Ц е л ь у р о к а: знакомство учащихся с дефисным написанием частиц
-то, -ка; закрепление сведений о смысловых частицах; формирова ние умения дефисного на писа ния слов (местоимений, прилагательных, на речий).
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: составление пла на ответа -высказыва ния о смысловых частицах.
П о в т о р е н и е: написание тоже - то же, также - так же; де фисное написание слов; знаки препинания при деепричастном обороте.
1. Запись в словари.к слов старательно, юннат, блокада.
11. Прове рка домашнего задания (упр. 374).
1. Один ученик выписывает из упражнения заключенные в пря моугольник частицы с указан ием их разрядов.
2. Зачитыва ются предложени я, где и является: 1) частицей,
2) союзом.
3. Указывается предложение, где употреблено числительное, определ яется его синтаксическая роль в предложении.
111. Слова рна я диктовка.
Где- то пел и, ка к будто слышал, откуда -либо, кто- нибудь сделает, ярко-красная полоса, приоткрыл чуть-чуть, не сказал бы, написал ли, одет по-зимнему, русско-немецкий слова рь, долетел откуда -то издалека.
Делается вывод о дефисном написании прила гательных, наре чий, местоимений.
IV. Тренировочное упражнение (376), в ходе которого повторя- ется написан ие тоже - то же, также - так же.
V. Объяснение нового материала. Чтение § 65.
VI. За крепление нового материала.
1. Упр. 378. Уча щиеся отмечают приметы разговорного стиля; частица - ка (2-е предложен ие), давай, - то (3-е предложение); графически объясняют знаки препинания при деепричастном обо роте.
2. Упр. 380.
3. Допишите предложени я.
В разговорном стиле употребляются частицы". (и, а, вот, а вот, вот и, мол, как раз и др.). Частицы". (ли, разве, неужели, пусть, да и т. д.) используются в публицистическом стиле. Частица". (именно) употребля ется в деловом стиле.
Vl l. Соста вление плана сообщени я об изученных части цах.
План зап исывается в тетради.
1. Какие слова называются частицами?
2. Назовите разряды частиц.
3. Приведите примеры смысловых частиц.
4. Ка кие оттенки значений они могут иметь? Какова их роль в речи?
Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 381 (письменно); составить (устно) рассказ о части цах по записа нному пла н
У р о к 1 37. Морфологический разбор частиц
Ц е л ь у р о к а: позна ком ить уча щихся с порядком разбора частиц; формировать умение определять гра мматические признаки частиц.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: соста вление связного рассказа на лингвистическую тему (рассказ о смысловых частицах); развитие язы кового кругозора за счет зна комства с этимологией слова.
П о в т о р е н и е: морфологический разбор имени существительного, прилагательного, гла гола.
1. Опрос.
1. К доске вызыва ются три ученика. В три столбика из дома ш - него упражнен ия выписыва ются слова с орфогра ммой -дефисом
в местои мен иях 1 в нареч иях 1 в прила гательных
2. В это время у доски ученик рассказывает о частицах по плану.
3. Прове рка выполнения упр. 381 проводится путем диктанта, состоящего из слов данного упражнен ия. В него также включают ся слова из слова рика: юннат, блокада, старательно, все- та ки, вряд ли, едва ли, вариант, будущий, следующий.
11. Разбор морфологически (по рядам) слов деревьев, замазы- вали, знаменитых (садов).
111. Чтение § 66.
IV. Закрепление материала.
1. Упр. 383 (морфологический разбор частиц).
2. Истори я выражени я. Учитель читает текст.
И з ж и з н и с л о в
МУТИТЬ ВОДУ
Заметать за собой следы, подобно тому, как дела ют некоторые рыбы, когда, спаса ясь от преследования, поднимают уда рами плавников и хвоста облачка песка или ила, ослепляющие врага. Вот поэтому выражение «му тить воду» означает то же, что и «хитрить», «сбивать с толку окружающих».
(Э. В а р т а н ь я н.)
- Придума йте предложения с данным выражен ием.
- Из текста выпишите частицы, сделайте их морфологический разбор.
V. Ком менти рованное письмо.
Уча щиеся записывают предложения, определяют значения частиц.
l) Внизу огни дозорные лишь на мосту горят. 2) Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожа ром, французу отдана? 3) Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? 4) Вот нахмурил царь брови черные и навел на него очи зоркие.
(М. Л е р м о н т о в.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: уп р. 384; разобрать морфологически две частицы.