У р о к 134. Смысловые частицы

(продолжение тем ы)

 

Це л ь у р о к а: познакомить  со  смысловыми  частицами,  выражающи­ ми сомнение, уточнение, ограничение, с употреблением частиц в раз­ личных стилях речи; формирование умения различать оттенки значения частиц.


Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструи рование предложений с части­ цами, имеющими различные оттенки значений.

П о в т о р е н и е: значение ранее изученных частиц.

1. Запись в словарик слов вряд ли, едва ли, будущий, следу­ ющий.

11. Проверка домаш него зада ния.

1. Один из учеников читает диалог «Разговор после просмотра кинофильма», остальные дают ему оценку, определяют значение ча ­ стиц.

2. Чтение придума нных и записа нных дома предложений (про­ верка «по цепочке»).

111. В ходе проверки и дальнейшего объяснения нового материа ­ ла учащиеся заполняют третью графу записанной на доске таблицы.

 

 

 

 

::r

:s::

u!--

:r

Q)

а::1

о с:; u:а

::::е

u

Значение частицы Примеры частиц  
вопрос восклицание указа ние сомнение уточнение огра ничение или выделение усиление смягчение требования

ли, ра зве, неужели, неужто что за, как

вот  (а  вот), вон  (а вон) вряд ли, едва ли

именно,  как раз

только, лишь, исключительно почти

даже, и, же, ведь, уж, все-таки, -то

- ка

 

IV. Работа над упр. 369. Выяснив, с помощью каких частиц вы­ ражается сомнение, учащиеся выбирают и записыва ют два предло­ жения  с частицами   вряд ли, едва ли.

V. Упр.  370  (устно).  Вывод:  частица   как  раз   употребляется в разговорной речи, именно - в художественной, деловой, научной. В первом и во втором предложениях допустима только частица именно, в третьем - люба я.  Составить  и записать  предложения: в разговорном  стиле с частицей как ра з, в деловом - с частицей

именно.

VI. Анализируя примеры упр. 371 и определяя значение частиц только, лишь, исключительно,  почти, уча щиеся  за канчива ют работу с таблицей.

Vll. Объяснительный диктант (объяснить оттенки значений ча ­ стиц).

1) Вряд ли я мог изобразить Ивана Иваныча, вышедшего в эту ночь с пилой в руке. (Н. Гоголь.) 2) Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь.)

3) Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н. Гоголь.) 4) Ка к упоителен, как роскошен


летний  день  в  Малороссии!  (Н. Гоголь.)  5) Что  за  прелесть  эти  сказки! (А. Пушкин.) 6) Вот опальный домик, где жил я вместе с бедной нянею моей. (А. Пушки н.)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: запомнить изученные частицы (работа по за полнен ной та блице); составить и за писать по 2 предложения с части ца ми, выража ющи ми сомнение, уточ нен ие, ограничение.

 

У р о к  135.  Смысловые  частицы

(продолжен ие темы)

Ц е л ь  у р о к а:  позна комить  с  части ца м и,  выража ющими  усиление; форми рова ние умени я различать оттенки значени й модальных частиц. Работа  п о р а з в и т и ю  р е ч и: составление диалога.

П о в т о р е н и е: на писа ние зато - за то; пунктуа ция сложного пред­ ложен ия с союзом и; зна ки препинания при диалоге.

1. За пись в слова ри к слов все- таки, труженик.

11. Синта ксически й разбор предложен ия Недалеко от села опустились журавли, и ветер доносил до нас их ласковое кур­ лыканье.

Записать предложен ие, доба вив в первую его часть причастный, а во вторую - дееп ричастн ый оборот. Графически обознач ить пунктуа цию предложен и я.

Разобрать нареч ие недалеко морфологически; гла гол опусти ­ лись - по соста ву; назвать седьмую букву и звук в гла голе опус­ тились (буква  «эль»,  звук -[л']).

111. Прове рка дома шнего задан ия.

Учен ики ч ита ют предложен ия и определ яют значение частиц. Фронтальный опрос.

Уча щиеся переч исля ют разряды части ц; отвеча ют на вопрос, какие значени я могут выражать частицы; приводят приме ры.

IV. Уп р. 372 выпол няется под руководством учителя. После этого уча щиеся дописыва ют в таблице, соста вленной на предьщу­ щем уроке, последнюю строчку (усилен ие, смя гчение требова ния).

V. Смысловой вопрос: определить значен ие то в следующих предложен иях.

1) Кака я -то рота п родолжала обороняться. 2) Задача -то легка я! 3) Я спрятался за то дерево. 4) Он много за нимался, зато хорошо· сдал экза ­ мены.

(В первом  предложени и   то я вляется  суффи ксом  в местоимен ии

4  какая - то,   во  втором - части цей,  выражает  зна чение  усилени я, в третьем то явл яется указательн ым местои мением, в последнем предложени и входит в соста в союза зато = но.)

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: повторить сведен ия о смысловых час­ тицах по соста вленной та блице; упр. 374.

188




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: