МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Введение.   Место курса «Медико-биологические и социальные основы здоровья» в системе подготовки специалиста

1. Предмет и задачи курса «Медико-биологические и социальные основы здоровья».

2. Требования ФГОС к качеству подготовки специалиста.

3. Научно-методическое обеспечение курса.

1. Междисциплинарный курс «Медико-биологические и социальные основы здоровья» (МДК 01 ) является частью профессионального модуля ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие – основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми систематизированными знаниями, практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей. Поэтому изучаемый нами курс, интегрирует данные таких наук, как педиатрия, гигиена, педагогика, психология, валеология и целого ряда других – медицинских, и педагогических наук, и направлен на освоение профессиональных компетенций, т.е. способностей успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта в условиях решения задач профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), в соответствие с требованиями ФГОС.

        

2. Цели и задачи МДК выражаютс я в требованиях ФГОС к результатам освоения учебной дисциплины:

Общие компетенции, которыми должен овладеть воспитатель:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Ставить цели. Мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.

Профессиональные компетенции, которыми должен овладеть воспитатель:

ПК 1.1.Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные процессы в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребёнка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:

- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребёнка в условия образовательного учреждения;

- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;

- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребёнка в период пребывания в образовательном учреждении;

- определять способы педагогической поддержки воспитанников;

- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), в условиях образовательного учреждения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :

- особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),

- теоретические основы режима дня;

- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;

- особенности детского травматизма и его профилактику;

- требования к организации безопасной среды в условиях ДОУ;

- наиболее распространённые детские болезни и их профилактику;

- особенности поведения ребёнка при психологическом благополучии и неблагополучии;

- основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;

- особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения.

 

Знание медико-биологических и социальных основ здоровья необходимо воспитателю для того чтобы уметь распознать предболезненное состояние ребёнка, позаботиться об оказании своевременной медицинской помощи и осуществлять систему мероприятий по предупреждению заболеваний.

3. Научно-методическое обоснование содержания МДК01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровьядают такие науки, как педиатрия и дошкольная гигиена.

Педиатрия ( от греч. pais, paidos – ребенок, iatreia – лечение) – это наука, которая изучает закономерности развития детей, причины и механизмы детских заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения. Особенно большое внимание современная педиатрия уделяет вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков.

Дошкольная гигиена ( гр.hygienos – целебный, приносящий здоровье) как наука изучает влияние негативных факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста, разрабатывает средства и методы их устранения и смягчения с целью сохранения и укрепления здоровья детей в процессе их роста и развития. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие гармоничному развитию и правильному воспитанию детей в дошкольных учреждениях.

На разных возрастных этапах состояние организма ребенка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные дошкольной гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка. С момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды. В первые дни и месяцы его жизни эту задачу гигиена разделяет с педиатрией, которая также занимается созданием необходимых для ребенка условий (уход, вскармливание, профилактика заболеваний, закаливание и т.д.).

Педиатрия и гигиена детей дошкольного и школьного возраста в методическом отношении тесно взаимосвязаны, так как объектом их изучения являются дети от рождения до 14 лет. И педиатрия, и дошкольная гигиена основываются на опыте и достижениях анатомии, физиологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. В частности, знания в области анатомии и возрастной физиологии, законов высшей нервной деятельности позволяют правильно подойти к разработке всех вопросов гигиены и воспитательно-образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста. Следовательно, педагог должен овладеть здоровье сберегающими технологиями.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В ФГОС дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

       Важная задача педиатрии и дошкольной гигиены – профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях. Чтобы успешно осуществлять эту задачу, надо хорошо знать причины возникновения болезней у детей, способы их передачи, симптомы, по которым можно их распознать.

Ответить на вопросы для самоконтроля:

1.Что является предметом изучения курса «Медико-биологические и социальные основы здоровья» (МДК 01.01)?

2. Какие задачи ставит перед студентом данный междисциплинарный комплекс?

3. Как вы понимаете термин «п рофессиональные компетенции»?

4. Внимательно изучите требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к качеству подготовки специалиста по выбранной Вами специальности и определите, какие компетенции необходимо освоить будущему воспитателю детей раннего и дошкольного возраста.

5. На данные каких наук опирается МДК 01.01?

Выполнить практическое задание:

Цель: Выявление сущности и социальной значимости деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по охране их здоровья.

Подготовить сообщение на тему «Роль воспитателя в сохранении и укреплении здоровья детей».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: