Управление деятельностью учеников – важнейшая функция учителя

Особенности управления деятельностью детей определяются главной задачей образовательной сферы – способствовать развитию личности ребёнка.

Управление классом – процесс поддержания деловой учебной атмосферы, вызывающий желание учеников активно работать без нарушений дисциплины. Если правильно управлять классом, то на уроках:

ученики больше времени уделяют учёбе – учитель не отвлекается на замечания ученикам, на различные отступления, у него не бывает позднего начала урока из-за неумения успокоить детей. Одна из важнейших задач управления – увеличить чистое время самого учебного процесса;

управление используется для развития самоуправления – управляя правильно, учитель научает детей брать ответственность на себя (ответственность в самоуправлении), создаёт правила и процедуры совместной деятельности.

Основные функции управления:

• постановка целей и планирование урока;

• организация взаимодействия (создание на уроке структуры, распределение прав и обязанностей, установление норм, обучение самоуправлению);

• мотивация, развитие мотивов учения;

• контроль учебной деятельности и её результатов (создание системы оценивания, установление стандартов, налаживание обратной связи, коррекция отклонений).

Класс как объект управления характеризуют следующие параметры:

Многомерность. Каждый ученик – это личность со своими целями, вкусами и способностями. Важно научить детей быть постоянно активными – выполнять различные задания, использовать учебный материал.

Непредсказуемость. Жизнь класса богата и полна событиями и непредсказуема. Учителю необходимо немедленно реагировать на огромный объём поступающей информации – реплики и молчание, улыбки и ссоры, обиды и непонимание. Учитель обменивается с учениками информацией буквально сотни раз в день.

Публичность общения. Учитель и ученики постоянно чувствуют себя немного «на сцене». Каждое действие или реплика оцениваются окружающими. Ученики всегда видят, прав учитель, справедлив ли он, есть ли у него любимчики.

Важная задача управления для учителя – это достижение поставленной цели путём повышения взаимопомощи учеников в классе, обучение сотрудничеству, например, создание микрогрупп для работы над заданием.

Подготовка учителя к уроку

Этапы подготовки урока

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

• определение цели и задач;

• отбор содержания учебного материала;

• подбор методов и приёмов обучения;

• определение форм организации деятельности учащихся;

• подбор материала для домашней работы учащихся;

• определение способов контроля;

• продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

• подбор вопросов для подведения итога урока.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

• комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

• выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

• определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

• дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

• создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Подготовка учителя к уроку современного типа

1-й этап – изучение учебной программы.

2-й этап – изучение методической литературы.

3-й этап – изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.

4-й этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.

5-й этап – разработка плана урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: