Формирование профессиональной компетентности художника-педагога

Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства – это обобщённая характеристика качеств личности педагога-художника, определяющая его способность решать профессиональные задачи и проблемы как художественного, так и педагогического плана, возникающие в профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, творческого опыта.

Особенностью профессионально-педагогической направленности личности учителя изобразительного искусства является и то, что формирование её происходит в единстве учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности. Профессионально-педагогическая направленность, таким образом, выступает в двух значениях: как одна из существенных характеристик личности будущего учителя, отражающая потребностно-мотивационную сферу и как система средств, обеспечивающих ориентацию учебно-воспитательного процесса на формирование готовности к соответствующей деятельности.

Профессиональная, художественно-педагогическая подготовка специалистов в области художественно-педагогического образования – многоплановое, многоаспектное явление, которое требует учёта следующих положений:

Во-первых, «Система обучения и воспитания художника-педагога должна быть чёткой и научно обоснованной и осуществляться в рамках школы» – считает Н.Н. Ростовцев. Под «школой» автор имеет в виду четкую систему и методы преподавания в обучении и воспитании, точность в изложении научно достоверных знаний и передаче проверенного опыта художественной практики.

Во-вторых, в процессе обучения на художественно-графическом факультете будущий учитель изобразительного искусства должен на профессиональном уровне овладеть педагогическим и художественным мастерством, приобрести умение вести самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В-третьих, в ходе профессиональной подготовки необходимо воспитание у студента желания и умения творчески работать с учениками, формировани системы умений и навыков по организации педагогического процесса на уроках и во внеучебной деятельности учащихся.

Профессионально значимые качества многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

Художественно-творческое мастерство – это виртуозное владение языком искусства, высокий уровень художественного мастерства, изобразительной техники, свободное владение художественными материалами.

Одной из важнейших задач профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является активизация художественной деятельности студентов. Т.И. Шамова выделяют три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Характерными особенностями этих уровней являются проявление высоких волевых качеств, упорство, настойчивость, широкие и стойкие познавательные интересы.

Художественно-образное мышление — это специфическая способность человеческого сознания, развивающаяся в процессе художественной деятельности по созданию и восприятию произведений искусства и эстетических явлений действительности, включающая в себя как интеллектуальную сферу сознания, так и эмоциональные переживания человека. Художественно-образное мышление становится профессиональным только благодаря творческому опыту, развитому в процессе обучения и следующей профессиональной деятельности.

К профессионально значимым качествам учителя могут быть отнесены такие, как творческая активность, способность к саморегуляции, контролю, профессиональная мобильность, продуктивность, коммуникабельность, требовательность, настойчивость, работоспособность. Педагогическая деятельность в творческой сфере, как и любой творческий процесс, требует инициативы, активности в решении профессиональных задач.

На основе анализа педагогической и художественно-творческой направленности профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства, профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств определена структура профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства (Таблица 1).

Таблица 1.

Структура профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства

Художественно-педагогическая направленность Художественно-педагогические компетенции Профессионально значимые качества
– мотивы, идеалы, потребности в области изобразительного искусства; – стремление к передаче художественного опыта; – интерес к детскому творчеству – владение методами и приёмами художественной деятельности; – владение технологией обучения навыкам и приёмам художественной деятельности; – способность к руководству художественнотворческой деятельностью – художественнотворческая активность (художественнообразное мышление, воображение, способность к созданию художественного образа); –профессиональная мобильность; – продуктивность; –организаторские способности; – демократичность; – коммуникативность; – конструктивность

Комплекс дидактических умений, способствующий профессионально-педагогической готовности будущего учителя к преподаванию изобразительного искусства в общеобразовательной школе представлен в Таблице 2.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: