Людовик XIV. 1665. Высота 80см. Национальный музей. Версаль

      Динамичная композиция, выраженная поворотом головы, подчеркнутая движением складок, локонами парика, кружевом галстука.

 

Констанца Бонарелли. 1636-1637. Мрамор. Высота72см. Национальный музей

                                                                                                             Барджелло. Флоренция.

      Лаконичная композиция в стиле барокко. Изображена женщина, которая была его возлюбленной.

 

 

III. Реалистическое направление.

Основоположником реалистического направления в итальянской живописи стал

Микеланджело Меризи да Караваджо (1570/71-1610).

В его произведениях есть также черты стиля барокко. Изобретатель приема тенебросо (или погребная живопись: резкий контраст света и тени между резко освещенной фигурой и темным фоном).

 

Родился в семье архитектора Фермо Меризи в городе Караваджо под Миланом. С 14 лет обучается в мастерской Петерцано в Милане (7 лет). В 1591 году бежит в Рим, т.к. совершил убийство в ссоре за карточной игрой. С 1592-1594 в Риме работает помощником в мастерской Чезаре д,Арпино, где знакомится с Марио Миннити, ставшим его учеником и моделью. В этот период тяжело болел малярией, полгода провел в госпитале, тогда и был написан автопортрет «Больной Вакх». Не был принят в Академию святого Луки. В разные периоды жизни имел богатых покровителей в лице кардиналов, банкиров и коллекционеров.

 

Ранние произведения.

Больной Вакх. 1593. Холст, масло. 67х53. Галерея Боргезе. Рим.

Шулеры. 1594. Холст, масло. 90х112. Музей Кимбелла, ФортУорт.

Вакх. 1596. Холст, масло. 95х85. Галерея Уффици, Флоренция.

Лютнист. 1596. Холст, масло. 94х119. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

       В нотной тетради читаются ноты мадригала Якобо Аркадельта « Вы знаете, что я люблю вас», на другой - имя миланского музыканта Галлуса, друга Караваджо.

 

Общие - реалистические - черты ранних произведений:

1. Бытовой жанр.

2. Обыденные характерные сюжеты: игра в карты, музицирование, гадание.

3. Полуфигурные композиции.

4. Нейтральный фон.

5. Типы простых людей.

6. Реализм проявился также в иллюзорной прописке материального мира.

7. Появляется резкий контраст света и тени.

 

Караваджо стал автором первого натюрморта в европейской живописи

Корзина с фруктами. 1596. Холст, масло. 46х64. Амброзианская библиотека, Милан.

      Линия горизонта на уровне глаз. Иллюзорность деталей (червоточины, капли воды и т.д.).

 

Постепенно приобретает известность и начинает получать заказы на религиозные картины со второй половины 90-х годов. Эти картины также написаны в реалистическом духе.

Картины на религиозные темы.

Призвание апостола Матфея. 1599. Холст, масло. 322х340. Церковь Сан-Луиджи-деи-

                                                                                                                                  Франчези, Рим.

      Эту картину часто называют программным произведением Караваджо, т.к. в ней художник использовал все приемы, характерные для его творчества. Прием кьяроскуро, или погребная живопись: темное помещение, в которое врывается луч света через открытую дверь и освещает фигуры людей. Сборщики налога (мытари) считают деньги, справа – вошедшие апостол Петр и Иисус, призывающий Матфея. Интересен реалистический прием, когда в центре композиции оказывается второстепенный персонаж, мальчик-подросток, а Матфея приходится искать среди персонажей, идя по линии взгляда мальчика и возвращаясь обратно, следуя жесту руки Христа. Одним из композиционных приемов, характерных для манеры художника, является большое пустое пространство, почти незаполненное.

 

Мученичество апостола Матфея. 1599-1602. Холст, масло. 323х343. Церковь Сан-Луиджи-

                                                                                                                           деи-Франчези, Рим.

      Изображено убийство Матфея после мессы подосланным эфиопским царем убийцей. Автопортрет в левой части картины. Трижды переписывал.

 

Святой Матфей и ангел. 1599-1602. Холст, масло. 292х186. Церковь Сан-Луиджи-деи-

                                                                                                                                  Франчези, Рим.

     Написал два варианта картины. Первый показался церковникам слишком реалистичным. Погиб во второй мировой войне. Картина интересна реалистическим приемом, который в дальнейшем заимствовали многие художники: апостол Матфей сидит, положив нога на ногу, и ступня подошвой обращена прямо на зрителя.

Вариант, который удовлетворил церковников, написан в стиле барокко.

 

Успение богоматери. 1602-1604. Холст, масло. 300х230. Музеи Ватикана, Рим.

      Картина написана по традиционной композиционной схеме: в центре лежит тело мадонны, вокруг него - апостолы. Реализм выражен через случайную позу богоматери, жесты и позы апостолов. Мария выглядит гораздо моложе, чем должна быть. Драпировка вверху придает картине торжественность. Заказчики не приняли картину, т.к. для богоматери позировала девица легкого поведения.

 

Положение во гроб. 1602-1604. Холст, масло. 300х203. Музеи Ватикана, Рим. 

      Пирамидальная композиция. Угол плиты и локоть Никодима «прорывают» плоскость полотна, выходя в пространство зрителя (тот же прием, что в картине «Матфей и ангел»).

 

Рано умерший художник оказал большое влияние на развитие итальянской живописи начала 17 века. Сформировалось направление, получившее название «караваджизм»: подражатели творчества Караваджо повторяли сюжеты, прием кьяроскуро, типы изображенных, приемы письма.

 

Приемы, характерные для творчества Караваджо:

1. Реалистическое толкование сюжета.

2. Погребная живопись (кьяроскуро).

3. Построение композиции со смещенным композиционным центром и пустым пространством.

4. В центре композиции – второстепенный персонаж.

5. Типы персонажей – люди из низов.

6. Тщательность прописки материального мира.

   

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: