Развитие восприятия устной речи

1. Развитие речевого слуха (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) (с учетом индивидуальных особенностей развития слухового восприятия речевого материала и слухопротезирования обучающегося):

· восприятие на слух текстов при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в разных акустических условиях – при увеличении расстояния от обучающегося, а также на фоне незначительного шума:

адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера (до 10 предложений - простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), коротких монологических высказываний разных стилей - раз­говорного, учебно – делового, учебно - научного, а также различных функционально-смысловых типов - повествование, рассужде­ние, описание (бытовое, пейзажное),

диалогов раз­говорного и учебно – делового стилей (при постепенном увеличении объема до 8 - 10 реплик, в том числе, включающих несколько предложений),

микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета; 

· распознавание на слух фраз в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния от обучающегося, а также на фоне незначительного шума; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

коротких фраз, преимущественно разговорного и учебно -делового стилей,

фраз разговорного, учебно - делового и учебно - научного стилей (при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава и грамматической структуры), включая изменение порядка слов во фразе;

· распознавание на слух слов и словосочетаний в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния от обучающегося, а также на фоне незначительного шума; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

при изолированном предъявлении слов и словосочетаний, в том числе, включающих знакомую обучающимся лексику учебных дисциплин,

при изменении местоположения слов и словосочетаний во фразе (коротком монологическом высказывании), 

· восприятие на слух слов, близких по звучанию, в том числе, слов, отличающихся одним или несколькими звуками, а также слов, отличающихся окончаниями;

· восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

· распознавание на слух речевого материала (фраз, слов, словосочетаний при усложнении лексического состава и грамматической структуры), при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом, в том числе, при увеличении расстояния (в зависимости от состояния слуха каждого обучающегося и развития речевого слуха); опознавание нового речевого материала в сочетании с уже знакомым материалом.

Развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

· восприятие текстов, при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне незначительного шума:

адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера (до 10 предложений - простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), коротких монологических высказываний разных стилей - раз­говорного, учебно -делового и учебно - научного, а также различных функционально-смысловых типов - повествование, рассужде­ние, описание (бытовое, пейзажное),

диалогов раз­говорного и учебно -делового стидей (при постепенном увеличении объема до 8 - 10 реплик, в том числе, включающих несколько предложений),

микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета; 

· распознавание фраз при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне незначительного шума; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

коротких фраз, преимущественно разговорного и учебно -делового стилей,

фраз разговорного, учебно -делового и учебно - научного стилей (при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава и грамматической структуры), включая изменение порядка слов во фразе;

· распознавание слов и словосочетаний при предъявлении учителем голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне незначительного шума; опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании с уже знакомым материалом:

при изолированном предъявлении слов и словосочетаний, включая знакомую обучающимся лексику учебных предметов,

при изменении местоположения слов и словосочетаний во фразе (коротком монологическом высказывании), 

· восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок.

При восприятии речевого материала реализация умений речевого поведения, активизация у обучающихся навыков устной коммуникации, логичные и грамотные высказывания, внятное и достаточно естественное произношение с передачей различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации.

Примерные темы: «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Будь здоров», «Любимые праздники», «Изучаем школьные предметы» [14].

Речевой материал [15]:

Примеры фраз, слов, словосочетаний: Как зовут друга и сколько ему лет? В какой школе и в каком классе учится твой друг? Скажи, у тебя есть друг в классе? Что ты читал в выходные дни? Какие книги ты прочитал летом? Какой мультфильм ты смотрел по телевизору в субботу? Что ты будешь делать сегодня вечером? У тебя ничего не болит? Почему ты обиделся на …..? Почему ты такой грустный (веселый)? Ты обиделся на …..? Он (она…) сломал (взял, нагрубил мне, ударил меня, порвал куртку, не дал мне футбольный мяч, отобрал книгу …) карандаш (…) и не извинился? Мальчики (девочки, ребята), перестаньте ссориться (не ссорьтесь по пустякам помиритесь, будьте дружными)! A ты часто ссоришься с другом? Нельзя брать чужое без разрешения. Не шумите, не разговаривайте на уроке, не мешайте… Скажи..., чтобы они не ссорились. Вы часто вместе с другом гуляете во дворе (играете в компьютерные игры…)? Тебя приглашает друг в гости?

  Пословицы и поговорки: «Друзья познаются в беде», «Нет друга - ищи, а нашел – береги», «Кончил дело – гуляй смело!», «Делу – время, потехе – час!»

Ты выполнил домашнее задание (выполнил задание оп математике (выучил уроки, готов отвечать по русскому языку, выучил стихотворение…) Помоги мне накрыть на стол. Приготовь (поставь на стол возьми, принеси, убери, …) тарелки (ложки, вилки ножи, чашки…). Ты навестил бабушку? Скажи, ты помогаешь дома (убираться, играть с младшими братьями и сестрами,…). Что сегодня на обед (завтрак…)? Что тебе приготовить на обед (…). Вкусный торт (…)? Ты уже убрал (еще не убрал) свою комнату (вымыл посуду,...)? Приятного аппетита! Давай приготовим….!

Пословицы и поговорки: Куда не заглянет гость, туда не заглянет и добро.

Скажите, пожалуйста, где (когда) принимает терапевт (невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург….)? А ты знаешь, где принимает терапевт? Узнай, где принимает … Кто принимает в … кабинете? Хирург принимает в тридцать пятом кабинете. Терапевт принимает ежедневно (два раза … в неделю, по чётным числам, по нечётным числам, по вторникам, …). Благодарю вас. Возьми (попроси) талон к терапевту (окулисту, …). Какая у тебя температура? Высока (нормальная) температура (36,6, 39, …) У меня (у Вас) насморк (кашель, болит голова, болит живот…) Откройте рот! Горло красное. У Вас ОРВИ (…). А кашель (…) есть? Следи за чистотой аппарата и вкладышей. Не давай свои слуховые аппараты друзьям и не пользуйся чужими аппаратами. Чужой аппарат может принести вред твоему слуху. Когда принимаешь ванну, моешься под душем, плаваешь или попал под дождь и нет зонта, обязательно сними аппараты. Когда сушишь волосы феном, снимай аппараты. Если аппарат не работает, то проверь, хорошо ли закрыт отсек батарейки (вставь новую батарейку; убедись, что батарейка правильно вставлена; прочисти ушные вкладыши).

Скоро Новый год! Давайте наряжать (украшать) елку! Посмотри, какие у нас игрушки! Повесь (повешу) на ветку (верхнюю, нижнюю, справа, слева…), прикрепи на макушку…,..а … повесь… (справа, слева..) Поставь Снегурочку (…) под елку. Поздравляю с Новым годом! Желаю здоровья (счастья, успехов в учебе, исполнения желаний)! Что тебе подарить на Новый год? Что ты собираешься подарить на Новый год другу (маме…)? Как ты хочешь праздновать Новый год? Мы готовим концерт. Сделай на компьютере Новогоднюю открытку! Посмотри, какую я сделал открытку! Напиши открытку. Поздравь с Новым годом маму (…).

Вежливый (невежливый), надо быть вежливым, настоящий, верный друг, надо жить дружно, помириться, ну вот и хорошо, вежливо попросить, извиниться, не ссорьтесь; дружный – дружить - дружно – дружба - друг - подруга.

Математика (русский язык, литература, история, география, физкультура…), домашнее задание, выполнил домашнее задание, выучил (не выучил) уроки, успел (не успел) сделать уроки, познакомься (знакомьтесь), моя подруга (друг, мама, папа…), расставь закуску, накрой на стол, скатерть, (тарелки, ложки, вилки ножи, чашки…), расставь – поставь, накрой – закрой – прикрой, учить – выучить – разучить - не выучить.

Кабинет, пятый (…) кабинет, терапевт, невропатолог, хирург, окулист, отоларинголог, стоматолог, врач принимает (не принимает), терапевт уже (ещё не) принимает, принимает ежедневно (по чётным числам, по нечётным числам, два (три, …) раза в неделю, по вторникам…), слуховые аппараты, вкладыши, батарейки, аппарат свистит (не работает, работает), прочистить вкладыши.

Дед Мороз, Снегурочка, игрушки (шары, бусы, разноцветные лампочки, звезда, хлопушки…), фейерверк новогодняя дискотека, Новый год, наряжать елку, послать (написать, сделать на компьютере) открытку (поздравления), поздравить – поздравление, праздник – праздничный - праздновать.

Примеры текстов (микродиалогов, текстов монологического и диалогического характера):

- Какие завтра уроки? - Математика, русский язык история, география, физкультура.

- Ты выполнил домашнее задание? - Да, я успел сделать уроки в школе (Я не выучил правило по русскому языку)

- Как дела? - Нормально. - (Хорошо.).

- Ты убрал свою комнату? - Да, убрал (Нет, не успел убрать. Сейчас уберу!)

- Поздравляю с Новым годом! - Спасибо. Я тоже тебя поздравляю!

***

Готовим рисовую кашу.

- Мамочка! Я так проголодалась! - И я голодная. Но я не успела приготовить ужин. - Не волнуйся. Мне девочки сегодня рассказали, как можно быстро приготовить рисовую кашу. - Вот и хорошо. Сейчас мы с тобой сварим рисовую кашу. - Нам надо взять один стакан рисовой крупы и полтора стакана холодной воды.  - Вот вода и рис. - Варить после закипания десять минут на среднем огне. Затем огонь выключить и дать постоять ещё десять минут, добавить соль и масло. - Вот и каша готова! Приятного аппетита!

Вопросы и здания: Что сказала девочка, когда пришла домой? Как девочка успокоила маму? Почему девочка предложила сварить рисовую кашу? Сколько нужно взять рисовой крупы и воды, чтобы сварить кашу? Вода холодная или горячая? Сколько времени варить? А ты умеешь готовить рисовую кашу? Ты любишь готовить? Какие блюда ты умеешь готовить? Я продиктую рецепт рисовой каши, а ты запиши.

***

Береги свой слуховой аппарат

Твои слуховые аппараты – это твои помощники. Очень важно правильно заботиться о них.

    Не давай свои слуховые аппараты друзьям и не пользуйся чужими аппаратами. Чужой аппарат может принести вред твоему слуху.

    Следи за тем, чтобы аппараты не падали на пол.

    Обязательно снимай аппараты, когда принимаешь ванну, моешься под душем. Не гуляй под дождем без зонта.

Снимай аппараты, когда сушишь волосы феном.

Убирай аппараты подальше от домашних животных.

Следи за чистотой вкладышей, промывай в теплой мыльной воде и хорошо высушивай полотенцем.

Вопросы и задания к тексту: Ты пользуешься аппаратом постоянно? Как ты считаешь, в чем тебе помогают слуховые аппараты? Как надо ухаживать за слуховыми аппаратами? Можно пользоваться чужими аппаратами? Ты снимаешь аппараты, когда занимаешься плаванием (принимаешь душ)? Ты снимаешь аппараты, когда сушишь волосы феном? Расскажи, как ты ухаживаешь за вкладышами. Как ты думаешь, почему периодически надо менять ушные вкладыши? Подготовь сообщение для ребят 4 класса: «Правила пользования слуховыми аппаратами»

Развитие произносительной стороны речи [16]

Ø Развитие речевого дыхания:

- слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);

- развитие самоконтроля речевого дыхания;

Ø Работа над голосом:

- закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе, по – возможности, по высоте;

 - при необходимости, коррекция нарушений голоса;

- развитие самоконтроля нормального звучания голоса;

Ø Работа над звуками и их сочетаниями:

- закрепление дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а также слогов и слогосочетаний (под контролем учителя, с опорой на образец речи учителя, самостоятельно);

 - развитие самоконтроля звукового состава речи, в том числе, на основе знаний об артикуляции звука;

 - при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи;

 - при необходимости, постановка звуков и их закрепление материале слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний;

Ø Работа над словами:

- развитие умений слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю);

 - развитие самоконтроля воспроизведения слов;

- знание основных орфоэпических правил, умения приводить примеры на каждое правило; применение орфоэпических правил при чтении новых слов (самостоятельно и под контролем учителя), реализация в самостоятельной речи орфоэпических норм (под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Работа над фразами:

- развитие умений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно); воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по - возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

- развитие самоконтроля воспроизведения фраз;

 - реализация умений внятного и достаточно естественного воспроизведения фраз, реализуя произносительные возможности, в связной речи монологического и диалогического характера (под контролем учителя и самостоятельно);

· Воспроизведение отработанного речевого материала (под контролем учителя и самостоятельно) достаточно внятно и естественно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико – интонационной структуры речи; соблюдение естественной манеры речи; передача различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики);

Ø Реализация сформированных произносительных умений при чтении (с опорой на образец учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанного общения.

Второе полугодие:

Содержание обучения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: