У р о к 136. Раздельное и дефисное написание частиц

Ц е л ь  у р о к а: знакомство учащихся с дефисным написанием частиц

-то, -ка; закрепление сведений о смысловых частицах; формирова ние умения дефисного на писа ния слов (местоимений, прилагательных, на ­ речий).

Работа п о р а з в и т и ю  р е ч и: составление пла на ответа -высказыва ­ ния о смысловых частицах.

П о в т о р е н и е:  написание   тоже - то  же,  также - так  же;   де­ фисное написание слов; знаки препинания при деепричастном обороте.

1.   Запись  в  словари.к  слов   старательно,  юннат,  блокада.

11. Прове рка домашнего задания (упр. 374).

1. Один ученик выписывает из упражнения заключенные в пря ­ моугольник частицы с указан ием их разрядов.

2. Зачитыва ются  предложени я,  где   и   является:  1)  частицей,

2) союзом.

3. Указывается  предложение,  где  употреблено  числительное, определ яется его синтаксическая роль в предложении.

111. Слова рна я диктовка.

Где- то пел и, ка к будто слышал, откуда -либо, кто- нибудь сделает, ярко-красная полоса, приоткрыл чуть-чуть, не сказал бы, написал ли, одет по-зимнему, русско-немецкий слова рь, долетел откуда -то издалека.

Делается  вывод о дефисном  написании  прила гательных,  наре­ чий, местоимений.

IV. Тренировочное упражнение (376), в ходе которого повторя- ется написан ие тоже - то же, также - так же.

V. Объяснение нового материала. Чтение § 65.

VI. За крепление  нового материала.

1. Упр. 378. Уча щиеся отмечают приметы разговорного стиля; частица - ка (2-е предложен ие), давай, - то (3-е предложение); графически объясняют знаки препинания при деепричастном обо­ роте.

2. Упр. 380.

3. Допишите предложени я.

В разговорном стиле употребляются частицы". (и, а, вот, а вот, вот и, мол, как раз и др.). Частицы". (ли, разве, неужели, пусть, да и т. д.) используются в публицистическом стиле. Частица". (именно) употребля ­ ется в деловом стиле.

Vl l. Соста вление  плана  сообщени я  об  изученных  части цах.

План зап исывается в тетради.

1. Какие слова называются частицами?

2. Назовите разряды частиц.


3. Приведите примеры смысловых частиц.

4. Ка кие оттенки значений они могут иметь? Какова их роль в речи?

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 381 (письменно); составить (устно) рассказ о части цах по записа нному пла н

 


У р о к 1 37.  Морфологический  разбор  частиц

Ц е л ь у р о к а: позна ком ить уча щихся с порядком  разбора  частиц; формировать умение определять гра мматические признаки частиц.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: соста вление связного рассказа на лингвистическую тему (рассказ о смысловых частицах); развитие язы ­ кового кругозора за счет зна комства с этимологией слова.

П о в т о р е н и е:  морфологический  разбор  имени  существительного, прилагательного,  гла гола.

1. Опрос.

1. К доске вызыва ются три ученика. В три столбика из дома ш - него упражнен ия выписыва ются слова с орфогра ммой -дефисом

в местои мен иях 1 в нареч иях 1 в прила гательных

2. В это время у доски ученик рассказывает о частицах по  плану.

3. Прове рка выполнения упр. 381 проводится путем диктанта, состоящего из слов данного упражнен ия. В него также включают­ ся слова из  слова рика:   юннат,  блокада,  старательно,  все- та ­ ки,  вряд  ли,  едва  ли,  вариант,  будущий,  следующий.

11.   Разбор морфологически (по рядам) слов деревьев, замазы- вали,  знаменитых  (садов).

111. Чтение § 66.

IV. Закрепление материала.

1.   Упр.  383 (морфологический  разбор  частиц).

2. Истори я выражени я. Учитель читает текст.

 

И з  ж и з н и  с л о в

МУТИТЬ  ВОДУ

Заметать за собой следы, подобно тому, как дела ют некоторые рыбы, когда, спаса ясь от преследования, поднимают уда рами плавников и хвоста облачка песка или ила, ослепляющие врага. Вот поэтому выражение «му­ тить воду» означает то же, что и «хитрить», «сбивать с толку окружающих».

(Э. В а р т а н ь я н.)

- Придума йте предложения с данным выражен ием.

- Из текста выпишите частицы, сделайте их морфологический разбор.

V. Ком менти рованное  письмо.

Уча щиеся записывают предложения, определяют значения частиц.


l) Внизу огни дозорные лишь на мосту горят. 2) Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожа ром, французу отдана? 3) Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? 4) Вот нахмурил царь брови черные и навел на него очи зоркие.

(М. Л е р м о н т о в.)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: уп р. 384; разобрать морфологически две частицы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: