. 225.

Заполните таблицу «Не с существительными, прила гательными

и наречиями на и -е».

3. Составьте предложения с парами слов.

Не ярко - неярко; не долго - недолго; неясно - не ясно; не хорошо - нехорошо; неразумно - не разумно; не справедпиво - несправедпиво.

4. От данных слов образуйте слова с не. Подберите синонимы.

Решительно,  торопливо, горячо,  дорого,  верно,  достаточно,  богато, жа рко, аккуратно, ласково.


5. Объяснительн ый дикта нт.

l) Исследователь Дальнего Востока Арсеньев понимал, что освоение этого еще не изученного края немысл имо без серьезной научной работы.

2) Следующие экспедиции, охватившие гораздо большие участки та йги, становятся неизмеримо масштабнее и дают немало интересных научных ре­ зультатов.  3) Ему  нередко  п риходилось  бывать  на  границе  с  Кореей. 4) Библиографам путешественника до сих пор неизвестно, за какие воен ­ ные заслуги он был удостоен та ких высоких на град. 5) Неподдельно за ин ­ тересова нные, точные вопросы задает Арсен ьев проводни кам, сопровож­ да вшим его в походах по нехоженым и неезженым тропа м тайги. 6) В на ­ чале века добираться до Владивостока было неизмеримо труднее. 7) Сре­ ди пассажи ров этого небольшого па рохода было немало интересных людей.

8) Подобные ка рты этого не исследован ного до кон ца района существуют сра внительно неда вно. 9) Солнце,  все смелее  пробива ясь сквозь листья и ветки, неуловимо меняет краски прибрежного леса.

(По В. М а л о в у.)

Учащиеся дают объяснение выделенного слова.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 36; выписать и запом нить написа ­ ние слов из рамочек по теме «На реч ие»; уп р. 222 (письмен ­ но), 224 (устно).

 

У р о к 69. Слитное и раздельное написание не

с  наречиями  на -о   и -е

(продолжение темы)

1. Проверка дома шнего задания.

11. Синтаксически й разбор предложени я Дыханье роз, фонта ­ нов  шум  Влекли  к  невольному забвенью,   Невольно   предавался ум  Неи зъяснимому  волненью. (А. Пуш кин.)

Учащиеся записыва ют предложен ие, подче ркивают грамматиче­ ские основы, составляют схему, разби ра ют по составу выделенное слово.

111. Словарно-орфографическа я диктовка.

Нелепый поступок, взлететь невысоко; взлететь не высоко, а низко; надеть некрасивый пла щ; пла щ некрасивый, но п рочный; путь не близок, а далек; дорога неровна я; дорога неровна я, но коротка я; очень некрасивый зонт; далеко не легкое дело; нелегкое задание; задача нелегка я, но инте­ ресна я; нелегко было в пути; нелегко далась ему эта победа; не веселый, а грустн ый взгляд; далеко не веселое путешествие; невеселый мальчик; он был невесел; небла года рный слушатель; вовсе не трудная задача; ее не­ трудно было решить; нетрудная задача; отвечал небрежно; полны й невеж­ да; вел себя непринужденно; неряшливый вид; река была неширока; путь не короток, а длинен; бормотал что-то невнятное; незавидное положение; дома шние неурядицы; говорил явную неправду; неизвестный певец; неуро­ жайный год; очень неинтересный фильм.

Делается вывод о написан ии не с различ ными частями речи.


IV. Объяснительный дикта нт.

1. 1) Перешагнув через порог, я немного задержался. 2) В стене об­ рыва, тускло поблескивая на солнце, виднел.ся не тронутый ржавчиной ка ­ кой-то огромный металлический предмет. (В. Мелентьев.)

11. 1) Стало вдруг темно, а потом непроглядное небо полыхнуло тяже­ лым слепящим светом. 2) Они не боялись здешних невысоких гор, верши­ ны которых не знают снегов. 3) Неда ром народ говорит, что у лжеца па ­ мять коротка. 4) Щекочущий дым невидимо просачивался сквозь сырость непроходимого леса. 5) Неистовое солнце многоцветно дробилось в бурля ­ щем зеркале крохотного водоема.


 

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр.  225.


(Е. П а р н о в.)


 

У р о к 70. Буквы е и и в приставках   не-   и ни-












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: