Рабочая программа – нормативный документ (локальный нормативный акт общеобразовательного учреждения (организации)), определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной программе по учебному предмету, рекомендованной (допущенной) федеральными органами образования.
Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины.
Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса общеобразовательного учреждения (организации) и контингента учащихся в текущем учебном году.
Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
|
|
Разработка рабочих программ по учебным предметам проводится на основе государственного стандарта и примерных программ, рекомендованных (допущенных) федеральными органами образования.
Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.
Примерные программы выполняют две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.
Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.
Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом – ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов.
|
|
К рабочим программам по учебным предметам Базисного учебного плана относятся:
1) Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.
2) Программы, составленные учителем или коллективом учителей. В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:
• авторские программы и примерные программы по предмету, которые являются обязательным документом-ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ;
• примерные программы и материалы авторского учебнометодического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);
• примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.
В соответствии с ФГОС основного общего образования рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Рабочая программа по учебному предмету может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа:
1) титульный лист;
2) пояснительную записку, включающую цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
3) основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания);
4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;
5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное).
Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе. Титульный лист включает:
1. Полное наименование общеобразовательного учреждения (организации) (в соответствии с уставом).
2. Наименование «Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по______________ для _______ класса, курса (классов, курсов)».
3. Срок реализации программы.
4. Грифы рассмотрения/согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения) и утверждения рабочей программы (с указанием номера приказа и подписи директора образовательного учреждения/ заместителя директора по УВР).
|
|
Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета в данном классе. В пояснительной записке необходимо отразить:
1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, учебный план и др.), в том числе сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа (примерная программа по предмету, авторская программа с указанием выходных данных).
2. Цели изучения предмета в контексте основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностей общеобразовательного учреждения (организации), класса.
3. Общую характеристику учебного предмета, курса.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения (организации).
5. Информацию о внесённых изменениях в примерную программу или авторскую программу и их обоснование.
6. Информацию об используемом УМК (особенности его содержания и структуры).
7. Информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве часов для проведения лабораторно-практических и контрольных уроков, уроков повторения и обобщения изученного материала, а также часов, выделенных на экскурсии, проекты, исследования и др.
8. Информацию об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету.
9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного учреждения (организации)).
10. Соответствие требованиями ГИА и ЕГЭ.
11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование является частью рабочей программы и разрабатывается учителем на учебный год.
|
|
В тематическом планировании необходимо отразить:
• количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов);
• темы уроков (при поурочно-тематическом планировании – количество часов);
• основные виды учебной деятельности;
• проведение практических/лабораторных работ (при их наличии);
• виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в том числе в формате требований ГИА и ЕГЭ);
• планируемые результаты;
• при необходимости – планируемые сроки изучения.