1 в а р и а н т
ЮННАТЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
В Ленин граде не работали н и водоп ровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непре кра ща ющиеся налеты, во Дворце пионеров была орга н изова на работа кружка юннатов.
Трудно поверить, что голодные дети ухаживали за рыбка ми, рыжим ли сенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с пла вающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что их можно съесть.
Юннаты помогали сохранить и погибающие от ра н деревья зна менитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградца ми даже в суровые блокад ные зимы. Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снаря дов стволы деревьев.
Если вы увидите в этих садах деревья с заплатка ми, похожими на ко ру, зна йте: это следы рук детей несломленного Ленинграда. (130 слов.)
(«Комсомольска я пра вда».)
11 в а р и а н т
С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Слова ря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержа щим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт 1 • Ожегов тоже собирался на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказа но в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекраща я работы и в годы войны.
|
|
Наверное, нет та кого человека в на шей стране, который бы не знал этого справочника, ни разу в своей жизни не пользовался им, не держал в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен ОС!iОВ ной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долго вечность книги, на много пережившей своего составителя. Слова рь Ожего ва - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (132 слова.)
Уроки развития связной речи по теме «Частица».
Работа над вымышленными рассказами
(4 часа)
Программой VII класса предусмотрена работа над так _ называ емыми вымышленными, выдуманными рассказами, которые имеют · большое значение для развития способностей школьников.
1 Сказать о постановке дефиса.
Строятся они, ка к и рассказы на основе жизнен ного опыта уча щихся, на событи и из реал ьной жизни. Но здесь автор не толь ко опирается на л ич н ы й опыт; он может дом ыслить то, что могло бы произой ти. П оэтому выдум ка в н их за н и мает зна ч ительное место.
Работа над вым ышлен ным и рассказа ми планируется на 4 часа: п ридум ыва н ие обра млен и й к сочинен иям -1 час; соста вление
«рассказа в рассказе» по данному началу и концу -2 часа; на пи сание рассказа по сюжетной схеме -1 час.
При работе над сочинением данного вида следует уч итывать и широко использовать те зна ния, которые получа ют семи классн ики на уроках литературы; проводи мая в этот период ра бота поможет уча щимся усвоить особен ности рассказа с обра млен ием.