IV. Болонская академия художеств

      Важной страницей в истории искусства является основание в Болонье первого художественного учебного заведения, в котором процесс образования был поставлен отлично от традиций средневековья.

Основателями его стали братья Карраччи – Лодовико (1555-1619), Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560-1609).

В 1585 году они открыли в Болонье Академию вступивших на правильный путь (Академия дельи инкаминати).

      Вместо привычного процесса участия ученика в подсобной технической сначала работе братья сразу ввели изучение конкретных предметов, необходимых художнику. Это, во-первых, специальные дисциплины: рисунок, живопись; во-вторых, такие необходимые, как перспектива, анатомия, мифология; в-третьих, общеобразовательные – история, мифология, литература.

Методом обучения было рисование с античных слепков, с натуры (памятники старины, пейзажи, натурщики). Но натура считалась несовершенной в отличие от произведений античности и произведений художников Возрождения, поэтому ее надо было поправлять в соответствии с идеалом. Таким образом происходило зарождение академической доктрины, суть которой заключается в изучении натуры, но облагораживание ее в соответствии с идеалами античности и эпохи Возрождения. Такой подход заложил основы академической системы образования, существующей по сей день.

 

 

Примером этой системы в искусстве могут быть

Росписи Аннибале Карраччи в палаццо Фарнезе в Риме (1597-1604).

      Расписан плафон галереи размером 20х6 метров. Общее композиционное решение напоминает роспись плафона Сикстинской капеллы Микеланджело, а также иллюзии скульптуры, типы фигур, фигуры юношей. 

 

ЖИВОПИСЬ ФЛАНДРИИ 17 ВЕКА.

 

 I. Политические события привели к разделению нидерландской школы на две ветви: фламандскую и голландскую:

1. 1477 год – Нидерланды становятся наследственным владением Габсбургов, частью империи КарлаV.

2. 1555 год – в результате раздела империи Карла V Нидерланды отходят к Испании. Испания эксплуатирует страну как источник своих доходов, наместничество герцога Альбы носит реакционный характер: подавляются протестантизм и националистические идеи. Давление католицизма выливается в преследование протестантов, инакомыслия, казни. Как следствие этого развивается национальная борьба. Это движение простого народа в северных провинциях было поддержано верхушкой общества, в южных – нет: знать опасалась собственного народа.

3. 1581 год – северные провинции образовали Голландию, буржуазную республику, окончательное признание которой состоялось в 1649 году (Вестфальский мир).

4. В южных провинциях сохранялась власть испанской короны, образовалась Фландрия.

 

II. Общественно-политическая ситуация во Фландрии.

1. В стране сохраняется господство феодалов и католической церкви.

2. Ремесленники-протестанты выселяются, поэтому промышленность падает, страна переживает экономический упадок, развитие буржуазных отношений замедлилось.

3. Антверпен уже не является центром торговли, но сохраняет значение денежного рынка.

4. Патрициат сохраняет высокое положение в стране.

 

III. Особенности фламандской живописной школы.

1. Развитие искусства на высоком уровне продолжается на протяжении первой половины 17 века.

2. Главный заказчик – патрициат (феодалы) и католическая церковь.

3. Ведущим стилем во Фландрии становится стиль барокко, который очень тесно переплетается с реализмом.

4. Главой школы становится Рубенс.

5. Широкое распространение получают жанры: картины на религиозные темы,

                                                                               исторический,

                                                                               мифологический,

                                                                               аллегорический,

                                                                               бытовой,

                                                                               портрет,

                                                                               пейзаж,

                                                                               натюрморт.

6. Крупный размер картин (предназначались для замков).

7. Монументальная трактовка формы.

8. Декоративность.

9. Использование национальных реалистических традиций.

10. Народность, жизнерадостность.

11. Влияние итальянского маньеризма, академизма, караваджизма.

 

III. Питер Пауль Рубенс (1577-1640).

      Живописец, архитектор-декоратор, иллюстратор, создатель школы граверов, создатель проектов для скульпторов, дипломат, придворный художник испанской наместницы инфанты Изабеллы.

 

Родился в городе Зигене (Германия), куда семья вынуждена была уехать в связи с изгнанием его отца, замешанного в любовной истории с представительницей известной знатной семьи.

После возвращения семьи в Антверпен Рубенс поступает в латинскую школу, где изучает языки, античную культуру. Уроки живописи берет у художников Тобиаса Верхахта и Отто Вениуса (чье сильное влияние он испытал). В 21 год уже был членом гильдии святого Луки, и в 1600 году уехал в Италию, где был до 1608 года, до смерти матери.

В Италии посетил многие города: Рим, Флоренцию, Парму, Геную. Изучал творчество итальянских художников, в том числе М.Караваджо, А.Карраччи, венецианцев, среди которых особенно выделял Тициана. Ценил также Леонардо да Винчи, Микеланджело.  Копировал произведения многих из них: «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, «Венера с зеркалом» Тициана и многие другие. Создавал также и собственные произведения («Четыре философа»). В Венеции был на службе у Винченцо Гонзага, герцога Мантуанского. Итальянские впечатления художника будут проявляться в его картинах на протяжении всего его творчества. Побывал в Испании.

После смерти матери возвращается в Амстердам, женится на Изабелле Брандт, заводит мастерскую и начинает выполнять заказы.

 

Автопортрет с Изабеллой Брандт. Ок. 1609. Холст, масло. 178х136,5. Старая пинакотека,

                                                                                                                                               Мюнхен.

      Автопортрет выполнен в стиле барокко: диагональная композиция, низкая линия горизонта способствует монументализации, придает значимость изображению; контрасты цвета. Черты маньеризма: крупные фигуры в формате, фрагментарность пейзажа. Положение ног Рубенса напоминает прием из картины Караваджо.

 

      Все творчество Рубенса условно можно разделить на три этапа:

Ранний – до 1620года (включая пребывание в Италии).

Зрелый – 1620-1630 годы.

Поздний, или стеновский (по названию замка Стен, где Рубенс жил в это время) – 1630-1640 годы.

Ранний период. До 1620 года.

Триптихи для собора Антверпенской богоматери (Антверпен):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: