Введение. Место курса «Медико-биологические и социальные основы здоровья» в системе подготовки специалиста
1. Предмет и задачи курса «Медико-биологические и социальные основы здоровья».
2. Требования ФГОС к качеству подготовки специалиста.
3. Научно-методическое обеспечение курса.
1. Междисциплинарный курс «Медико-биологические и социальные основы здоровья» (МДК 01 ) является частью профессионального модуля ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие – основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми систематизированными знаниями, практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей. Поэтому изучаемый нами курс, интегрирует данные таких наук, как педиатрия, гигиена, педагогика, психология, валеология и целого ряда других – медицинских, и педагогических наук, и направлен на освоение профессиональных компетенций, т.е. способностей успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта в условиях решения задач профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), в соответствие с требованиями ФГОС.
|
|
2. Цели и задачи МДК выражаютс я в требованиях ФГОС к результатам освоения учебной дисциплины:
Общие компетенции, которыми должен овладеть воспитатель:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Ставить цели. Мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.
Профессиональные компетенции, которыми должен овладеть воспитатель:
ПК 1.1.Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие.
|
|
ПК 1.2. Проводить режимные процессы в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребёнка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:
- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребёнка в условия образовательного учреждения;
- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребёнка в период пребывания в образовательном учреждении;
- определять способы педагогической поддержки воспитанников;
- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), в условиях образовательного учреждения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :
- особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),
- теоретические основы режима дня;
- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
- особенности детского травматизма и его профилактику;
- требования к организации безопасной среды в условиях ДОУ;
- наиболее распространённые детские болезни и их профилактику;
- особенности поведения ребёнка при психологическом благополучии и неблагополучии;
- основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
- особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения.
Знание медико-биологических и социальных основ здоровья необходимо воспитателю для того чтобы уметь распознать предболезненное состояние ребёнка, позаботиться об оказании своевременной медицинской помощи и осуществлять систему мероприятий по предупреждению заболеваний.
3. Научно-методическое обоснование содержания МДК01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровьядают такие науки, как педиатрия и дошкольная гигиена.
Педиатрия ( от греч. pais, paidos – ребенок, iatreia – лечение) – это наука, которая изучает закономерности развития детей, причины и механизмы детских заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения. Особенно большое внимание современная педиатрия уделяет вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков.
Дошкольная гигиена ( гр.hygienos – целебный, приносящий здоровье) как наука изучает влияние негативных факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста, разрабатывает средства и методы их устранения и смягчения с целью сохранения и укрепления здоровья детей в процессе их роста и развития. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие гармоничному развитию и правильному воспитанию детей в дошкольных учреждениях.
На разных возрастных этапах состояние организма ребенка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные дошкольной гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка. С момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды. В первые дни и месяцы его жизни эту задачу гигиена разделяет с педиатрией, которая также занимается созданием необходимых для ребенка условий (уход, вскармливание, профилактика заболеваний, закаливание и т.д.).
|
|
Педиатрия и гигиена детей дошкольного и школьного возраста в методическом отношении тесно взаимосвязаны, так как объектом их изучения являются дети от рождения до 14 лет. И педиатрия, и дошкольная гигиена основываются на опыте и достижениях анатомии, физиологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. В частности, знания в области анатомии и возрастной физиологии, законов высшей нервной деятельности позволяют правильно подойти к разработке всех вопросов гигиены и воспитательно-образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста. Следовательно, педагог должен овладеть здоровье сберегающими технологиями.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В ФГОС дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Важная задача педиатрии и дошкольной гигиены – профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях. Чтобы успешно осуществлять эту задачу, надо хорошо знать причины возникновения болезней у детей, способы их передачи, симптомы, по которым можно их распознать.
Ответить на вопросы для самоконтроля:
1.Что является предметом изучения курса «Медико-биологические и социальные основы здоровья» (МДК 01.01)?
2. Какие задачи ставит перед студентом данный междисциплинарный комплекс?
3. Как вы понимаете термин «п рофессиональные компетенции»?
|
|
4. Внимательно изучите требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к качеству подготовки специалиста по выбранной Вами специальности и определите, какие компетенции необходимо освоить будущему воспитателю детей раннего и дошкольного возраста.
5. На данные каких наук опирается МДК 01.01?
Выполнить практическое задание:
Цель: Выявление сущности и социальной значимости деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по охране их здоровья.
Подготовить сообщение на тему «Роль воспитателя в сохранении и укреплении здоровья детей».