У р о к 147. Повторение изученного о частицах

Ц е л ь у р о к а: обобщение и систематизация знаний о частицах; за ­ крепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания  частиц.

Р а з в и т и е р е ч и: работа по составлению сложного плана ответа о частице как части речи; определение темы и основной мысли высказы­ вания.

П о в т о р е н и е: знаки препинания при составлении сложного плана.

1. Проверка домашнего задания.

Ученик у доски составляет сложный план ответа о частице как ча­ сти речи. В это время идет работа по контрольным вопросам (§ 76). Напоминаем  школьникам,  что  сложный  план  более  разверну­ тый, чем простой. При проверке  записанного  на доске плана об­ ращается  внимание  на постановку  знаков препинания (двоеточие,

точка с запятой) в сложном плане.

Возможный вариант плана.

1. Частицы - служебные части речи: 1) значение частиц;

2) употребление частиц (в предложении, в разных стилях речи);

3) роль частиц в предложении.


2. Разряды части ц:

1) формообразующие частицы; 2) отрицательн ые частицы;

3) смысловые частицы.

3. Написание частиц:

1) слитное;

2)) раздельное;

3) дефисное.

11. Запись с объяснением.

1) Сколько уже ни узнали люди об окружающем мире, ка кие успехи ни сделала пытлива я наука, неисследова нное, недоступное все еще окру­ жает нас. 2) Каждый человек не раз вспоминает тот день, когда он впер­ вые переступил порог школы. 3) Ка к ни вглядывал ись ребята, нигде не могли заметить ни одного метра не одетой зеленью земли.

111. Предуп редительн ый ди ктант.

Закрепление умен ия пра вильно писать частицы проводится ме­ тодом предуп редительного ди ктанта. Учитель читает весь текст, по­ сле чего уча щиеся определяют его основную мысль, тему.  Затем зап исыва ют отдельные предложения (по выбору учителя).

В Москве на выставке шел парад детей с собаками. Вдруг люди на три­ бунах встали и зааплоди ровали малышу, замыкающему шествие. Ведя за веревочку деревянную собачонку на колесиках, он гордо выша гивал нарав­ не со всеми. И никто не уп рекнул его, что не с настоящей соба кой на па ­ рад вышел, никто не подсмеи вался. Всем было ясно, что малышу тоже хо­ телось участвовать в па раде. Повзрослев, этот мальчуган никогда в жизни не поднимет руку на ничейную собаку, не бросит ни палку, ни камень в бездомного пса, не сломает ветку дерева и на верняка уступит место в ав­ тобусе или в метро пожилому человеку. Потому что доброту надо в себе воспитывать с детства.

А знаете ли вы, ребята, что летчик Молоков - один из героев челюс­ кинской эпопеи - сделал допол нительный рейс, чтобы вывезти соба к? Междуна родное общество за щиты животных позднее на градило летчика зо­ лотой медалью, отметив тем самым его благородный поступок.

(Журнал «Юный натуралист».)

 

Вместо предуп редительного дикта нта можно провести тематиче­ ский зачет.

1 в а р и а н т Обязательная  часть

1. Выпишите предложения, в которых есть части цы. Частицы подчеркните.

а) Мал золотник, да дорог. б) Да говорите скорее!

в) Вот пошел он в лес и заблудился.

2. Запиш ите два устойч ивых сочетан ия, которые пишутся с ча ­ стицей ни и не разделяются на письме за пятой. Приме р: ни свет ни  заря.


3. Спишите, закончив предложения:

а) Кто не прочитает эту книгу, ".. б) Кто ни прочитает эту книгу, "..

4. Соста вьте и запишите предложения:

а) Куда не "..

б) Куда ни "..

5. Допишите предложения:

а) Материал  недорогой, а.".

б) Материал  не дорогой, а "..

6. Укажите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:

А. (не) написав ответа; Б. (не) скошенное поле;

В. (не) менее двух метров;

Г. поступил (не) по-това рищески;

Д. сочинение (не) проверено; Е. еще (не) замерзшая река.

7. В каких случаях следует писать ни? Выпишите соответству­ ющие цифры.

Ка кую бы профессию в своей жизни вы н(l) избрали, слова ри во что бы то н(2) стало должны стать вашими помощниками. Ведь н(З) одна кни­ га н(4) несет в себе столько сведений, как они.

8. Соста вьте и запишите два предложения, употребив выраже­ ния   не  что иное, как;  ничто  иное.

9. Соста вьте и запишите предложение с выражением как н.. в чем  н..  бывало.

1О. Доп ишите предложения:

А. В разговорном стиле употребляются частицы

Б. Частицы ". употребляются в публицистическом стиле.

1 1. Придума йте и запишите два предложения с частицей не, чтобы в первом она придавала отрицательный смысл, а во втором - утве рдительный.

12. Спишите предложения.

а) Он не мог ни на минуту отлучиться от постели матери.

б) Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой чащи не боятся силь­ ные лоси.

Определите, чем являются в них ни: частицу ни заключите в прямоугольн ик, союз ни - в овал.

11 в а р и а н т

1. Выпишите предложения,  в которых есть частицы. Частицы подчеркните.


а) А  погода чудесная!

б) Пусть будет по- вашему.

в)  Небосклон  все  больше  и  больше  темнеет,  и  кое-где  на  небе  заго­ раются  звездочки.

2. Запишите два устойчивых сочетания, которые пишутся с ча ­ стицей ни и  не  разделяются  на  письме  запятой.  Пример:   ни рыба ни  мясо.

3. Спишите, закончив предложения:

а) Когда ни придешь к подруге (другу),.... б) Когда не придешь к подруге (другу), "..

4. Составьте  и  запишите  предложения:

а)  Где ни "..

б) Где не "..

5. Допишите предложения:

а) Пруд неширокий, а ".. б) Пруд не широкий, а.".

6. Определите,  в  каких  из  указанных  случаев  частица   не   пи- шется  слитно:

А. далеко  (не) красивый  поступок; Б. (не) проверив работы;

В. (не) просохшая земля;

Г.  (не) глупее других;

Д.  сделал  (не)  по- вашему; Е.  ошибка  (не)  исправлена.

7. В каких случаях следует писать ни? Выпишите соответству­ ющие цифры.

Я н(l)кому н(2) поверю, что есть на земле  места скучные и н(З) да ­ ющие н(4) какой пищи н(5) глазу, н(б) слуху,  н(7) воображению.

8. Составьте и запишите два предложения, употребив выраже ­ ния   не  кто  иной, как   и никто  иной.

9. Составьте  и  запишите  предложение  с  выражением   во  что (бы)  то  н"  стало.

1О.  Допишите  предложения:

А.  Частица  ... употребляется  в деловом  стиле.

Б. В публицистическом стиле употребляются частицы

1 1. Придумайте и запишите два предложения с частицей не, чтобы в первом она придавала отрицательный смысл, а во втором - утвердительный.

12. Спишите предложения.

а)  За  что  ни  возьмется,  уж  конца добьется.

б)  В лихости  и зависти  нет  ни  проку,  ни  радости.

Определите, чем является в них ни: частицу ни заключите в прямоугольник, союз ни - в овал.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: