С различными частями речи

Ц е л ь у р о к а: обобщение и систематизация знаний о значении и на­ писании частицы не; закрепление  навыков  написания   не   с  различны­ ми частями  речи.

Работа п о  р а з в и т и ю  р е ч и: составление связного рассказа на лингвистическую  тем

1. Контрольн ый словарн ый ди ктант.

1 в а р и а н т                              11 в а р и а н т

1. ориентир                                        юннат

2. впечатление                                     старательно

3. юннат                                              следующий

4. блокада                                             ориентироваться

5. старательно                                  вряд ли

6. будущий                                            вариант

7. все -таки                                          блокада

8. едва ли                                           неужели

9. труженик                                         впоследствии

1О. предварительный                        как  будто

1 1.  как ни в чем  не бывало         во что  бы то  ни стало


12. изобразить

13. как-нибудь 14. галерея

15. аккуратный

16. желанный 17. тала нт

18. говорил не раз

19. подлинный

20. преодолеть

21. вразнобой

22. истинный

23. расчет

24. обнажить

25. препода ватель

26. недосягаемый

27. что ни говори

11. Опрос.


труженик диста нция точь- в-точь давн ым-давно

ни разу не был

не сказал ни разу препятствие впечатление

очаровательный

как ни в чем не бывало рассчитывать

подлинный чересчур долина

куда ни шло недосягаемый


1. Вызванный к доске ученик называет правила, над которыми он работал, выполняя  упр.  399, остальные  приводят  приме ры  на да нное правило из упражнения.

2. Запись примеров с объяснением нап исан ия не с различны ­ ми частями речи.

1) Не пять, не сотый. 2) Не участвовал, не наслаждался; не чувствуя, не пренебрега я, нена видя. 3) Непрекра щающиеся дожди, несломленные ге­ рои; не пораженная сорняка ми земля; работа не проверена. 4) Говорить не громко, а тихо; говорить негромко; писать небрежно.

Делается вывод о том, как пишется не с указанными частями ре ­ чи. Учащимся предлагается привести примеры написания не с дру­ гими частями речи (существительными, прилагательными, местоиме­ ниями). Сообщаем, что всегда раздельно с не пишутся слова кате­ гории состояния, которые в предложении бывают сказуемыми и по­ казывают чье- то чувство, состояние, отношение: не жаль, не рад, не  жалко,  не  надо,  не  намерен,  не  должен,  не  обязан   и т. д.

Раздельно с не пишутся имена прилагательные со значением цвета, относительные прила гательные и наречия в сравнительной степени, слова, которые пишутся через черточку. Не пишется раз­ дельно в вопросительн ых предложениях с частицей ли.

По мере записи и анализа примеров и сообщения учителя за ­ полняется табли ца.

Не   с  различными  частями  речи

Название частей речи   Слитно                                             Раздельно
имя существи - тельное имя прилага - тельное

говорить  неправду,

небольшой дом, не - объятные    про- сторы

не правда, а ложь не  большой,  а  ма - ленький не красный;  не стек-

Продолжение

Назва ние частей речи Слитно Раздельно
имя числитель­ ное местоимение глагол деепричастие причастие наречие некого ненавидеть ненавидя непрекращающиеся дожди,  несломлен­ ные  герои говорить  негромко, писать  небрежно лянный, не труднее не пять, не сотый не у кого, не тот, не я не чувствовал, не пренебрегал не  пренебрегая работа не  провере­ на, не пораженная сорняками  земля говорить  не  громко, а  тихо Со словами: не  рад, не жалко,  не  жаль, не намерен, не дол­ жен; далеко не, ни­ чуть не, чуть не и т. д. Со словами,которые пишутся через черточ­ ку:   не  чуть- чуть

Тренировочное упражнение.

Запись предложений с объяснением  написания   не   с  различны­ ми частями  речи.

l) Он поступил не по- това рищески. 2) Небо сегодня не голубое. 3) Рас­ пустилась необыкновенно красивая, но не чайна я роза. 4) У невысокого мальчуга на волосы был и не черные. 5) Задача не труднее предыдущей.

6) Не надо грустить. 7) Шел задумавшись, не смотря по сторона м, не об­ раща я ни на кого внима ния. 8) Добилась своего, несмотря ни на какие пре­ пятствия. 9) Знаю это не хуже других. 10) Книга эта очень интересная, не правда ли? 1 1) Необдума нные ответы его нас поразили. 12) Портфель у ме­ ня не кожаный. 13) Ка кие-то некошеные травы расстилались передо мной.

Делается  вывод о  написании   не   с  различными  частями  речи.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: записать в таблицу по 2-3 своих при­ мера; составить связный рассказ о правописании частицы не.

У р о к  145.  Различение  частицы   ни, союза ни - ни,

приставки ни-

ц е л ь у р о к а: показать различие частицы ни, союза ни - ни, п ри ­ ста вки ни-; форм ировать умен ие различать и пра вильно писать ни - частицу, союз, приста вку.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: определение основной мысли выска ­ зыва н ия; соста вление монологи ческого высказыва н ия на лингвистичес­ кую тему.


П о в т о р е н и е: на писа ние ни в местоимениях, наречиях; не в различ­ ных частях речи; правописание безударных окончаний глаголов.

1. Проверка домашнего задания.

1. Проверка записанных примеров.

2. Связный рассказ о правописании частицы не с различными частями речи.

Класс рецензирует ответ това рища: полон ли  он, доказателен ли, приведены ли примеры. При достаточной аргументации за ре­ цензию ответа това рища может быть выставлена оценка.

11. Закрепление.

1. Упр. 403 уча щиеся выполняют устно под руководством учи­ теля, объясняя, где ни - частица, где - союз.

2. Запишите пословицы, объяснив их смысл. Обозначьте усло­ вия выбора написания ни с местоимениями, наречиями, не с гла ­ голами. Чем являются в этих предложениях не - ни? Обозначьте графически.

1) За что ни возьмется, уж конца добьется. 2) В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. 3) За напрасный труд никто спасибо не скажет. 4) С трудовыми руками нигде не пропадешь. 5) Ничьими похвалами не воз­ носись. 6) В одиночку ничего не сделаешь. 7) Гнилое дерево никуда не го­ дится: что ни сделаешь, все развалится. 8) Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело.

3. Объяснительный диктант.

1. Что бы ни случилось, писатели должны непременно делать свое де­ ло, завещанное им  предшественниками  и  доверенное  современника ми. (К. Паустовский.) 2. Балтийским морем за море и я ходил не раз. (М. ­ дин.) 3. Кто ничем не рискует, тот ничего не получает. (Пословица.) 4. Че­ го только не передумаешь при ходьбе, кого не вспомнишь! (В. Белов.)

Д о м а ш н е е з а да н и е: повторить слова из словарика; по вы ­ бору: 1) упр. 404; 2) придумать или выписать 6 предложений с союзом ни - ни, частицей ни, приставкой ни-.

У р о к 146. Различение частицы ни, союза ни - ни,

приставки   ни-

(продолжение темы)

Ц е л ь у р о к а: ознакомление с написа нием выражений не что иное, как...; не кто иной, как...; ничто иное... не; никто иной... не; форми рование умения различения и пра вильного написания не - ни. Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: обогащение речи учащихся за счет ис­ пользования синонимов; конструирование предложений с да нными сло­ вами.

П о в т о р е н и е: постановка знаков препинания в сложных предложе­ ниях; составление схем сложных предложений; написание не - ни в наречиях, местоимениях.


1. Запись слов из ра мочек учебника в слова ри к.

Искренний, непритворный, неподдельный, натуральный, настоящий; душевный, сердечный, задушевный.

Полезно пропедевтически объяснить школьникам, почему ста ­ вится точка с за пятой между данными словами: она разграничива ­ ет разные групп ы слов.

- На какие две группы слов можно разделить данные слова? (С 1 - го по 5-е и с 6-го по 8-е.) Как называ ются такие слова? (Си­ нонимы.) Устно составить с ними предложени я.

11. Прове рка домашнего зада ния.

К доске вызываются два учени ка. Один из домашнего упражне­ ния выписы вает отрицательные · местои мен ия, другой - наречия. С остальн ыми уча щимися ведется работа по проверке сложных пред­ ложений, соста вленн ых дома. Указыва ются (устно) основы предло­ жен ий, составленных дома (зада ние уп ражнен ия). Затем проверя ­ ются соста влен ные или выписа нные дома п·редложени я с частицей ни, союзом   ни - ни, приста вкой ни-.

111. Объяснен ие нового материала.

На  доске  за писы ва ются  предложен ия:  1)   Это  был  не  кто иной,  как  Д убровский.   2)   Никто  иной  не  мог  этого  сделать. В первом предложен ии кто является относительным местои ме­ нием, перед которым употребляется частица не. Во втором никто - отрицательное местоимен ие. В отрицательн ых местоимени ях в бе­

зуда рном положен ии пи шется приста вка ни-.

Правило-помощник: не что иное сопровождается словом как, а ничто иное - не. Как нельзя опустить, на него падает логическое уда рение; элементы сочетания слов могут быть переставлены места­ ми: не что иное - не иное что. Слово иной можно опустить:

подл.                    сказ.

Никто   иной не поможет в беде, кроме друга.

i

можно опустить

Полезно соста вить таблицу, котора я поможет учащимся разли­ чать на писание этих сочета ний:

 

не  что иное, как не кто иной, как ничто иное не никто иной не  
1. Сказуемое в предложении ут- вердительное. 2. Возможна  перестановка. 3. Есть союз   как. 4. Возможна  за мена  сочетан ия частицами   только,  именно.

1. Сказуемое в предложении от- рицательное.

2. Перестановка невозможна.

3. Нет союза   как.

4. Замена невозможна.


 

 

202


IV. За креплен ие.

1. Выполнение под руководством учителя упр. 406 (устно).

2. За пись с объяснен ием.


1)) Летчик по-настоящему поверил  наконец, что этот черный,  невесо­ мый человек действительно не кто иной, как летчик Мересьев. (Б.  Поле­ вой.) 2) Не кто иной, как Попов, изобрел радио. 3) Ничто иное так  не ин­ тересовало мальчика,  как физика. 4) Никто иной не мог сделать  это так умело. 5) Этот провал не что иное, как угасший кратер вулкана.  6) Пор­ трет написан не кем иным, как Ильей Репиным.

3. Составьте предложения по данному образцу: Ветеринар -

не  кто  иной,  как  врач, лечащий  животньtх.

Фонетика, морфология, приемник, преемник.

V. Диктант  «Проверь себя».

1) Как ни напрягал Павлик слух, он не мог уловить ни звука челове­ ческого голоса, ни шороха ветвей, ни тихого треска валежника. (Ю. На ­ гибин.) 2) Как ни вглядывалась девушка в глубину сада, она не заметила ни поломанных сучьев, ни ободранной коры, ни помятой травы. (А. Муса ­ тов.) 3) Красивый ярко-желтый лужок в болотистой местности может ока­ заться не чем иным, как трясиной, в которой можно погибнуть.

VI. Составьте предложения  с выражениями   во что бы то ни стало,  как  ни  в  чем  не  бывало.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: контрольные вопросы (с. 183); соста ­ вить сложный план о частице как части речи (задание по вы ­ бору).  Общее  задание - составить  и  записать  в  тетрадь

4 предложения с сочетаниями, над которыми велась работа в классе (не что иное, как - не кто иной, как; ничто иное, никто иной).











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: