У р о к и 1 1 0 -1 1 1. П редлог

(повторение  темы)

Uе л ь  у р о к а: систематизация зна ний о предлоге; формирование на ­ выка на писа ния предлогов.

Р а з в и т и е  р е ч и: работа по п редупреЖдению ошибок в употребле­ нии предлогов.

П о в т о р е н и е: падежные оконча ния существительных.


1. Контрольный словарный диктант.

1 в а р и а н т                               11 в а р и а н т

1. впоследствии                         по двое

2. изобразить                             на память

3. владение                               с разбегу

4. брезент                                 точь-в-точь

5. по трое                               за границу

6. на совесть                           на миг

7. давным -давно                        впоследствии

8. за границей                         на днях

9. до смерти                            бок о бок

10. подлинный                           бассейн

1 1. аккуратный                          кованый

12. жеваный                               негаданный

13. медленный                            нечаянный

14. прекратить                             претензия

15. движимый                             как будто

16. нечаянный                             поразительный

17. желанный                              невиданный

18. как-нибудь                            силуэт

19. сразить                                 очаровательный

20. присутствовать                       отразить

21. искусство                              рассчитывать

22. истинный                              искусный

23. великодушный                       подлинный

24. биография                             территория

25. коллекция                             ветреный день

26. беспредельный                        публиковать

27. юннат                                   юный

28. орнамент                               колоссальный

29. ветреный день                     как-нибудь

11. Проверка домашнего задания (упр. 31О).

Один ученик выписывает на доску из упражнения слова с про­ пуска ми и со скобками, объясняет графически их написание. Вто­ рой читает по тетради выписанные им словосочетания, в которых зависимое слово присоединяется к главному при помощи предлога, определяет падеж зависимого слова.

Класс оценивает ответы товарищей.

111. Индивидуальна я работа по карточкам.

К а р т о ч к а No  1

1. Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

(В) течени (е, и) многих лет; (в) продолжени (е, и) урока; (в) следст­ ви (е, и) непогоды; шел по тропинке, (не) смотря под ноги; узнал (в) по­ следстви (е, и); (не) смотря на жару; (в) виду болезни; включить (в) след­ стви (е, и) новые документы; имей это (в) виду; поговорить (на) счет похода.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения: 1) Поезд ушел согласно расписания. 2) Володя решил заниматься конным спортом наперекор  желания  родителей.

6 Богданова, 7 кл.                                                                                    161


К а р т о ч к а №  2

l. Вста вить пропущенные буквы. Определ ить часть речи.

Гово рить (на) счет работы; (не) смотря на холод; (в) виде бабоч ки; (в) следстви (е, и) л ивня; шли, (не) смотря вниз; (в) продолжени (е, и) кни ­ ги; (в) течени (е, и) года; (в) виду болезни.

2. Исп ра вить ошибку и записать верно преможен ия: l) Благодаря болезни я не был в театре. 2) Это было сделано вопреки приказа ко­ мандира.

IV. Слова рна я диктовка с коммента ри ями.

Захочешь увидеть в продолжении книги; дождь, не прекращавшийся в течение ночи; отста вать вследствие болезни; отдохнуть в продолжение недели; убедиться впоследствии; несмотря на непогоду; не смотря в книгу.

Один из предлогов разбирается морфологически.

V. Диктант «Прове рь себя».

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи оно прозрачное, зеленоватого цвета, а в отдалении лежит темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Красиво море на рас­ свете, когда из-за горизонта выплывает огненный ша р.

Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. Близ него носятся белокрылые чайки. Вдруг они, будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимо­ му, их зоркие глаза заметили вдали пароход, и они направились к нему.

В продолжение трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к мо­ рю. Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.

(По А. Б о б к о в о й.)

- Укажите средства связи предложен ий в тексте. Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 31 1.



У р о к 1 1 2. Предлог

(повторен ие темы)1

1. Проверка дома шнего задания.

11. Синта ксическа я пятиминутка.

Запись предложен ия с графическим объяснен ием поста новки знаков препинан ия.

Волнение, владевшее мною в течение всего разговора, сменилось от­ чаянием. (Е. Яковлева.)

111. Слова рно-орфографическа я диктовка.

Вследствие сильного снегопада; узнать насчет экскурсии; в за ключение выступления; в продолжение утра; в течении бурной реки много порогов; иметь в виду ряд обстоятельств; несмотря на неудачу; нечто вроде ша ра; вопреки распоряжению; по прибытии на место; перевести деньги на счет фирмы; сделать на перекор желанию.

 

 

1 Дополнительный материал по теме см.: Б о г д а н о в а Г. А. Рабочая тетрадь. Русский  язык.  7 класс.- М.,  2001.- Ч. 2.


IV. Объяснительный диктант.

l) Изредка взвивались огненные языки из-под крыш домов. 2) Из-за шу­ ма дождя мы не услышали,  как подъехала  машина. 3)  Что-то  вроде  ветер­ ка, похожего на легкий вздох, пронеслось по лесу. (Ф. Абрамов.) 4) В про­ должение  пяти  недель  после  этого  нет  ни  одного  сражения.  (Л. Толстой.)

5) В течение всего вечера лил дождь. 6) Жара давала себя чувствовать, несмотря на вечер. 7) Вследствие глубокого  снега  лоси  стояли  в тех  мес­ тах,  где  застала  их  непогода.  (В. Малов.)

V. Составьте и запишите предложения, включа я в них: в те­ чение - в течении; не смотря на - несмотря на; вслед­ ствие - в следствии.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 312.


Союз

(16 часов + 2 часа развития  речи)

Союз как часть речи изучается в VII классе впервые, но уча ­ щиеся уже имеют понятие о роли союзов как средстве связи одно­ родных членов предложения и частей сложного предложения.

Опыт показывает, что сознательное усвоение союза как грам ­ матической категории обеспечивается взаимосвязью морфологиче­ с.кого и синтаксического материала. Поэтому изучение грамматиче ­ ского понятия «союз» необходимо строить не только на обобще­ нии, систематизации известных учащимся сведений о нем, но и на углублении их понимания различия между предлогами и союзами, на неразрывной связи с темами «Однородные члены предложения» и «Сложные предложения».

При изучении темы следует уделить внимание обогащению сти ­ листического строя речи учащихся, показу роли союзов в построе ­ нии связного текста.

У м е н и я  и  н а в ы к и,  которые  необходимо  отрабатывать у учащихся при изучении союзов:

- умение различать союзы и предлоги, правильно писать их; различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом и) и правильно ставить знаки препи ­ нания между ними; различать виды связи (сочинительную и подчи­ нительную);

- навык интонационного выделения различных синтаксических конструкций.

Р а з в и т и е  р е ч и:  работа  над усвоением  умения  пра вильно

и уместно пользоваться различными союзными конструкциями в ре­ чевой практике, определять роль союза в построении текста.

Кроме того, следует систематически уделять внимание вырази­ тельному чтению текстов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: