У р о к 102. Непроизводные и производные предлоги

Це л ь у р о к а: познакомить учащихся с непроизводными и производны­ ми пред.логами, с приемами отграничения их от омонимичных частей ре­ чи; формирование умений отличать производные пред.логи от омонимич­ ных частей речи, правильно употреблять производные пред.логи в речи. Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: предупреждение ошибок на употребле ­ ние пред.логов.

П о в т о р е н и е:  написание  приставок  на   э-, с-;   безударные  личные

окончания глаголов; падежные окончания существительных; знаки пре­ пинания  в  сложном  предложении,  при  причастном  обороте.

1. Работа с перфока ртой. Написание  приставок  на з-, с-.


безжалостный сделать

сдуть сжечь здание

бесшумный беспорядок чересчур раскроить


испечь безвкусtJый бесценный безжизненный сгореть рассказать растолковать разбить разжалобить


распилить изгибаться расписание раздвинуть раскидать расположиться беспомощный бесполезный бесконечный


11. Синтаксический разбор предпожения Берега стояли во мгле, будто прислушиваясь к немолчному шороху все прибывающей воды.

111. Объяснение нового материала.

Чтение § 50.

- Чем различа ются производные и непроизводные предлоги?

IV. Закрепление материала..

1. Упр. 296 (устно).

Учащиеся находят производные и непроизводные предлоги, оп­ ределяют безуда рные личные окончания предлогов.

2. Упражнение на замену непроизводных предлогов производ­ ными.

Стоять у стола (около стола), прийти за (вместо) другого, из-за (вслед­ ствие) болезни, ходить у (возле) дома, отказаться из-за (вследствие) не­ здоровья.

Внимание семиклассников обращается на то, что предлог обя­ зательно включается в падежный вопрос, а также на способ раз­ граничени я предлогов и соответствующих знаменательных слов.

Например:

 

 

х  наречJ

Знаменосцы  шли  впереди.

х    пред.л.      t

Знаменосцы  шли  впереди  отряда.

О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я: в первом предложении слово впе­ реди зависит от слова шли, к нему ставится вопрос гд е?, оно является обстоятельством, выраженным наречием.


Во втором предложен ии к да нному слову нельзя поста вить во­ прос, потому что место действи я называется не эти м, а други м сло­ вом - отряда. Слово же впереди не явл яется членом предложе ­ ния и служит для выражен ия за висимости существительного  от гла гола. Следова тельно, это предлог.

3. За пись предложений с зада нием определить предлоги и омо­ нимич ные им ча сти речи.

1) Я зна ю этот лес вдоль и поперек. 2) Тропинка шла вдоль обрыва, извива ясь в тени деревьев.  3)  Поперек  речонки  лежало  небольшое  брев­ но. 4) Вблизи виднелся лес. 5) Вбл изи села п ротекала речка. 6) Петя на ­ деялся на встречу с това ри ща ми. 7) Това рищи шли навстречу друг другу.

Правило-помощник: производный предлог ча ще всего может быть заменен непроизводным или другим производным предлогом: Поперек речонки  лежало  бревно. - Через речонку  лежало  бревно.

4. Упр. 298.

Предуп режден ие ошибок в упот реблен ии предлогов.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 50; уп р. 297.

 






У р о к  103. Простые  и составные  предлоги.

Морфологический  разбор  предлога

Ц е л ь  у р о к а:  зна ком ство  с  просты м и  и  составны м и  предлога м и, с порядком и образuом морфологического  разбора  предлогов;  отработ­ ка умения  разби рать морфологически  предлоги.

Работа  п о  р а з в и т и ю  р е ч и: употреблен ие п редлогов  в речи.

П о в т о р е н и е:   ь   после  ш и пя щих  .в  существительных;  че редова ние гласн ых в корне.

1. Прове рка дома шнего зада ния «по цепоч ке».

11. Объяснен ие нового материала (§ 51).

111. За креп ительно- трен ировоч ное упр. 303.

IV. Чтен ие § 52. Учащиеся разби ра ют морфологически п редло­ ги в предложен и и Узкими горными тропами вдоль берега реки группа  геологов  проби ралась  к  лагерю.

Орфографическа я диктовка с зада нием морфологически разо ­ брать любые два п редлога.

Расположились вбл изи дач, показалось из-за туч, поя вился предо м ной, выскочил из- под лыж. изо дня в ден ь, по истечен ии  недели,  по п рибытии из команди ровки, сквозь лесную глуш ь, изо всех сил, проби рались  мимо рощ,  на  протяжен ии  м ногих  месяцев,  оторваться  ото льда.

V. За пись предложен ий.

Уча щиеся ста вят существительные после предлогов благодаря, согласно,  вопреки   в дательном  падеже.

l)  Воп реки  (п рогноз)  метеорологов  погода  уста новилась  хороша я. 2) Бла года ря (поступок) та ксиста на рушители были заде ржа ны. 3) Соглас-


но (приказ) директора наши ученики бу!JУт проходить практику на заводе. 4) Благодаря  (обильные дожди) в нашем лесу  появилось  много грибов.

5) Согласно (указание) агронома в ca!JY высажены фруктовые деревья.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 51, 52; упр. 304.

 


У р о к и  104 -105. Развитие речи.

Рассказ- репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина  «Детская спортивная  школа»)

По данному началу

(упр. 307).

О работе над репортажем см. в книге: Л а д ы ж е н с к а я Т. А., 3е п а л о в а Т. С. Развива йте дар слова.- М., 1990.

 

У р о к и 106-107. Слитное и раздельное написание производных  преДJiоrов

Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с условиями слитного и раз­ дельного написа ния производных предлогов; форми рова ние умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги.

Р а з в и т и е  р е ч и: работа по пре!JУпреждению ошибок в употребле­ нии предлогов.

П о в т о р е н и е: падежные окончания существительных.

1.. Упражнен ие на предуп реждение ошибок  в употреблении предлогов.

Согласно (просьба), (приказ); вопреки (предсказание); наперекор (же­ лание); благода ря (случайность).

11. Синтаксическая пятиминутка.

На доске - предложение На вершине сосны пристроился дя ­ тел, и его стук разносился по всему лесу. Учащиеся должны за ­ писать предложение, включив в первую его часть причастный, во вторую -деепричастный обороты; обозначить их графически.

111. Объяснение нового материала.

1. Правописание производных предлогов, образова нных от на ­ речий.

Запись на доске.

н а в с т р е ч у  к о м у?                            к у д а?

х  1                                           t           х 1

Вы йти  навстречу  гостям;   (предл.)   вы йти  навстречу;   (нареч.)

к у д а?

х  1                                                    t

пойти  на  (друж еску ю)  встречу  с  друзьями.   (сущ. с предл.)


nравило-помощник, помога ющее отличать производн ые пред­ логи от омон имичн ых слов: между существительны м и предлогом можно поста вить вопрос или вста вить прила гательное.

Закреплен ие материала - упр. 308.

2. Пра вописа ние производных предлогов, образова нных от су­ ществительных в косвенных падежах с непроизводным и предлога ми.

Запись в раздел ученического словаря «Таблицы».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: