У р о к 1 О 1. Употребление пред.логов

Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с многозначностью предлога, способностью предлога выражать разные отношения; формирование умения правильно употреблять предлоги.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: предупреждение  ошибок в употребле­ нии предлогов.

П о в т о р е н и е: правописание падежных окончаний существительных; приставки пре-, при-.

1. Работа с перфока ртой (написание приставок пре-, при-).


пришкольный придорожный преградить предатель неприступный привинтить

знаки препина ния

презирать за трусость приоткрыть


преодолеть препятствие приумолкнуть преобразовать преподаватель призреть  сироту придумать приготовить притихнуть


пришить приближаться престарый прервать приморский пренебречь предания прибрежный призадуматься


11. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

- Что общего между служебными словами? Какую роль в сло­ восочетании играют предлоги? Какие грамматические значения мо­ гут иметь предпоги?


Дополн ительн ые задан ия отвеча ющи м у доски: зап исать под диктовку выписа нные дома слова из рамочек; составить с ними сло­ восочетания или предложения.

111. Повторение. Падежн ые окончани я существительных.

В полном  безмолвии,  свиса ют  с яблони,  находиться  при  крепости, о проявлении чуткости, служил в армии, набл юдаешь с галереи, ходишь в шинели, прогули ваешься по оранжерее, не был на лекции в пла нета рии, показаться из- под елки, появиться из-за горки.

IV. Вн имание учащихся обращается на то, что некоторые пред­ логи употребл яются только с одним падежом, а другие - с не­ скольки ми. Какие из выписанных предлогов упот ребл яются с одним падежом? - с дат., над - с тв.) С нескольки ми? Соста вляется таблица.


/В. п.

oп. п.


/В. п.

вп. п.


Учитель <:!ообщает, что имен ительны й падеж никогда не упо­ требляется с предлога ми, предложны й (наоборот) употребляется только с предлога ми. Многие предлоги, употребл яющиеся не с од­ ним  падежом,  имеют  несколько  значени й.  На пример:   в (во),  на, о (об, обо) упот ребл яются с вин. и предл. падежа ми и обознача ­ ют место, время действи я, объект мысли, сообщен ия; предлоги за, под (подо) - с вин. и тв. падежа ми и обознача ют место, время действия; предлог между (меж) - с род. и тв. падежа ми и обо­ значает место и время действи я.

Предлог по употребляется с предл. падежом в значении «после чего-либо»: выяснить по прибытии на место стоянки;  по  при ­ езде в город. При гла голах чувства (горевать, грустить,  ску ­ чать и пр.) предлог   по употребляется  с существительным  в дат., а с местоимением - в предл. падеже: гру щу по брату, но: по вас.

V. Трен ировочн ые упражнения. 1. Упр. 290, 292.

2. Предуп редительны й дикта нт.

По оконча нии за нятий в школе мы уехал и в па нсионат. По истечении месяца он вернулся домой. По выполнении работы он ушел в отпуск.

- Для какого стиля - разговорного или официально-делово- го - ха ра ктерн ы указан ные словосочета ния с предлогом по?

3. Упр. 295. Предупреждение ошибок в употреблении предлогов.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 49; упр. 291 (письменно), 294 (уст­ но); повторить написа ние приставок на з-, с-.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: