Социальной реабилитации

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 г. №25*

1.Настоящие Рекомендации разработаны на основании Федеральных
законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
№ 50, ст. 4872), «Об основах системы профилактики безнадзорности и
«равонарушеынй несовершеннолетних» (Собрание законодательства Рос­
сийский Федерации, 1999, № 26. ст. 3177; 2001, № 'А. ст. 216) и Примерных
положений о специализированных учреждениях для несовершеннолет­
них, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденных Поста­
новлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. №
896 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 49, ст.
4822), для оказания методической помощи органам социальной защиты
населения субъектов Российской Федерации по организации деятельно
сти специализированных учреждении для несовершеннолетних, нужда­
ющихся в социальной реабилитации (далее —учреждение).

2. Учреждения в соответствии со своими уставами (или положения­
ми о них) осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности
и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, обеспечивают их временное проживание (содержа­
ние), оказывают содействие в дальнейшем устройстве детей, оставшихся
без попечения родителей.

3. Учреждениями в условиях непрерывного реабилитационного про­
цесса оказываются социальные услуги несовершеннолетним в установ­
ленном порядке с обеспечением доступности и своевременности квали­
фицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической
помощи на основе индивидуальных и групповых программ социальной
реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-позна­
вательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные
компоненты, и организуется социальный патронаж.

4. Учреждение может создаваться из расчета одно учреждение на 5-
10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе
(районе) менее 5 тыс. детей может создаваться одно учреждение.

5. Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации,
зачисляются в учреждение приказом директора в качестве воспитанни­
ков и регистрируются в журнале учета лиц, находящихся в учреждении
(приложение № 1 к настоящим Рекомендациям). Воспитанники учрсжде-


* См.: Консультант. Плюс, Версия. Проф. в Интернете на сайте https://www.b usinesspravo. г u/ Docum /DocumShow_Doc umID_S4969.html


ний обеспечиваются одеждой, обувью, другими предметами вещевого до­вольствия и питанием в соответствии с нормами, установленными По­становлением Правитш1ьства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. & 409, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 14 май 2001 г. № 374 «О первоочередных мерах по улуч­шению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей* {Собрание законодательства Российской Федерации. 2001, № 21, ст. 2087), которым директорам учреждений предоставляется право про­изводить отдельные изменения указанных норм обеспечения.

6. Для размещения учреждения и его структурных подразделений
в установленном порядке выделяются специальные помещения, кото­
рые должны располагать всеми видами коммунального благоустройства
(отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, теле­
фон), отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требовани­
ям и требованиям техники безопасности.

В учреждении рекомендуется создавать условия приживания, при­ближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации несовершеннолетних, адаптации их в социальном окружении.

7. Кадровое обеспечение учреждения рекомендуется осуществлять в
соответствии с разделами о кадровом обеспечении Примерных положе­
ний о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуж­
дающихся в социальной реабилитации, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 и при­
мерным штатным расписанием учреждения согласно приложению 2 к
настоящим Рекомендациям.

Оплата труда работников учреждений, установление им надбавок, предоставление ежегодных отпусков и других льгот осуществляется с учетом непрерывности социально-реабилитационного процесса несовер­шеннолетних на условиях, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации для учреждений социального обслуживания населения, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учрежде­ний для детей с девиантным поведением.

8. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в учре­
ждении организуется и проводится в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

9. Обучение несовершеннолетних организуется в соответствии с за­
конодательством об образовании Российской Федерации.

Для несовершеннолетних, которые по медицинским и психолого-пе­дагогическим показаниям (несоответствие возраста уровню знаний, от­ставание по отдельным предметам) не могут обучаться в образователь­ных учреждениях на общих основаниях, совместно с органами управле­ния образованием в установленном порядке организуется надомное обу­чение.

10. При учреждении может создаваться попечитатьский совет для
содействия в решении различных проблем его деятельности.


11. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо­
вершеннолетних» к учреждениям относятся:

социально-реабилитационный центр для несовершенно летних;

социальный приют для детей;

центр помощи детям, оставшимся без попечении родителей.

12. Основными направлениями деятельности учреждений являются:
осуществление приема несовершеннолетних, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необхо­димости проведение доврачебного осмотра и организация медицинского обследования;

проведение социального диагностирования с целью дальнейшей раз­работки индивидуальных и групповых программ социальной реабилита­ции, осуществления контроля за их реализацией, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

обеспечение реализации программ социальной реабилитации несовер­шеннолетних.

При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних рекомендуется предусматривать:

поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ соци­альной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстанов­ление утрачеш!ых контактов с семьей и внутри семьи;

оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолет­них, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирутощих ситуаций среди их ближайшего окружс1гия;

содействие несовершенно летним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования:

включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой де­ятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом воз­растных и физиологических особенностей;

оказание комплексной медики-психолого-педагогической помощи.

Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершен­нолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (ста­ционарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо в се­мейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении про­грамм социальной реабилитации сотрудниками соответствующего отде­ления учреждения осуществляется патронаж семей, где проживают песо-вер шеннолетние.

13. В структурных подразделениях учреждений рекомендуется обра­зовывать реабилитационные группы, объединяющие несовершетвдлет-них с учетом степени их социальной дезадаптации. Количество несовер­шеннолетних в реабилитационной группе устанавливается:

при условии дневного пребывания в учреждении — от 5 до 10 человек; при условии круглосуточного пребывания в учреждении — до 7 чело­век. 559


Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации, учитывающих инди­видуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В одном структурном подразделении учреждения целесообразно образовывать не более 5 реабилитационных групп.

14. С оци алы го-реабилитационный центр для несовершеннолетних
осуществляет профилактику безнадзорности, работу с семьями несовер­
шеннолетних, реабилитацию несовершеннолетних с различными форма­
ми и степенью социальной дезадаптации, обеспечивает им социальную
помощь и социальный патронаж несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное от­деление; отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной диагностики; стационарное отделение; социальную гостиницу; группу длительного пребывания: группы дневного пребывания и социального патронажа; семейную воспитательную группу; отделение помощи семье и детям и другие структурные подразделения, отвечающие уставным це­лям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

В качестве специализированного структурного подразделения соци­ально-реабилитационного центра для несовершеннолетних может быть образовано отделение, осуществляющее функции, аналогичные функци­ям социального приюта для детей (с соответствующей структурной ор­ганизацией), которое осуществляет прием и содержание беспризорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в даль­нейшем устройстве.

15. Социальный приют для детей предназначен для временного про­
живания и социальной реабилитации детей от 3 до 18 лет, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социальной
помощи.

Социальный приют для детей может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социаль­ной реабилитации, включающее социальную гостиницу, семейную воспи­тательную группу: группу социального патронажа и другие подразделе­ния, отвечающие целям и задачам социального приюта для детей.

16. Ценгр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, пред­
назначается для социальной реабилитации детей-сирот и детей, остав­
шихся без попечения родителей, оказания содействия в их дальнейшем
устройстве (с приоритетным использованием различных форм передачи
на воспитание в семью) в установленном порядке.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может создавать следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой по мощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное отделение; группу длительного пребывания; семейную воспитательную



группу; отделение перевозки несовершеннолетних и иные подразделе­ния, отвечающие целям и задачам центра помощи „детям, оставшимся без попечения родителей.

17. Приемное отделение учреждений предназначается для:
проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитар­
ной обработки несовершеннолетних;

оказания доврачебной помощи (при наличии показаний несовершен­нолетние направляются па лечение в стационарное медицинское учре­ждение);

проведения диспансеризации несовершеннолетних врачами-специа­листам и;

оказания первичной психологической помощи несовершеннолетним;

изучения особенностей личностного развития и поведения несовер­шеннолетних;

разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

Приемное отделение осуществляет прием несовершеннолетних круг­лосуточно.

Для организации питания несовершеннолетних, поступивших в при­емное отделение в течение суток, необходимо предусматривать набор продуктов.

18. Отделение социальной диагностики учреждений предназначается
для:

выявления и анализа факторов, обусловивших социальную дезадап­тацию несовершеннолетних;

определения форм и степени дезадаптации, особенностей личностно­го развития и поведения несовершенно лети их;

разработки индивидуальных и групповых программ социальной ре­абилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.

19. Отделение социально-правовой помощи учреждений предназна­
чается для:

защиты нрав и законных интересов воспитанников, в том числе на­ходящихся в семейных воспитательных группах учреждения;

оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в учреждении, в семью, интернатное учреждение, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п. в установленном порядке;

формирования банка данных о потенциальных усыновителях, опеку­нах, попечителях, приемных семьях;

организации социально-психологи ческой, педагогической, правовой подготовки к приему в семью несовершеннолетних;

наблюдения за адаптацией несовершеннолетних в принявших их се­мьях, организации и проведения социального патронажа, в том числе семейных воспитательных групп;


подготовки документов дли передачи в семью несовершеннолетних, доставленных службой перевозки.

20- Семейные воспитательные группы, создаваемые учреждением, обеспечивают оптимальные условия для социальной адаптации и соци­ально-психологической реабилитации несовершеннолетних и являются структурными подразделениями учреждения.

Семейная воспитательная группа открывается приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспита­телем группы в установленном порядке.

Несовершеннолетний, помещаемый в семейную воспитательную группу, остается воспитанником учреждения. Принимающая семья под­бирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально, проходит предварительную подготовку. Воспитатель в соответствии с возложен­ными на пего обязанностями несет ответственность за здоровье, воспи­тание, развитие и обучение несовершенно летнего.

Семейная воспитательная группа может быть ликвидирована прика­зом директора учреждения в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику, по заявлению воспитателя семейной группы, по истечении срока трудового договора.

Учреждение обеспечивает несовершеннолетнего, проживающего в семейной воспитательной группе, питанием, медикаментами, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, уста­новленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспи­тателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов веществен­ного довольствия, либо в форме денежной компенсации.

Учреждение осуществляет над несовершеннолетним, проживающим в семейной воспитательной группе, постоянный психолого-медико-соци­альный патронаж.

Учреждение осуществляет контроль за выполнением воспитателем семейной воспитательной группы своих обязанностей и рекомендаций специалистов учреждения.

При наличии в учреждении более 5 семейных воспитательных групп рекомендуется создавать в качестве подразделения отделения социаль­но-правовой помощи группу, осуществляющую контроль за воспитанием, обеспечением жизнедеятельности несовершеннолетних в семье воспита­теля, защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.

21. Группа длительного пребывания учреждений формируется из воспитанников, которым требуется болте длительная реабилитация с учетом положительной ее динамики или невозможности определить дальнейшее жизнеустройство несовершеннолетнего, оставшегося без по­печения родителей. Зачисление в группу длительного пребывания де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется приказом директора учреждения на основании распоряжения органов местного самоуправления о направлении несовершеннолетнего на пол­ное государственное обеспечение и закреплении за ним права на жилую площадь. Воспитанники группы длительного пребывания зачисляются


реабилитационные группы в соответствии с индивидуальными и группо­выми программами реабилитации.

.Личное дело воспитанника группы длительного пребывания из чис­ла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает следующие документы:

распоряжение главы администрации органов местного самоуправле­ния о направлении несовершеннолетнего на полное государственное обес­печение до завершения образования и закреплении за ним жилой пло­щади или права на жилую площадь;

свидетельство о рождении несовершеннолетнего (при его отсут­ствии—заключение медицинской комиссии, удостоверяющее возраст);

справка о состоянии здоровья (по форме № 26);

документы, содержащие сведения о родителях (копия свидетельства о смерти родителей, копия приговора или решения суда, справка о бо­лезни или розыске родителей, справка о том, что сведения об отце в актовой записи вписаны по указанию матери, и другие документы, под­тверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими детей);

справка о наличии и местонахождении братьев и сестер и других близких родственников;

опись имущества и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документы об имеющейся жилой площади;

иные документы, необходимые для обеспечения прав и законных ин­тересов ребенка.

22. Социальная гостиница учреждений предназначается для несовер­
шеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизнен­
ной ситуации. Несовершенно летние в социальной гостинице находятся
на основании письменного договора, заключаемого между несовершен­
нолетним и администрацией учреждения, в котором определяются вза­
имные обязанности и права сторон с учетом норм действующего законо­
дательства. Организацию деятельности социальной гостиницы и методы
работы рекомендуется определять Положением о социальной гостинице,
утверждаемым директором учреждения.

23. Отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших
из семей, осуществляет перевозку несовершеннолетних в соответствии
с Положением об осуществлении и финансировании деятельности, свя­
занной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей,
детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и
иных детских учреждений, утвержденным Постановлением Правитель­
ства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 322 (Собрание зако­
нодательства Российской Федерации, 2000,."V' 45, ст. 4480).

Отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, рекомендуется создавать в областных, краевых, республиканских учреждениях. Муниципальные учреждения могут осуществлять разовые перевозки без создания специальных служб и отделений.


Отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, создастся в учреждениях для организации перевозки несовершен­нолетних, самовольно ушедших из семей, организации приема несовер­шенно летних, доставляемых к месту проживания из других субъектов Российской Федерации, обеспечения несовершеннолетним (лицам, их со­провождающим) необходимых условий для временного пребывания в учреждении.

Отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, обеспечивает своевременную перевозку несовершеннолетних по месту проживания семьи (по месту последней регистрации), прием и обеспечение необходимых условий для несовершеннолетних, доставлен­ных из других субъектов Российской Федерации, защиту их прав и закон­ных интересов. Передача несовершенно лети их, принятых учреждением из других субъектов Российской Федерации, родителям осуществляется на основании приказа директора учреждения в установленном порядке.

В исключительных случаях перевозка детей, оставшихся без попече­ния родителей, из числа воспитанников учреждения в учреждение к ме­сту проживания родственников, оформляющих опеку (попечительство) при наличии подтверждения органов опеки и попечительства, может осу­ществляться работниками учреждений, обеспечивающих перевозку.

В случаях, если местонахождение родителей (законных представите­лей) известно, учреждение уведомляет их о месте нахождения ребенка незамедлительно с указанием перечня документов, необходимых для пе­редачи им ребенка.

Передача учреждением несовершеннолетнего родителям (законным представителям) осуществляется на основании личного заявления роди­теля (законного представителя) с указалием данных паспорта, его лич­ной подписью, заверенной директором учреждения, справки-разрешения из органов опеки и попечительства муниципального образования по ме­сту жительства родителя (законного представителя).

В соответствии с законодательством Российской Федерации законны­ми представителями несовершеннолетнего являются опекуны (попечите­ли), законными представителями родителей могут выступать лица, име­ющие от родителей, не лишенных родительских прав, нотариально заве­ренную доверенность на перевозку несовершеннолетнего из учреждения для доставки его к месту жительства родителей.

Если в месячный срок с момента направления родителям (законным представителям) информации о несовершеннолетнем они не отреагиро­вали па полученную информацию, учреждение, в котором находится несовершеннолетний, организует его перевозку в учреждение соответ­ствующего субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья несовершенно­летних в пути следования для их сопровождения рекомендуется направ­лять не менее двух работников учреждения на каждого сопровождаемого несовершеннолетнего. Работники службы перевозки в пути следования до момента официальной передачи несовершеннолетнего администра-


ции принимающего учреждения не имеют права передавать его другим лицам. Сопровождающих лиц рекомендуется обеспечивать медицинской аптечкой с набором медикаментов экстренной помощи.

Руководитель учреждения, в которое доставлен несовершеннолетний, направляет с сопровождающими лицами копию приказа о зачислении несовершеннолетнего в данное учреждение, на основании чего происхо­дит отчисление несовершеннолетнего из учреждения, где он находился ранее.

Принимающему учреждению рекомендуется в аэропорту, в порту, на вокзале организовывать встречу несовершеннолетнего и сопровождаю­щих его лиц и доставку их на автотранспорте в учреждение.

Администрация учреждения направляет в органы управления обра­зованием и в образовательное учреждение, которое самовольно покинули воспитанники, письменное извещение о нахождении у себя несовершен­нолетних.

Организация перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из детских домов, школ-интерпатов, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. Л"г 822 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 45, ст. 4480) работниками данных образовательных; учреждений.

24. При необходимости в учреждении могут быть созданы другие отделения, отвечающие уставным целям учреждения.



-•'•I li;. 16Э 185 187 200 _>: i 218 223 234 238 251 255 260 267 280 301 307 315 318 326 335 342 350 354 361 364!68 370
 

Оглавление

Предисловие

Раядел первый. «СОЦИАЛЬНОЕ» СИРОТСТВО КАК ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. Основные проблемы неблагополучного детства..................................... 9

1.1.Причины «социального»- сиротства................. -.......... -.....................

1.2. Беспризорность и безнадзорность................................................................... 15

1.3. Семьи детей группы риска по «социальному» сиротству........................... 28

Глава 2. Теории развития личности ребенка в норме и в усло­
виях депривации................................................................................... 36

2.1. Теория объектных отношений................................................................

2.2. Теория интерперсональных отношений.................................................... 37

2.3. Теория развития личности..................................................................... 38

2.4. Теория зеркала..................................................................................... 40

2.5. Теория привязанности................................................................................. 41

2.С. Теория депривации...................................................................................... 52

Глава 3. Семейное неблагополучие как причина «социального»

сиротства.............................................................................................. 60

3.1. Социально-экономические причины........................................................

3.2. Психо лого-педагогические причины....................................................... 65

Глава 4. Нарушение внутрисемейных отношений как причина

семейного неблагополучия.................................................................. 93

4.1. Стили семенного воспитания..................................................................

4.2. Дисфункциональные детско-родительские отношения............................... 07

4.3. Причины нарушения воспитательной функции семьи...................................... 104

Глава 5. Снижение родительской ответственности............................................................ 112

5.1. Значение родительской ответствиенностн в воспитании ребенка

5.2. Проблемная семья................................................................................. 114

5.3. Некомпетентная семья.................................................................................. 118

5.4. Благополучная семья.................................................................................... 123

Раздел второй. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Глава 1. Развитие системы учреждений призрения детей-сирот 127

1.1.История призрения детей-сирот...........................................................

1.2. Реформирование Системы интернатных учреждений................................. 14!)

Г л а в а 2. Особенности социализации детей-сирот.................................................... 156

2.1. Нарушение психических функций............................................................


2.2. Причины нарушения социализации.........................................................

2.3. Причины школьной дезадаптации...........................................................

2.4. Причины эмоциональной депривации......................................................

Глава 3. Особенности межличностных отношений у детей-сирот

3.1. Значение общения для формирования личности ребенка............................

3.2. Формирование общения у детей-сирот в онтогенезе...................................

3.3. Развитие самосознания (Я-коценпции) у детей-сирот..................................

3.4. Особенности самооценки у детей-сирот с ЗПР..........................................

3.5. Феномен «общественной собственности».................................................

Глава4. Причины агрессивного поведения детей-сирот..............................

4.1. Биологические и социальные факторы агрессии дотей...............................

4.2. Формы жестокого обращения в семье.....................................................

4.3. Формирование агрессивности у детей в онтогенезе....................................

4.4. Особенности агрессивности детей-сирот...................................................

4.5. Агрессивное поведение детей с нарушением интеллекта.............................

Раздел третий. ПОСТ ИНТЕРНАТЫ А Я АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Глава 1. Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятель­
ной жизни.............................................................................................

1-1. Социально-психологические проблемы выпускников детских
домов.................................................................................................

1.2. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни.....................................

1.3. Социально-трудовая подготовка детей-сирот............................................

1.4. Современные модели подготовки воспитанников детского дома
к самостоятельной жизни......................................................................

Глав<12. Особенности переходного периода выпускников интер­
натного учреждения во взрослую жизнь.........................................

2.1. Постинтернатная адаптация.....................................................................

2.2. Инновационные модели пост-интернатной адаптации..................................

Раздел четвертый. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Глава 1. О* детских домов к воспитанию в семье.....................................

1.1.Исторический экскурс........................................................................

1.2. Усыновление............................................................................................

1.3. Опека (попечительство).........................................................................

1.4. Детские деревни «Социальное обществов (SOS)............................

1.5. Детский дом семейного типа. Семейный детский дом.................................

1.6. Приемная семья......................................................................... '........

Глава2. Патронат—новая форма семейного воспитания..............................................

2.1. Исторический экскурс............................................................................

2.2. Развитие системы патронатного воспитания в современных
условиях..............................................................................................

2.3. Видь! патронатного воспитания..............................................................

2.4. Психологическая подготовка ребенка к патронатвому воспита­
нию.....................................................................................................

Глава 3. Принципы и методы организации патронатного воспи­
тания....................................................................................................

3.1. Принципы отбора патронатных семей......................................................

3.2. Принципы передачи и приема детей на воспитание...................................

3.3. Образование и медицинская помощь в патронатной семье.....

3.4. Социально-бытовые навыки в патронатной семье.....................................


3.5. Права и обязанности участникон пэт^юнатного воспитания.... 374

3.6. Контроль за поведением детей в патронатной сенье.................... 379

Глава 4. Модели патрондтного воспитания в России................................... 387

4.1. Патронатная семья..........................................................................

4.2. Семейный центр пост-интернат «он адаптации.............................. 393

Глава 5. Норматив но-право вые основы социальной защиты,

обучения и воспитания детей-сирот........................................ 401

5.1. Праыа и гарантии детей, оставшихся без попечении родителей

5.2. Нормативно-правовые основы обучения н воспитания детей.,. 410

5.3. Обеспечение условий социальной защиты семьи и сохранения
ребенка в семье................................................................................ 417

5.4. Создание условий воспитания в приемных и патронатных се­
мьях................................................................................................ 420

5.5. Обеспечение воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в образовательных учреждениях............. 422

Литература........................................................................................................ 427

Приложении I. Нормативно-правовая база социальной защиты

семьи и ребенка............................................................................... 442

1. Права ребенка в семье и ответственность родителей. Извлечения

из основных нормативно-правовых документов.........................

2. О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не

обучающихся в образовательных учреждениях. Письмо Мини­
стерства образования РФ N=419/28 - 5. 2002 г............................ 446

3. Об организации родительского всеобуча в общеобразователь-

ных учреждениях. Инструктивно-методическое письмо Мини­
стерства образования Российской Федерации от 22.07.2002 г.
X,
30-51-547/16................................................................................ 450

4. О государственном банке данных о детях, оставшихся без

попечения родителей. Российская Федерация. Федеральный
закон................................................................................................ 460

5. Права и социальные гарантии детей, оставшихся без попечения

родителей. Извлечения из основных нормативно-правовых до­
кументов........................................................................................ 471

6. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей. Российская Фе­
дерация. Федеральный Закон (с изменениями на 8 апреля 2002
года)................................................................................................. 478

7. Нормативные требования к усыновлению детей, оставшихся без

попечения родителей. Извлечения из основных нормативно-
правовых документов.................................................................... 487

8. Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами

Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской
Федерации и иностранным гражданам.......................................... 495

9. Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи,

организации работы по осуществлению опеки (попечительства)
над детьми. Письмо Министерства образования Российской
Федерации от 29 марта 2002 г. №483/28-5................................... 506

10. Об оформлении трудовых отношений органов опеки и по­
печительства с приемными родителями. Письмо Министер­
ства образования Российской Федерации от 29 октября 2001 г.

№ 1293/28-5..................................................................................... 509


11.Методические рекомендации по вопросам опеки (попечитель­
ства) над несовергоен но летними (Извлечение)............................ 510

12. Положение о приемной семье. Постановление Правительства
Российской Федерации от 17 июля 1996 года №829..................... 522

13. О детском доме семейного типа. Постановление Правительства

Российской Федерации от 19 марта 2001 г. J*'2 195.................... 531

14. О совершенствовании деятельности дома ребенка. Приказ Мин-

здрава РФ от 24 января 2003 г. № 2.............................................. 536

15. Об утверждении методических рекомендаций по организации
деятельности государственного (муниципального) учреждения
о до м-интернат для умственно отсталых детой?. Постановлении
Минтруда и социального развития РФ от OS.08.2002 г. № 54... 539

16. Об утверждении методических рекомендаций по организации
деятельности государственного (муниципального) учреждения
«Комплексный центр социального обслуживания населения*.
Постановление Министерства труда н социального развития
Российской Федерации от 27 июля 1999 г. №32 (Извлече­
ние)................................................................................................... 544

17. Об утверждении методических рекомендаций но организации
деятельности государственного (муниципального) учреждения
«Центр социальной помощи семье и детям». Постановление
Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля
2000 г. № 52 (Извлечение).............................................................. 549

18. Об утверждении рекомендации по организации деятельно­
сти специализированных учреждений дли несовершеннолет­
них, нуждающихся в социальной реабилитации. Постановление
Министерства труда и социального развития Российской Феде­
рации от 29 марта 2002 г. № 25..................................................... 557

Приложение II. Норматив но-право в аи база патронатного воспита­
ния детей-сирот............................................................................... 566

1. Положение *О патронате над детьми, нуждающимися в государ-

ственной защите»............................................................................

2. Договор о совместной деятельности по развитию модели патро-

натного воспитания в Камещкоиском детском доме Владимир­
ской области.................................................................................... 584

3. Анкета граждан, жедающих взять ребенка на патронатнос вос-

питание................................................................................................ 586

4. Заявление о приеме в патронатные воспитатели.................................. 589

5. Анкета кандидатов в патронатные воспитатели................................... 590

6. Запись индивидуального собеседования с кандидатами в патро-

нзтные воспитатели......................................................................... 597

7. Анкета проведения собеседования психологом................................... 601

8. Заключение о возможности быть патронатным воспитателем... 604

9. Трудовой договор (контракт)............................................................ 606

10. Паспорт патронатной семьи................................................................. 612

11.Ежеквартальная оценка патронатной семьи.................................... 616

12. Отчет о посещннии патронатной семьи.......................................... 618

13. Докладная о чрезвычайном происшествии......................................... 619

14. Социальная карта ребенка.................................................................... 621

15. Индивидуальный план развития воспитанника семейного центра 623





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: