Содержание специальных занятий

 «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи»

Со слабослышащими обучающимися

Учебный предмет «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» состоит из двух основных разделов:

· развитие восприятия устной речи (речевого слуха и слухозрительного восприятия речи)

· развитие произносительной стороны речи.

Время, отведенное на работу по этим разделам, распределяется равномерно в течение учебной недели: половина времени отводится на работу по развитию восприятия устной речи, половина времени – на работу по развитию произносительной стороны речи. При этом, в процессе развития восприятия устной речи обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, внятной и естественной речи; в процессе обучения произношению они воспринимают на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.

Важное значение в процессе развития восприятия и воспроизведения устной речи придается совершенствованию коммуникативных действий обучающихся. У них целенаправленно развиваются умения строить логичные и грамотные устные высказывания при реализации в достаточно внятной и естественной речи произносительных возможностей. При выполнении заданий, связанных с развитием восприятия и воспроизведения устной речи, обучающиеся сообщают сведения о себе и окружающих, о событиях и поступках, явлениях природы и др., рассказывают по иллюстрации (серии иллюстраций / презентации и др.), при обсуждении темы (текста, события, поступков и др.) выражают собственное мнение в коротких высказываниях монологического характера. Они участвуют в диалогах; используют типичные речевые высказывания в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствие, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.); при восприятии фраз – повторяют сообщения, выполняют задания с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, отвечают на вопросы; при слухозрительном восприятии текста монологического или диалогического характера повторяют его точно или приближенно, передавая основное содержание и смысл, дают полные и краткие устные ответы на вопросы по тексту; устно формулируют тему и главную мысль текста, придумывают его название, пересказывают текст (полно и кратко), в том числе, с опорой на план или опорные слова и словосочетания, принимают участие в диалоге по содержанию текста, самостоятельно составляют диалоги и монологические высказывания, близкие по смыслу к воспринятому тексту. Важное значение придается развитию у обучающихся вероятностного прогнозирования речевой информации по воспринятым речевым элементам (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст и др.). Обучающиеся выражают непонимание при затруднении в восприятии речевой информации, учатся самостоятельно задавать уточняющие вопросы.

В процессе развития восприятия и воспроизведения устной речи используется речевой материал, связанный с темами «Моя страна (мой город и др.)», «Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.), «Я и мои друзья (моя семья)», «Изучаем школьные предметы (тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин; лексика по организации учебной деятельности)», «Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)», «Здоровый образ жизни», «Отдых, развлечения», «Мировая художественная культура», «Природа и человек», «Человек в городе», «Жизнь без опасностей», «Великие открытия», «Настоящий друг», «Отношения в семье», «Вежливость», «Права и обязанности граждан», «Права и обязанности лиц с нарушениями слуха», «Деловые документы» и др.

Речевой материал, используемый в процессе развития восприятия и воспроизведения устной речи разрабатывается с учетом знакомости обучающимся (с постепенным включением в работу по развитию восприятия устной речи незнакомого по значению речевого материала) и необходимости в процессе устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности. Речевой материал для работы над произношением отбирается также с учетом фонетического принципа.

В содержание каждого занятия обязательно включается речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы» - знакомая обучающимся тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин, которая планируется совместно с учителями - предметниками (отдельные термины, правила, теоремы, фрагменты учебных и литературных текстов, дополнительная информация по изучаемым темам и т.п.); на занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» обучающиеся учатся воспринимать ее на слух и слухозрительно, говорить внятно, естественно и выразительно, реализуя произносительные возможности.

При разработке содержания работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи учитывается фактический уровень развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи ее произносительной стороны у каждого обучающегося, его общее и речевое развитие, индивидуальные особенности. 

Планируемые результаты обучения слабослышащих обучающихся

В 5 классе.

Личностные результаты:

· развитие социально значимых личностных качеств - воспитание уважения и любови к Отечеству; принятие ценности качественной учебного труда, реализации морально – нравственных правил и норм в процессе взаимодействия со взрослыми и детьми в разных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе, в семье; заботливое отношение к членам своей семьи; представления о правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

· понимание значимости овладения русским языком для реализации собственных потребностей в коммуникации и познании,

· мотивация качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи;

· сознательное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом рекомендаций врача - сурдолога и сурдопедагога);

· стремление к устной коммуникации с детьми и взрослыми в учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации, а также в семье, в знакомых социальных ситуациях и др.

Метапредметные результаты:

· стремление к качественному достижению планируемых результатов учебной деятельности;

· реализация сформированных умений восприятия (слухозрительно и на слух) и воспроизведения устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе, сформированных произносительных умений при чтении;

· понимание смысла воспринятых слухозрительно или на слух устных высказываний монологического характера, а также диалогов, включающих знакомый речевой материал; ответы на вопросы по воспринятым устным высказывания монологического характера и диалогам, их пересказ;

· развитие вероятностного прогнозирования речевой информации, предъявленной в устой форме (с опорой на воспринятые речевые элементы, коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст);

· выражение собственных мыслей, чувств и потребностей в логичных и грамотных устных высказываниях в соответствии с коммуникативной ситуацией (с помощью учителя и самостоятельно); в том числе, правильное, грамотное использование отработанных речевых высказываний, их достаточно внятное и естественное воспроизведение (самостоятельно и под контролем учителя);

· участие в устной коммуникации при обсуждении темы, текста, события и др. (с помощью учителя и самостоятельно);

· оценивание собственных учебных и коммуникативно - речевых действий в соответствии с поставленной задачей, внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с помощью учителя и самостоятельно); 

·  выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.

Предметные результаты:

Развитие речевого слуха (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) (с учетом индивидуальных особенностей развития слухового восприятия речевого материала и слухопротезирования обучающегося):

· восприятие на слух текстов при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в разных акустических условиях – при увеличении расстояния от обучающегося, на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей:

адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера (до 10 - 12 предложений - простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), включая короткие монологические высказывания, разных стилей - раз­говорного, учебно -делового и учебно - научного стилей, а также различных функционально-смысловых типов - повествование, рассужде­ние, описание (бытовое, пейзажное),

диалогов раз­говорного и учебно -делового стилей при постепенном увеличении объема до 8 - 10 реплик, в том числе, включающих несколько предложений,

микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета; 

· распознавание на слух фраз в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния от обучающегося, на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

коротких фраз, преимущественно разговорного  и учебно -делового стиля,

фраз разговорного, учебно -делового и учебно - научного стилей (при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава и грамматической структуры), включая изменение порядка слов во фразе;

· распознавание на слух слов и словосочетаний в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния от обучающегося, на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

при изолированном предъявлении слов и словосочетаний, в том числе, знакомой лексики учебных предметов,

при изменении местоположения слов и словосочетаний во фразе (коротком монологическом высказывании), 

· восприятие на слух слов, близких по звучанию, в том числе, слов, отличающихся одним или несколькими звуками, а также слов, отличающихся окончаниями;

· восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

· распознавание на слух речевого материала (фраз, слов, словосочетаний при усложнении лексического состава и грамматической структуры), при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом, в том числе, при увеличении расстояния (в зависимости от состояния слуха каждого обучающегося и развития речевого слуха); опознавание нового речевого материала в сочетании с уже знакомым материалом.

3. Развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

· восприятие на слух текстов, при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей:

адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера (до 10 - 12 предложений - простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), включая короткие монологические высказывания, разных стилей - раз­говорного, учебно -делового и учебно - научного, а также различных функционально-смысловых типов - повествование, рассужде­ние, описание (бытовое, пейзажное),

диалогов раз­говорного и учебно -делового стилей при постепенном увеличении объема до 8 - 10 реплик, в том числе, включающих несколько предложений,

микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета; 

· распознавание фраз при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне незначительного шума, разговора двух и более собеседников; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

коротких фраз, преимущественно разговорного  и учебно -делового стилей,

фраз разговорного, учебно -делового и учебно - научного стилей (при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава и грамматической структуры), включая изменение порядка слов во фразе;

· распознавание слов и словосочетаний при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне незначительного шума. разговора двух и более собеседников; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

при изолированном предъявлении слов и словосочетаний, в том числе, включающих знакомую обучающимся лексику учебных предметов,

при изменении местоположения слов и словосочетаний во фразе (коротком монологическом высказывании), 

· восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

Развитие произносительной стороны речи:

· воспроизведение отработанного речевого материала (самостоятельно и под контролем учителя):

- внятно, естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико – интонационной структуры речи;

- соблюдение естественной манеры речи; передача различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации;

· реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных устных высказываниях и при чтении, в том числе, фрагментов знакомых литературных произведений, стихотворений (под контролем учителя и самостоятельно);

· закрепление произносительных умений:

- нормального звучания голоса и его модуляций по силе и высоте;

- дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков, слитного произнесения сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке слов;

- произнесения слов слитно, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы;

- произнесение фраз слитно или деля паузами на синтагмы, в нормальном темпе, реализуя возможности воспроизведения слов, выделяя логическое и синтагматическое ударения, соблюдая мелодическую структуру фраз (самостоятельно и с опорой на образец речи учителя); 

·   осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, краткое словесное определение используемых приемов самоконтроля (с помощью учителя и самостоятельно),

·   закрепление знаний об орфоэпических правилах, их применение при произнесении отработанного речевого материала и при чтении новых слов;

·   самостоятельное оценивание собственных речевых действий, внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с помощью учителя и самостоятельно); 

·   при необходимости, коррекция нарушений произношения;

·   при необходимости, постановка и закрепление в речи новых звуков;

Развитие коммуникативных действий:

· устные высказывания по теме (по побуждению учителя и самостоятельно) в соответствии с грамматической структурой речи (под контролем учителя и самостоятельно); участие в диалоге с учителем; 

· выполнение заданий с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, краткие и полные ответы на вопросы, точное повторение слов, словосочетаний и фраз - сообщений;

· повторение воспринятого текста (точно или приближенно, передавая смысл высказывания), ответы на вопросы по тексту; пересказ содержания воспринятых текстов (с опорой на план, базовые слова и словосочетаний, выделенные самостоятельно или с помощью учителя, компьютерную презентацию, иллюстративный материал и др.); участие в обсуждении текста (диалоге по тексту); выражение непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.

· выражение непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow