Особенности управления деятельностью детей определяются главной задачей образовательной сферы – способствовать развитию личности ребёнка.
Управление классом – процесс поддержания деловой учебной атмосферы, вызывающий желание учеников активно работать без нарушений дисциплины. Если правильно управлять классом, то на уроках:
• ученики больше времени уделяют учёбе – учитель не отвлекается на замечания ученикам, на различные отступления, у него не бывает позднего начала урока из-за неумения успокоить детей. Одна из важнейших задач управления – увеличить чистое время самого учебного процесса;
• управление используется для развития самоуправления – управляя правильно, учитель научает детей брать ответственность на себя (ответственность в самоуправлении), создаёт правила и процедуры совместной деятельности.
Основные функции управления:
• постановка целей и планирование урока;
• организация взаимодействия (создание на уроке структуры, распределение прав и обязанностей, установление норм, обучение самоуправлению);
|
|
• мотивация, развитие мотивов учения;
• контроль учебной деятельности и её результатов (создание системы оценивания, установление стандартов, налаживание обратной связи, коррекция отклонений).
Класс как объект управления характеризуют следующие параметры:
Многомерность. Каждый ученик – это личность со своими целями, вкусами и способностями. Важно научить детей быть постоянно активными – выполнять различные задания, использовать учебный материал.
Непредсказуемость. Жизнь класса богата и полна событиями и непредсказуема. Учителю необходимо немедленно реагировать на огромный объём поступающей информации – реплики и молчание, улыбки и ссоры, обиды и непонимание. Учитель обменивается с учениками информацией буквально сотни раз в день.
Публичность общения. Учитель и ученики постоянно чувствуют себя немного «на сцене». Каждое действие или реплика оцениваются окружающими. Ученики всегда видят, прав учитель, справедлив ли он, есть ли у него любимчики.
Важная задача управления для учителя – это достижение поставленной цели путём повышения взаимопомощи учеников в классе, обучение сотрудничеству, например, создание микрогрупп для работы над заданием.
Подготовка учителя к уроку
Этапы подготовки урока
Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:
• определение цели и задач;
• отбор содержания учебного материала;
• подбор методов и приёмов обучения;
• определение форм организации деятельности учащихся;
|
|
• подбор материала для домашней работы учащихся;
• определение способов контроля;
• продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
• подбор вопросов для подведения итога урока.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
• комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
• выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
• определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
• дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
• создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Подготовка учителя к уроку современного типа
1-й этап – изучение учебной программы.
2-й этап – изучение методической литературы.
3-й этап – изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.
4-й этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.
5-й этап – разработка плана урока.