Различайте предлоги и существительные

Предлоги Имена  существительные
В течение всего года он усердно занимался. Сочетан ия с предлога ми в те ­ чение, в продолжение имеют зна чение времени, отвеча ют на вопросы к о г д а? к а к д о л г о? Ремонтировали дом в про­ должение месяца = в течение месяца. В заключение (под конец) статьи были подведены итоги. (В  заключение = «под  конец», «в итоге».) Вследствие (из- за) засухи ре­ ка  обмелела. Ввиду (из- за) дождя экскурсия не состоялась. (Вследствие, ввиду = «из- за, по прич ине».) Сочета ния с предлога ми вслед­ ствие, ввиду указыва ют на прич и ну, отвечают на вопросы п о ч е м у? п о к а к о й  п р и ч и ­ н е? В течении реки много пово­ ротов. Рассуждаем та к: 1))  Начальна я  форма - тече ­ ние  реки. 2)) Вопросы: смысловой - г д е? падежный - в ч е м? 3) Можно вставить прила га ­ тельное: в (нижнем) течении реки. Следовательно, это имя суще­ ствительное на -ие, в предл. п. оконча ние -и. В продолжении (г д е? в ч е м? - П.п.) романа встретились старые герои. В  продолжение   (к у д а?  в о ч т о? - В. п.) введены новые герои. Декаб ристы находились в за ­ ключении в Петропавловской крепости. (Заключение - осуж­ дение; в длительном заключе ­ нии.) В следствие по делу о хище ­ нии  вкралась  ошибка. Начальна я форма - следствие (по делу). Существительное  на   -ие;   к у - д а? в о ч т о? - В. п., оконча ­ ние В следствии (г д е? в  ч е м? - П. п., сущ. на -ие, оконча ние -и) по делу выяснилось много но- вых  фактов.

Запом ните: иметь в виду.



Различайте написан ие

Деепричастия Предлог.и
Не  смотря: Шел,  не  смотря  себе  под  ноги. (Обозначает добавочное к основ- ному глаголу действие - «шел и не смотрел»; можно  заменить  деепричастием не глядя; относится к глаголу, отвечает на вопрос к а к? ч т о д е л а я?) Несмотря  (на): Пошли в поход, несмотря на непогоду. (Можно заменить «вопреки чему-то», имеет значение ус- ТУПКИ  - «ХОТЯ  была  непого- да».)

предлог

Соорудили что- то  вроде (наподобие)  плота.

предлог

Условились насчет (об)  экс­ курсии.


сущ.

Согласовать  в роде,  чис­ ле, падеже.

сущ.

Деньги поступили на счет Фонда мира.


Запись предложений с комментированием.

1) Ввиду  сильных  морозов  соревнования  были  отменены.  2)  Имейте в виду, что улицу надо переходить  в установленных  местах.  3)  Из  газеты он сделал что-то наподобие шляпы. 4) Они договорились  насчет  совмест­ ного похода на байда рках.

Закрепление  материала. Чтение и анализ § 53.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 53; упр. 309.

 




У р о к и  108-109. Слитное  и раздельное  написание производных предлогов

(продолжение темы)

1. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны записать предложение М не навстречу не­ слись облака, и ракиты тревожно шептались, включив  в  пер­ вую часть его причастный, а во вторую -деепричастный обороты; обозначить их графически, соста вить схему предложения. Причас­ тие и деепричастие  разбирают по составу.

11. Проверка домашнего упражнения.

На доске или экране проецируется через эпидиаскоп или гра ­ фопроектор работа одного из учеников. Остальные сверяют с ней свою работу, анализируют ошибки.

111. Закрепительно-тренировочные упражнения (по выбору учи­ теля).


1. Предуп редительный ди кта нт.

1.. l) Шли по долине в течение целого дня. 2) В течении реки  следует опасаться водоворотов. 3) Нелегко отыскать ошибки в следствии. 4) В те­ чение дня река неузнаваемо изменилась. 5) Ошибки допущены  вследствие невнимател ьности. 6) В продолжении романа  появляются  новые герои.

7) В продолжение часа слышались шорох и шепот. 8) В быстром течении реки мелькнула лодка. 9) Вследствие непогоды мы задержались в пути.

2. l) В продолжение двух дней мои дела продвинулись. (М. Лермонтов.) 2) Ввиду скорого окончания плавания настроение команды сделалось весе­ лым. (К. Станюкович.) 3) Вопреки предсказаниям старожилов погода прояс­ нилась, и м ы, погрузив вещи в лодку, благополучно добрались по реке до поселка. 4) Вследствие сильного снегопада была на рушена телеграфна я связь. 5) Несмотря на уговоры матери, я уехал учиться в город. 6) В тече­ н ие дня тень не падает два раза в одно место. (Пословица.) 7) Несмотря на усталость, мы продолжали путь. 8) Письма были чем -то вроде дневника.

2. Выбороч ны й ди кта нт.

Выпи шите в два столби ка словосочетания, в которых предлоги пишутся: а) слитно; б) раздельно.

Ввиду измен и вшейся обста новки; и меть в виду пра вило; говорить насчет похода; рассказать в продолжении рома на; действовать вопреки рассудку; посмот рел ему вслед; шл и след в след за волком; доходы перевести на счет школы; ввиду недостатка времени; вроде сахара; шел, несмотря на жару; узнал впоследстви и; в продолжение часа.

3. Какой предлог употребить?

Запи шите, обозначьте падежн ые окончан ия существительных. О или по?

Лекция (литература, восста н ие декабристов, творчество Айвазовского); кни га (русски й фарфор, животный мир Африки); беседа (прочита н ное за лето, поэзия).

О или на?

Рецензия (книга, доклад, сочинение); отзыв (книга, лекция, кинофильм).

4. Верно ли употреблен один и тот же предлог в разн ых пред- ложен иях? Почему? Запишите предложени я в исправленном виде.

l) Благодаря упорному труду экзамены были сданы хорошо. 2) Благода ­ ря сильным мороза м соревнования не состоялись. 3) Полет был отменен вви­ ду сильных ливней. 4) Ввиду подготовки к карнавалу школьники украсили зал.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: уп р. 310; подготовиться к контрольно­ му словарному диктанту.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: