Календарно – тематическое планирование осуществляется для каждого обучающегося с учетом фактического состояния его речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, произношения, индивидуальных особенностей.
Календарно – тематическое планирование осуществляется по полугодиям. При распределении часов по основным направлениям работы учитывается, что время на специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия устной речи и ее произносительной стороны делится пополам. Также учитывается, что в содержание индивидуальных занятий входит обследование произносительной стороны речи на начало обучения в шестом классе и мониторинг результатов развития речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов), слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны в конце каждого полугодия.
Календарно – тематическое планирование по развитию восприятия устной речи (речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи) и по развитию произносительной стороны речи включает следующие разделы:
· содержание обучения;
· примерное количество часов;
· темы,
· речевой материал,
· характеристика деятельности обучающегося,
· ориентировочные сроки.
При планировании работы по развитию восприятия устной речи учитывается, что на каждом занятии рекомендуется проводить работу как по развитию речевого слуха (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без аппаратов), так и по развитию слухозрительного восприятия устной речи. При этом важно, чтобы на каждом занятии дети учились воспринимать как фразы, слова и словосочетания, так и тексты[11].
Речевой материал отбирается с учетом знакомости обучающимся и необходимости в общении на уроках и в процессе внеурочной деятельности.
При указании ориентировочных сроков по разделу «Развитие восприятия устной речи» следует иметь в виду, что на каждом занятии используется речевой материал не менее, чем из двух - трех тем, что побуждает обучающихся к внимательному слушанию, исключает угадывание с опорой на тему, по которой предъявляется речевой материал. На каждом занятии используется знакомый речевой материал по теме «Изучаем щкольные предметы» - знакомая обучающимся тематическая и терминологическая лексика учебных предметов, который планируется совместно с учителями -предметниками.
При планировании работы над произношениемпредусматривается два направления работы. Первое направление работы связано с автоматизацией произносительных умений, достижением обучающимися внятной, естественной, эмоциональной и выразительной речи. Проводится работа по автоматизации правильного воспроизведения в речи определенных звуков, которые обучающиеся умеют говорить правильно, но иногда допускают нарушения произношения (при последовательном усложнении позиционных трудностей, дифференциации сходных артикуляций с использованием слов, словосочетаний, фраз (отобранных с учетом знакомости детям, необходимости в общении, фонетического принципа), слогов и слогосочетаний, иногда отдельных звуков, а также коротких текстов диалогического и монологического характера, включающих, в том числе, отработанные фразы, слова и словосочетания; продолжается работа по развитию восприятия на слух и воспроизведения речевой интонации при использовании данного речевого материала.
Второе направление работы проводится при необходимости с учетом индивидуальных особенностей овладения произношением обучающимися, может быть связано с коррекцией нарушений произношения (голоса, звуков речи и др.), постановкой новых звуков и закреплением сформированных умений при использовании речевого материала, включающего слова, словосочетания, фразы (отобранные с учетом знакомости обучающимся и необходимости в общении, фонетического принципа), а также слоги и слогосочетания, иногда отдельные звуки.
Характеристика деятельности обучающихся в процессе развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи: восприятие речевого материала (на слух и слухозрительно); произнесение отработанного речевого материала внятно и естественно при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно); логичные и грамотные высказывания монологического характера о себе и окружающих, о событиях, по обсуждаемой теме, по иллюстрации и др. (с помощью учителя и самостоятельно); повторение воспринятого монологического высказывания или диалогического единства (точно или приближенно, передавая смысл текста); чтение текста при реализации произносительных возможностей; полные и краткие устные ответы на вопросы по воспринятому тексту; придумывание названия текста; пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план (составленный с помощью учителя или самостоятельно), опорные слова и словосочетания (выделенные с помощью учителя или самостоятельно), активное участие в диалоге с учителем по содержанию текста при инициировании собственных высказываний; самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту (с помощью учителя или самостоятельно); выполнение заданий с краткими или полными устными комментариями к собственным действиям, устные ответы на вопросы, повторение слов, словосочетаний и фраз-сообщений; участие в обсуждении актуальных для обучающегося проблем при инициировании собственных высказываний; сообщение элементарных сведений анкетного характера; сообщений сведений о семье, друзьях и др.; использование типичных речевых высказываний в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствия, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.); выражение непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.
Характеристика деятельности обучающихся в процессе развития произносительной стороны речи: подражание речи учителя, чтение речевого материала, называние картинок, составление предложений, текстов (диалогического и монологического характера) по иллюстрации (серии картинок) и их воспроизведение, дополнение предложений с опорой на иллюстрацию (начало предложения) и их воспроизведение, дополнение выученного стихотворения после восприятия его части и их воспроизведение, рядовая речь, восприятие на слух отрабатываемого в произношении речевого материала, устные логичные и грамотные высказывания (по побуждению учителя и самостоятельно), в том числе, с опорой на презентацию, иллюстрацию (серию иллюстраций) и др., пересказ текста самостоятельно, с опорой на план, серию иллюстраций, иллюстрацию, опорные слова и словосочетания (с помощью учителя и самостоятельно), активное участие в диалогах с учителем, в том числе, по отработанному тексту, обыгрывание диалогов с помощью фигурок, инсценирование диалогов, выразительное чтение фрагментов произведений, изучаемых на уроках литературы, в том числе, выученных стихотворений.
Приведем примерную форму календарного плана.






