1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.
2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.
3. Деловые качества. Знания своего предмета. Умения заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
4. Внешний вид: Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.
Профессионально-педагогическая культура учителя
Под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.
Составляющими компонентами профессионально-педагогической культуры являются аксиологический, технологический и личностнотворческий.
Аксиологический компонент ППК включает в себя совокупность педагогических ценностей (аксиология – философское учение о материальных и духовных ценностях, их происхождении и сущности).
В качестве педагогических ценностей выступают знания, идеи, концепции, имеющие в данный момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы.
Педагогические ценности – это внутренний эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к самому себе, моделирующий содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности. Педагогические ценности объективны, т. к. формируются исторически, в ходе развития общества и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Выделяют:
• общественно-педагогические ценности – проявляются в форме морали, религии, философии. Это идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества;
• профессионально-групповые ценности – совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих профессионально-педагогическую деятельность;
• личностно-педагогические ценности – это система ценностных ориентаций личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность.
Каждый педагог, аккумулируя общественно-педагогические и профессионально-групповые ценности, строит свою личную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций.
Интегративной аксиологической функцией, объединяющей все другие, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической деятельности в жизни педагога.
Технологический компонент ППК – процесс решения педагогических задач.
Личностно-творческий компонент ППК – отражает творческое начало личности педагога. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделить свое профессиональное «я» из окружающей педагогической действительности, противопоставить себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов, мыслей.
Педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.