У р о к 148. Контрольный диктант

1 в а р и а н т

ЮННАТЫ  БЛОКАДНОГО  ЛЕНИНГРАДА

В Ленин граде не работали н и водоп ровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непре­ кра ща ющиеся налеты, во Дворце пионеров была орга н изова на работа кружка  юннатов.

Трудно поверить, что голодные дети ухаживали за рыбка ми, рыжим ли ­ сенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с пла ­ вающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что их можно съесть.

Юннаты помогали сохранить и погибающие от ра н деревья зна менитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградца ми даже в суровые блокад­ ные зимы. Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снаря­ дов стволы деревьев.

Если вы увидите в этих садах деревья с заплатка ми, похожими на ко­ ру, зна йте: это следы рук детей несломленного Ленинграда. (130 слов.)

(«Комсомольска я пра вда».)

11 в а р и а н т

С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Слова ря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержа щим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт 1 • Ожегов тоже собирался на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказа но в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекраща я работы и в годы войны.

Наверное, нет та кого человека в на шей стране, который бы не знал этого справочника, ни разу в своей жизни не пользовался им, не держал в руках этот объемистый том в тысячу страниц.

В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен ОС!iОВ­ ной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долго­ вечность книги, на много пережившей своего составителя. Слова рь Ожего­ ва - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (132 слова.)

 

 

Уроки развития связной речи по теме «Частица».

Работа над вымышленными  рассказами

(4 часа)

Программой VII класса предусмотрена работа над так _ называ ­ емыми вымышленными, выдуманными рассказами, которые имеют · большое значение для развития способностей школьников.

 

 

1  Сказать о постановке дефиса.


Строятся они, ка к и рассказы  на  основе  жизнен ного  опыта уча щихся, на событи и из реал ьной жизни. Но здесь автор не толь­ ко опирается на л ич н ы й опыт; он может дом ыслить то, что могло бы произой ти. П оэтому выдум ка в н их за н и мает зна ч ительное место.

Работа над вым ышлен ным и рассказа ми планируется на 4 часа: п ридум ыва н ие  обра млен и й  к  сочинен иям -1 час;  соста вление

«рассказа в рассказе» по данному началу и концу -2 часа; на пи­ сание рассказа  по сюжетной схеме -1 час.

При работе над сочинением данного вида следует уч итывать и широко использовать те зна ния, которые получа ют семи классн ики на уроках литературы; проводи мая в этот период ра бота поможет уча щимся усвоить особен ности рассказа с обра млен ием.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: