У р о к 133. Смысловые частицы

Це л ь у р о к а: дать понятие о смысловых частицах;  показать  богат­ ство их оттенков значений; познакомить учащихся с частицами со зна­ чением вопроса, восклицания, указания и т. д.; формирование умения распознавать  смысловые  значения  модальных  частиц.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: показать многообразие способов вы­ ражения частицами отношения к действительности; обогащение речи школьников  за  счет  использования  в  ней  частиц.

П о в т о р е н и е: знаки препинания при прямой речи, диалоге.

1. Контрольный словарный диктант.


l в а р и а н т

1. делал  не раз

2. дисциплина

3. талант

4. масса

5. далеко  не  красивый  поступок


ll в а р и а н т

ни разу  не  был подлинный дарование

кросс

вовсе  не  интересно  знать


6. не сказал  ни  разу

7. ни  свет  ни  за ря

8. во что бы то  ни стало

9. автор

l О.  светофор

l l. ка к будто

12. подлинный

13. исказить

14. прекратить 15. медленный

16. как- нибудь

l 7.  как  ни  в чем  не  бывало

18. галерея

19. дистанция

20. аккуратный

21. мало-помалу

22. в  течение  дня

23. изобразить

24. будущий

25. видимо-невидимо


не  раз  говорил  об этом ни жив ни мертв

как ни  в чем  не  бывало классик

семафор как-нибудь кромешный

поразительный желанный аккуратный

как будто

во что бы. то ни стало претензия

будущий точь-в-точь

видимо- невидимо

в продолжение  дня из-под

по двое

на  память


11.  Запись  в  словари  слов   предварительный, неужели.

111. Объяснение нового материала начинается с работы с за пи ­ санным на доске (или спроецированным через графопроектор на доску) текстом, в который нужно вставить подходящие по смыслу частицы. Анализ его должен показать учащимся богатство оттен ­ ков значени й модальных частиц.

Собрались  семиклассники  однажды.

- (Все-таки) надо решить,  как мы проведем  «Огонек»,- сказала  Даша.

- (Разве) он состоится? - поинтересовались ребята.

- Конечно, (неужели) вы забыли  о нашем  последнем разговоре? - спросила Да ша.

(Вот) здорово! - воскликнули ребята.

(Только)  надо  придумать  план  его проведения.

(Пусть) Саша сыграет на гита ре, - предложил Коля.

(Вряд ли) он сможет прийти на «Огонек», - сказала Маша.

(Неужели) ему неинтересно быть на «Огоньке»? - удивились ре-


бята.


 

(Как раз) в этот день у него экзамен  в музыкальной  школе,- по-


яснила Маша.

- (И даже) если экзамен, он к вечеру освободится,- возразил Алеша. (Почти) все ребята приняли участие в обсуждении плана «Огонька» 1 •

В процессе работы над текстом разговорного стиля выясняем, что данн ые частицы выражают различные дополнительные смысло­ вые оттенки: уверенность, сомнение, вопрос и т. д. Попутно повто­ ряется правило о постановке знаков препинания при диалоге.

 

 

1  Текст диалога  может  быть взят  из  статьи  Г. П.  Соколовой  «Изучение  темы

«Частицы в VI классе» (Рус. яз. в школе.- 1973.- No 2.- С. 23); может быть ис­ пользован текст упр. 94 из пособия Г. А. Богдановой «Рабочая тетрадь. Русский язык. 7  класс»  (М"  2001.- Ч.  2).


Уча щиеся находят значение вста вленных части ц в материале

§ 71 (рамочки).

IV. Знакомство с вопросительными частица ми (ра мки на с. 169). Уп р. 365 (устно). Учащиеся присоедин яют к выделен ным слова м подходящие по смыслу вопросительные части цы. Необходимо сооб­ щить, что части цы ра зве, неужели, ли могут выражать, кроме вопроса, сомнение, недоверие. Частица ли пишется всегда раздель­ но. В вопросительн ых предложениях с части ца ми ли, ра зве не пи ­ шется раздельно: Разве  не  интересен  этот  фильм? Не  правда ли,  он  интересен?

V. Упр. 367, 368 зна комят школьни ков с частица ми, выража ю­ щими воскли цание, восхищение, изумление, с указательн ыми час­ тица ми.

Полезно обратить внима ние школьни ков на то, что некоторые части цы не свойствен ны лите ратурному язы ку, они имеют про ­ сторечный или диалектн ый хара ктер: от, та, те, дак, ага, вить, слышь, во. Употребл ять их в речи не следует, так как эти части ­ цы не богаты эмоциональн ыми оттенка ми и лишь засоряют речь, в литературн ых произведен иях они часто встреча ются в речи пер­ сонажей и используются автора ми ка к средство речевой характе ­ ристики.

VI. Объяснительн ый диктант.

В записа нных п редложени ях подче ркнуть части цы, указать их значение. Полезно сообщить о том, что части цы вот, вон могут указывать на отдельн ый предмет в ряду других предметов, на ко­ торый автор хочет обратить внимание. Они вносят в речь непри ­ нужден ную интона цию. В художествен ной реч и помога ют предста ­ вить события, как бы происходящие рядом. Часто они употребля ­ ются  с а в начале  предложения:   а вот, а вон.

l) Это ты ли сочиняешь песни о  луне?  2)  Вот  приходит  осень  с  це­ пью кленов голых. 3) Разве тогда уснешь, если все видишь рожь, видишь родной плетень, синий, звенящий день? 4) Вот где, Русь, твои добрые мо­ лодцы!  5)  А люди  разве  не  цветы?  6)  Что за  сани!

(С. Е с е н и н.)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: соста вить диалог на тему «Разговор после просмот ра ки нофильма» или п ридума ть и за п исать по

2 предложен ия с модальн ыми части ца ми (на выбор уча щихся).

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: