Ц е л ь у р о к а: обобщение и систематизация знаний о частицах; за крепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц.
Р а з в и т и е р е ч и: работа по составлению сложного плана ответа о частице как части речи; определение темы и основной мысли высказы вания.
П о в т о р е н и е: знаки препинания при составлении сложного плана.
1. Проверка домашнего задания.
Ученик у доски составляет сложный план ответа о частице как ча сти речи. В это время идет работа по контрольным вопросам (§ 76). Напоминаем школьникам, что сложный план более разверну тый, чем простой. При проверке записанного на доске плана об ращается внимание на постановку знаков препинания (двоеточие,
точка с запятой) в сложном плане.
Возможный вариант плана.
1. Частицы - служебные части речи: 1) значение частиц;
2) употребление частиц (в предложении, в разных стилях речи);
3) роль частиц в предложении.
2. Разряды части ц:
1) формообразующие частицы; 2) отрицательн ые частицы;
|
|
3) смысловые частицы.
3. Написание частиц:
1) слитное;
2)) раздельное;
3) дефисное.
11. Запись с объяснением.
1) Сколько уже ни узнали люди об окружающем мире, ка кие успехи ни сделала пытлива я наука, неисследова нное, недоступное все еще окру жает нас. 2) Каждый человек не раз вспоминает тот день, когда он впер вые переступил порог школы. 3) Ка к ни вглядывал ись ребята, нигде не могли заметить ни одного метра не одетой зеленью земли.
111. Предуп редительн ый ди ктант.
Закрепление умен ия пра вильно писать частицы проводится ме тодом предуп редительного ди ктанта. Учитель читает весь текст, по сле чего уча щиеся определяют его основную мысль, тему. Затем зап исыва ют отдельные предложения (по выбору учителя).
В Москве на выставке шел парад детей с собаками. Вдруг люди на три бунах встали и зааплоди ровали малышу, замыкающему шествие. Ведя за веревочку деревянную собачонку на колесиках, он гордо выша гивал нарав не со всеми. И никто не уп рекнул его, что не с настоящей соба кой на па рад вышел, никто не подсмеи вался. Всем было ясно, что малышу тоже хо телось участвовать в па раде. Повзрослев, этот мальчуган никогда в жизни не поднимет руку на ничейную собаку, не бросит ни палку, ни камень в бездомного пса, не сломает ветку дерева и на верняка уступит место в ав тобусе или в метро пожилому человеку. Потому что доброту надо в себе воспитывать с детства.
А знаете ли вы, ребята, что летчик Молоков - один из героев челюс кинской эпопеи - сделал допол нительный рейс, чтобы вывезти соба к? Междуна родное общество за щиты животных позднее на градило летчика зо лотой медалью, отметив тем самым его благородный поступок.
|
|
(Журнал «Юный натуралист».)
Вместо предуп редительного дикта нта можно провести тематиче ский зачет.
1 в а р и а н т Обязательная часть
1. Выпишите предложения, в которых есть части цы. Частицы подчеркните.
а) Мал золотник, да дорог. б) Да говорите скорее!
в) Вот пошел он в лес и заблудился.
2. Запиш ите два устойч ивых сочетан ия, которые пишутся с ча стицей ни и не разделяются на письме за пятой. Приме р: ни свет ни заря.
3. Спишите, закончив предложения:
а) Кто не прочитает эту книгу, ".. б) Кто ни прочитает эту книгу, "..
4. Соста вьте и запишите предложения:
а) Куда не "..
б) Куда ни "..
5. Допишите предложения:
а) Материал недорогой, а.".
б) Материал не дорогой, а "..
6. Укажите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:
А. (не) написав ответа; Б. (не) скошенное поле;
В. (не) менее двух метров;
Г. поступил (не) по-това рищески;
Д. сочинение (не) проверено; Е. еще (не) замерзшая река.
7. В каких случаях следует писать ни? Выпишите соответству ющие цифры.
Ка кую бы профессию в своей жизни вы н(l) избрали, слова ри во что бы то н(2) стало должны стать вашими помощниками. Ведь н(З) одна кни га н(4) несет в себе столько сведений, как они.
8. Соста вьте и запишите два предложения, употребив выраже ния не что иное, как; ничто иное.
9. Соста вьте и запишите предложение с выражением как н.. в чем н.. бывало.
1О. Доп ишите предложения:
А. В разговорном стиле употребляются частицы
Б. Частицы ". употребляются в публицистическом стиле.
1 1. Придума йте и запишите два предложения с частицей не, чтобы в первом она придавала отрицательный смысл, а во втором - утве рдительный.
12. Спишите предложения.
а) Он не мог ни на минуту отлучиться от постели матери.
б) Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой чащи не боятся силь ные лоси.
Определите, чем являются в них ни: частицу ни заключите в прямоугольн ик, союз ни - в овал.
11 в а р и а н т
1. Выпишите предложения, в которых есть частицы. Частицы подчеркните.
а) А погода чудесная!
б) Пусть будет по- вашему.
в) Небосклон все больше и больше темнеет, и кое-где на небе заго раются звездочки.
2. Запишите два устойчивых сочетания, которые пишутся с ча стицей ни и не разделяются на письме запятой. Пример: ни рыба ни мясо.
3. Спишите, закончив предложения:
а) Когда ни придешь к подруге (другу),.... б) Когда не придешь к подруге (другу), "..
4. Составьте и запишите предложения:
а) Где ни "..
б) Где не "..
5. Допишите предложения:
а) Пруд неширокий, а ".. б) Пруд не широкий, а.".
6. Определите, в каких из указанных случаев частица не пи- шется слитно:
А. далеко (не) красивый поступок; Б. (не) проверив работы;
В. (не) просохшая земля;
Г. (не) глупее других;
Д. сделал (не) по- вашему; Е. ошибка (не) исправлена.
7. В каких случаях следует писать ни? Выпишите соответству ющие цифры.
Я н(l)кому н(2) поверю, что есть на земле места скучные и н(З) да ющие н(4) какой пищи н(5) глазу, н(б) слуху, н(7) воображению.
8. Составьте и запишите два предложения, употребив выраже ния не кто иной, как и никто иной.
9. Составьте и запишите предложение с выражением во что (бы) то н" стало.
1О. Допишите предложения:
А. Частица ... употребляется в деловом стиле.
Б. В публицистическом стиле употребляются частицы
1 1. Придумайте и запишите два предложения с частицей не, чтобы в первом она придавала отрицательный смысл, а во втором - утвердительный.
12. Спишите предложения.
а) За что ни возьмется, уж конца добьется.
б) В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Определите, чем является в них ни: частицу ни заключите в прямоугольник, союз ни - в овал.