С различными частями речи

Ц е л ь у р о к а: за крепление пра вила написания не с имена ми суще­ ствительными, прилагательными, числительными, глагола ми, дееп рича ­ стиями; формирова ние умения систематизировать и обобщать изучен­ ное ра нее (слитно- раздельное на писание не, выделение значимых час­ тей слова).

Работа п о  р а з в и т и ю  р е ч и: конструи рова ние предложений по схе­ ма м.

П о в т о р е н и е: на п иса ние не с различными частями речи; зна ки пре­ пинания при при частном обороте.

1. Проверка дома шнего зада ния.

11.   Запись в слова рь слов ориентир,  ориентирова ться, впе­ чатление. С эти ми слова ми устно соста вляются словосочетан ия.

111. Запись да нных слов в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфогра мма: 1) в приставке, 2) в корне, 3) в суффиксе. Обозначьте часть речи и часть слова с ор­ фограммой.

Расписка, столп иться, увлекаться, отразить, роскошный, цепляться, пятнистый, серенький, казалось, на пряженный, наслаждение, речонка, об­ нажать.

IV. Устна я синта ксическа я пятиминутка.

Уча щиеся составл я ют предложен ие с причастн ым оборотом, стоящим после определяемого слова.

V. Трен ировочные уп ражнени я.

1. Прослуша йте четверости шие.

Не с гла гола ми не дружит И частицей только служит:

Не пошел, не взял, не пел - Вот у не как много дел.

- Есть ли в нем условие, обознача ющее написа ние не с гла ­ гола ми?

(В четверости шии указывается на то, что не в написа нии с гла ­ голом является части цей.)

- Запишите гла голы с не. При ведите при меры, где не с гла ­ голами пишется слитно. Чем в таком случае будет не? (Частью корня или приставкой, а может быть и частью приставки. Напри ­ мер:   невзлюбить,  нездоровиться,  недосмотреть   и  т. д.)

- Ка кое значен ие придает эта части ца гла гола м? (Отрица ­ тельное.)

- Всегда ли частица не выражает отрицание? (Нет, например: не мог не вспомнить, не мог не сориентирова ться, не мог не приехать.)

2. Определите, чем является не в следующих словах.


Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожа й, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид; не далеко, а близко; не три тетради; не поясняя; писал неда вно.

Вывод: не может быть приставкой, частью приставки, частицей, частью корня.

Учащиеся должны твердо усвоить, что главное условие пра ­ вильного выбора написан ия не - определение части речи. Только после этого можно применять правило о написании не, то есть.оп­ ределен ие того, чем она является: если приставкой - пишется слитно, частью корня - слитно, частицей - раздельно.

3. Запись под диктовку с объяснением, почему наличие союза

а не обеспечивает раздельного  написания прилагательных  с не.

Небольша я, а интересная книга; неглубокая, а быстрая река.

Приведите и запишите 3 приме ра, где союз а (но) обеспечи­ вает раздельное написание не с прилагательными.

4. Придумайте и за пишите по 3 слова различных частей речи, чтобы не было приставкой, частицей, частью корня, частью при ­ ставки. Укажите часть речи. Например:   не - приставка:   говорил

--,                                                   --,                                                              --,

неправду   (сущ.),   книга  неинтересная   (прил.),   ушел  недалеко

(нареч.); не - часть корня: негОдовать (глаг.), НiдёЖ ество

----...

(сущ.),   нехотя   (нареч.);   не -частица:   не  прикасаешься   (гла г.),

не пререкаясь. (дееприч.), не пять человек (числ.); не - часть

приста вки: недосыпать (гла г.), недобор (сущ.).

Вывод о написании не с существительными, прилагательными, числительными, гла гола ми, дееп ричастиями.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 344; повторить слова из словари­ ка, записан ные при изучении темы «Частицы».

 

У р о к 143. Приставка не- и частица не


С различными частями  речи

(продолжение темы)

Ц е л ь у р о к а: закрепление правила на писания не в отрицательных и неоп ределенных местоимениях, в отрицательных наречиях, причастиях; отработка умения написания не с различными частями речи.

Р а з в и т и е  р е ч и: обогащение словаря школьников.

1. За пись слов в слова ри к.

Недосягаемый, что ни говори, откуда ни возьмись, куда ни шло.

Уча щиеся соста вляют устно с ними предложения.

11. Проверка домашнего зада ния.

111. Объяснительный диктант.

Повторение пра вописа ния не с различными частями речи. При объяснени и написа ния используется графическое обозначение, ука­ зывается часть речи.


Не говоря ни слова, дома  не освещены,  ничего не сделано,  ни к кому не подходил, неослабевающий  интерес,  ненавистный  враг, ни разу не был, не с кем встретиться, неглубокая речщ1ка, неоткуда и не от кого получать письма, нерешенный вопрос, не сговариваясь; не вспаханные, а освободив­ шиеся от снега поля; не распечатанные мною  конверты;  некогда  погово­ рить.

Вывод о написа ни и не с различны ми частям и речи.

IV. Выбороч ный дикта нт.

Из уп р. 398 уча щиеся выписыва ют п редложения, в которых есть: а) отрицател ьные местоимен ия (1 ва риа нт), б) нареч ия с при ­ ста вкой не- (11 ва риа нт).

V. Запись слов в раздел «Говори пра вильно».

Вы правы, они правы, она права.

VI. Ди ктант «Проверь себя».

Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспо­ минаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъем на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь - всюду нетронутый снег.

А какая тишина! То была необыкновенная. никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не пре­ рывал ее. Каждый не мог не чувствовать  всей неповторимости  красоты гор.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 399: 1) списать, объясн ить гра ­ фически вста вленн ые орфограммы; 2) соста вить перечень пра ­ вил, с которы ми встретятся учащиеся при выполнении данного уп ражнения; подготовиться к контрольному словарному диктанту.

У р о к 144. Закрепление правописания частицы не



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: