У р о к 132. Формообразующие частицы

Ц е л ь у р о к а: закрепить знания о частице; дать понятие о роли фор­ мообразующих частиц; отработка умения распознавать формообразую­ щие частицы.

Работа п о р а з в и т и ю  р е ч и: составление связного текста в публи ­ цистическом  стиле.

П о в т о р е н и е: виды предложений по цели высказывания; способы об­ разования наклонений глагола (условного и повелительного); правопи­ сание союза чтобы; знаки препинания при обращении.

1. Проверка домашнего задания.

В итоге выполнения упр. 359 учащиеся могут составить следу­ ющий перечень правил, над которыми они работали дома в соот­ ветствии с условием упражнения.

1. Нахождение в тексте частиц, которые вносят дополнитель­ ный оттенок усиления отрицания.

2. Орфограммы в гла голе (правописание суффиксов гла гола; написание не с глаголами).

3. Правописание не с различными частями речи.

4. Пра вописание чередующихся гласных в корне.

5. Написание также - так же.

6. Правописание   н, нн в суффиксах прилагательн ых.

7. Постановка  запятой  в  сложном  предложении  с союзом   и;

обособление причастного оборота.

По данному плану ведется беседа с учащимися. Зачитываются пункты  плана,  затем  из текста  упражнения  приводятся  примеры с объяснением.

11. Запись под диктовку с объяснением.

1)) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда  пона ­ добится умный и верный помощник - книга. (С. Маршак.)

2) Что бы нам придумать к дискотеке, чтобы всем было весело?

3) Всем хотелось, чтобы поскорее наступили каникулы.

 

111. Объяснение нового материала учитель строит с опорой на знания школьников  о способах образования  форм повелительного и условного наклонений гла гола. Чтение § 63.

IV. Закрепление материала.

1. Упр. 360 выполняется устно.

2. Определите виды предложений по цели высказывания. Вставьте, где возможно, частицы давай, пусть, пускай. Как изме­ нится значение предложений? Почему?

Ребята отправятся в поход всем классом. Мальчики захватят с собой фотоаппа рат, мячи. Девочки позаботятся о походной аптечке.


(Гла голы с помощью указан ных выше части ц приобрета ют фор­ му повелительного на клонения, а предложени я по цели высказы ­ ва ния становятся побудительным и. Наприме р: Ребята, давайте отправимся  в  поход  всем  классом!)

3. Соста вьте связный текст на тему «Мир и дружба», употре ­ бив гла голы в повелительном наклонении с части цами пусть, да, давайте. Жела тельно  в тексте  использовать  обращения.

Возможны й  вариант:

Люди всей Земли, боритесь  за  мир!  Пусть  никогда  не  повторится  вой­ на, пусть будут счастливы дети планеты! Пусть будет светлое и чистое небо над нами! Да  здравствует  мир  на  Земле!

- В каких жизненных ситуаци ях может быть использова н дан ­ ный текст? (Этот текст может прозвучать с трибуны на митин ге, на собра нии.)

- Какова его задача? (Воздействовать на людей.)

- К какому стилю речи он относится? (Учащиеся говорят, что текст созда н в публи цистическом стиле. Для та кого стиля ха рак­ терна призывность, эмоциональность, взволнованность.)

- Какие язы ковые приметы этого стиля здесь есть? (Прямое расп ространенное обращение к слушателям, побудительные, вос­ клицательные предложен ия.)

Учитель сообщает учащимся, что одним из признаков этого сти ­ ля  является  также  использован ие  частицы   да,   употребляемой в торжественной публицистической речи; пусть - частица, кото­ ра я также часто используется в публицистической речи.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 63; уп р. 361; подготовиться к кон­ трольному  словарному дикта нту.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: