Дефис в междометиях

Ц е л ь у р о к о в: знакомство с междометием как частью речи, назна ­ чением в языке, употреблением в роли других частей речи; знаки пре­ пинания при междометиях; формирование  умения  отличать  междометия от знаменательных и служебных частей речи, дефисноrо написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с меж­ дометиями.

Работа п о  р а з в и т и ю  р е ч и: конструирование  предложений  с  меж­ дометиями.

П о в т о р е н и е: не   и ни, дефис  в местоимениях, наречиях.

1. Анализ ти пичных ошибок контрольного дикта нта. Дома про­ водится работа над индивидуальным и ошибка ми.

 

 

1 См. в кн.: Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Под ред. Т. А. Ла ­ дыженской.-  М"  1973.-С.  270-274.


11. Словарна я диктовка.

Сделать по-хорошему, жить по- новому, не хочу вас ничем печалить, где-то в поле, не с кем обмолвиться, в течение нескольких часов, ниотку­ да не проникали, откуда -то сверху, кое- кому это нравится, никто никакой тревоги не ощущал.

111. Объяснение нового материала.

Ком ментированное чтение § 70, в ходе которого учащиеся вы ­ ясняют, что междометие - особая часть  речи.  Она  не  относится ни к самостоятельным, ни к служебным  частям  речи,  выражает, но не называет различн ые чувства  и побуждения. Чтение § 70.

Закрепление:  упр.  415 (устно). Запись с анализdм.

1) Далече грянуло ура.- Ура! Наш класс занял первое место в сорев­ новании. (В первом предложении междометие ура употреблено в значении существительного, в предложении является под.лежащим; во втором - меж­ дометие выражает чувство восторга, радости, членом предложения не явля­ ется.) 2) Девица хи-хи-хи да ха -ха -ха. (Междометие выступает в роли гла ­ гола, показывает отношение говорящего к факту, в предложении является сказуемым.) 3) О себе я и «ох» не скажу. (М. Шолохов.) (Междометие вы­ ступает в роли существительного, в предложении является дополнением.)

Делается вывод: ·междометия могут выступать в функции раз­ личных членов предложения, употребляясь в значении других час­ тей речи.

IV. Закрепление.

1. Упр. 416 (письменно).

2. Составьте предложения с междометиями пож алуйста, тьфу, ой, оба.

3. Объяснительный диктант•.

Сумерки спускались быстро. Сколько ни бродили мы по лесу, но, увы, зна комой тропинки не нашли. «Ох, ни за что нам не выбраться из этой ча ­ щобы»,- с тоской сказал Леня, не желавший больше тратить ни сил, ни времени на дальнейшие поиски дороги.

Мы пошли наугад.  «Кра - кра - кра»,- сначала  слышалось  то спра ва, то слева. Потом все смолкло. Вдруг откуда -то донесся собачий лай. «Ура! Мы спасены, где-то поблизости люди!» - обрадованно  закричал  Миша. Не чувствуя больше ни усталости, ни тревоги, мы пошли на лай соба ки и через несколько минут встретили лесника, который вывел нас на дорогу.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 70, 71; упр. 417.

 


У р о к и 1 55- 1 56.М еждометие. Знаки преп инания при междометиях

Ц е л ь у р о к о в: формирование умения выделять междометия знаками препинания; составлять диалог, включающий междометия; выразитель­ но читать предложения с междометиями.

1  Текст  взят  из  кн.:  Е ф и м о в а  Н. Ф. Изучение  русского  языка  в  VI  классе. -

М.,  1967.- С. 347.


1. Проверка дома шнего зада ния.

11. Объяснение нового материала.

Чтение  и анализ материала  § 71 (орф. № 8).

111. Закреплен ие материала (по выбору уч ителя).

1. Упр. 418 (устно).

2. Объясн ительн ый дикта нт.

1) Эй, откл и кн ись, кто идет? (А. Блок.) 2) Только вьюга долгим сме­ хом заливается в снега... Трах-тах- тах! Трах-тах-тах! (А. Блок.) 3) Ой вы, гости - господа, дол го л ь ездил и? (А. Пушкин.) 4) Увы! Дворец Бахчиса ра я скры вает юную княжну. (А. Пуш кин.) 5) Чу... вдруг раздался  рога звон. (А. Пуш ки н.)  6)  Увы,  печал ьна  и  бледна,  похвал  не  слушает  она. (А. Пуш ки н.) 7) П роща й, мой това ри щ, мой верн ы й слуга, расстаться на ­ стало на м врем я. (А. Пуш кин.) 8) Я спать хочу, тепе рь уж ночь, проща й. (А. Пушкин.) 9) Громыха н ье колес и охрипш и й свисток за глушило ура без конца.  (А. Блок.)  1О)  А  с дождливых  полей  все  неслось  к  на м  ура... (А. Блок.)

3. Дикта нт «Прове рь себя».

l) О, погляди, как та звезда горит, горит и потухает. (А. Фет.) 2) Чу, там вдали неожида нно слышится тонко взы вающи й рог. (А. Фет.) 3) О, те­ перь я счастл и в, я  взвол нова н, о, тепе рь я  выска заться  рад! (А. Фет.) 4) Ах, ка к хорошо м ы научил ись говорить! Ах, как плохо научились слу­ шать! (Р. Рождественский.) 5) Говорил себе не раз: «Эх, махнуть бы на Ка вказ!»  (Р. Рождественски й.) 6) Ну,  расскажи  мне небыли цы  разные. 7) Чу,  где-то  высоко  в небе  посл ышался  негром кий,  п ротяжн ы й звук. (Г. Скребицки й.) 8) Пса ри кричат: «Ахти, ребята, вор!» (И. Крылов.)

4. Вып ишите из учебника литературы 4 -5 предложений с меж- домети ями.

5. Соста вьте диалог, используя междометия.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 71; уп р. 4 19 или выписать из басен И. Крылова 7 предложен ий с междометиями.

 


NОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦ ИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-Vll КЛАССАХ

(12 часов + 2 часа развития речи)

 

У р о к 1 57. Русский язык. Разделы науки о языке.

Текст. Стили речи

1. Синта ксическа я пятим инутка.

Из двух простых предложени й уча щиеся соста вляют сложное с помощью сочи н ительного союза. Вкл ючают во вторую часть сложного предложени я причастны й оборот. За писывают составлен ­ ное предложен ие и графически объясняют зна ки препина ния.

Сегодня начали жать рожь. В прохладе вечера разлился сухой ржаной за пах.


11. Словарный диктант.

Просвещение,  посвящать  стихи, пребывать  за  границей,  участвовать в па раде, чувствовать усталость, чествовать чемпиона, громоздкий, роскош ­ ный луг, предполагаемый вариант, неприкосновенный запас, непринужден­ ный разговор, отмечал впоследствии, лечащий врач, борющиеся за кубок спортсмены.

111. Фронтальный оп.рос.

- Что такое лингвистика?

- Какие ее разделы  вам известны?

- Что изучает морфология? синтаксис? пунктуация? лексика? фонетика? графика?

IV. Ответы уча щихся на вопросы (с. 189).

- В каком стиле речи будут даны ваши ответы на вопросы учебника?  Назовите черты этого стиля.

- Какие еще стили вам известны?

- Охара ктеризуйте публицистический стиль.

V. Работа с таблицей  «Разделы  науки о языке» (упр. 422).

VI. Чтение текста упр. 423.

- В каком стиле написан текст?

- Укажите признаки этого стиля (повторы, параллельный спо- соб связи предложений, побудительные, вопросительные предложе­ ния и пр.).

- Составьте план- перечень орфограмм, над которым и надо ра ­ ботать, выполняя данное упражнение.

- Выпишите слова с орфогра ммами: 1) в корне, 2) в суффик­ се, 3) в оконча нии (по рядам). Объясните графически выбор ор­ фограммы.

Vll. Учащиеся определ яют, к каким стилям речи относятся от­ рывки; указыва ют, какие признаки помогли верно определить стиль.

l. После раскроя детали швейных изделий поступают в пошивочный цех. Пошив изделий производится на швейных машинах разнообразных конструкций. В настоящее время применяются высокопроизводительные швейные  машины.

 

2. С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Фра нций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу - и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

Может, начать разговор с того, какая Россия - разная? Это - и без­ лесная, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тай­ га в Сибири; это - и горы Урала и Заба йкалья, и ширь пшеничных полей Дона и КУба ни, Волги; это - и города - миллионеры, и крохотные дере­ веньки, никогда не слыша вшие паровозного гудка. (Б. К р о т к о в.)

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 426.


У р о к и 158-159. Развитие речи. Контрольное сочинение

(упр. 428)

У р о к 1 60. Фонетика. Графика

1. Проверка дома шнего зада ния.

11. Синта ксическа я пяти минутка.

Учащиеся за писывают сложное предложен ие Дорога вилась между  кустами  орешника,  и  идти  было  весело,   доба вляют в первое простое предложение причастны й оборот и графически обознача ют зна ки препинан ия.

111. Фронтальны й опрос.

- Назовите разделы науки о языке.

- Что изучает кажды й из них?

- Что изучает фонетика? графика?

- Разбе рите  фонетически  гла голы   найти,  привез.

Для фонетического разбора можно предложить и другие слова. Следует учесть, что для этого разбора желательно давать слова, в ко­ торых наблюдается различение букв и звуков, оглушение-озвончение и другие фонетические явления (в частности, чередование звуков).

IV. Диктант «Прове рь себя».

Отчего появляются у слов переносн ые значен ия? Если между предме­ тами обнаруживается внешнее или внутреннее сходство, то название одно­ го предмета может стать наименова нием другого. Цветок колокольчика на ­ зва н та к потому, что он похож на маленьки й колокол. Щетка для мытья стеклянной посуды получила свое название от ерша - небольшой речной рыбки с колючим пла вником, потому что тоже колюча я.

Различные предметы иногда имеют одно и то же назначение, потому часто их называют одним словом. Наприме р, во времена Пушкина писали гусиными перьям и. Современное стальное перо не похоже на перо птицы, но та к же, ка к и перо, служит орудием письма.

(Н. А л е к с а н д р о в и ч.)

Уча щиеся  разби рают  фонетически  слова   перьями, называют.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 431; подготовиться к контрольно­ му слова рному диктанту (по слова м, записанным в ученически й словарь).

 

У р о к 1 61. Контрольн ый диктант

1 в а р и а н т

СЛАВНЫЙ  МАСТЕР

И ван Кулибин - тала нтливый русский изобретатель. Широко извест­ ны такие его изобретения, ка к первый в России телеграф, самодвижущие­ ся экипажи, приводимые в действие педал ями. Гениальны проекты дере­ вянных мостов, разработанные Кулибиным.


Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового меха низма.

Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кули­ бина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобре­ тал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необык­ новенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золоченые дверцы, а под музыку разыгрывалось пред­ ставление.

Часы Кулибина раскрыли дарование мастера, они являли собой чудо русской техники. (125 слов.)


 

Гр а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е


(«Комсомольская  правда».)


l. Выписать из текста и разобрать морфологически

1 в а р и а н т                                  11 в а р и а н т

действительное  причастие                   страдательное  причастие

2. Объяснить графически зна ки препина ния

1 в а р и а н т                                  11 в а р и а н т


в третьем предложении первого абзаца


в первом предложении третьего абзаца


 

11 в а р и а н т

ДИВО ДИВНОЕ

Удивительное это дело - книга! Вот подлинно уж диво дивное. За всю сознательную историю человечества не придумано ничего более порази­ тельного, чем книга.

Подумайте сами, друзья. Ведь книга - это самое быстролетное из тво­ рений, созданных человеческим умом. Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.

Хорошая книга - это неиссякаемый сосуд, заполненный человечески­ ми мыслями, знаниями, чувствами. И каждый может насытиться радостью, которую дает книга.

Книжка - это чудесная машина времени. То она перенесет тебя куда ­ то в прошлое, то вдруг ты с ней перенесешься в даль будущего. Умна я, хорошая книга - это верный, добрый, мудрый друг и советчик твой сего­ дня. Она поможет понять многое в жизни лучше и точнее.

Хорошая книга - это дверь, котора я раскрывается перед тобой, впус­ кая тебя в новый уголок жизни. (l l 8 слов.)


 

Ш в а р и а н т

(без грамматического зада ния)


(По Jl. К а с с и л ю.)


Слева раздались какие-то странные звуки. Мы тихонько пошли вперед. Около большой липы возился медведь, стараясь добыть мед из дупла дере­ ва, росшего вплотную к скале. Стоя на задних ла пах, он тянулся куда -то..


Просунуть ла пу в дупло ему мешали ка мни. Ворча, медведь изо всех сил тряс дерево. Вокруг него вились пчелы и жалили его. Медведь кричал то­ неньким голоском, валяясь по земле, и затем снова принимался за рабо­ ту. Вот он утом ился, сел по-человечески на землю и, закрыв рот, стал смо­ треть на дерево, что-то соображая. Так просидел он в течение нескольких минут, затем поднялся, подбежал к липе и полез на вершину. Забравшись наверх, он протиснулся между скалой и деревом и, упершись ла пами в кам ­ ни, начал давить спиной в дерево. Оно подалось немного. Медведь, пере­ менив положение, уперся спиной в скалу и стал лапами давить на дерево. Липа затрещала, рухнув на землю. Теперь легко добыть мед, с трудом со­ бра нный пчелами. (143 слова.)

(По В. А р с е н ь е в у.)

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: