I. Условия.
1. Происходит дальнейшее становление капиталистических отношений. Появляется новый класс – буржуазия.
2. В христианстве формируется такое явление как протестантизм. Этот процесс непосредственно связан с появлением буржуазии. На первых порах накопления капитала траты на содержание церкви, католической верхушки не устраивает патрициат. Это органично соединилось с критикой католицизма и идеологическим несогласием с некоторыми ее традициями.
II. Искусство.
Ведущими странами в области культуры в этот период являются:
Италия
Фландрия
Голландия
Испания
Франция
В каждой из этих стран формируется своя художественная школа.
III. Общие черты в искусстве.
· Искусство развивается по трем направлениям:
1. Стиль барокко. Прославляет государство и католическую церковь. Выражает интересы правящей верхушки и католической церкви.
|
|
2. Классицизм. Новое обращение к античности на волне идеалистических попыток упорядочить мир, гармонизировать его. Отражал интересы творческой интеллигенции.
3. Реализм.
Отвечал интересам третьего сословия - буржуазии и простых людей.
· Наблюдаются также примеры смешения барокко с реализмом, классицизма с реализмом.
· Появляются первые художественные учебные заведения – Академии художеств.
· Искусство отделяется от наук.
ИСКУССТВО ИТАЛИИ 17 ВЕКА.
I. Исторические условия и особенности итальянской школы.
1. В стране продолжается кризис, начало которому было положено в конце 15 века.
2. Тем не менее Италия сохраняет ведущие позиции в культуре среди стран Европы.
3. Преимущественное развитие получает стиль барокко, который начал формироваться в Италии в 16 веке. Стиль отвечал потребностям властной верхушки – аристократии и католической церкви.
4. Заложены основы реалистического направления.
5. Появляется первая в Европе Академия художеств.
II. Стиль барокко.
Главным представителем стиля барокко в архитектуре и скульптуре стал
Лоренцо Бернини. (1598-1680).
Архитектор, скульптор, декоратор, живописец.
Архитектурные проекты.
Киворий (сень). 1624-1633. Высота 30м. Бронза. Собор святого Петра. Рим.
Сооружен по заказу папы Урбана VIII из рода Барберини над могилой святого Петра, выделяя это место в интерьере собора. Существует версия, что киворий отлит из розеток Пантеона (?).
|
|
Черты стиля барокко:
1. Динамизм и обилие декора, характерные для стиля, выражены в следующих чертах.
2. Опора перекрытия – витые колонны композитного ордера (форма, знакомая по плафону Веронезе «Триумф Венеции»). Фактурная отделка поверхности (листья, витые каннелюры).
3. Раскрепованный антаблемент.
4. Силуэт определяется и навершием перекрытия, состоящего из криволинейных волют, идущих от углов и смыкающихся в центре. Поддерживают крест.
5. Смысловой декор: ангелы над колоннами, пчелы на ламбрекене (элемент родового герба Барберини, древний по происхождению символ, обозначающий трудолюбие и самоотверженность).
6. На внутренней поверхности балдахина изображен голубь – символ святого духа – на фоне сияющего солнца.
Площадь перед собором святого Петра. 1656-1667.
Многочисленные архитекторы, строившие собор (Браманте, Рафаэль, Микеланджело и другие), вносили в архитектуру собора каждый что-нибудь свое. В начале 17 века Карло Мадерна достроил западную часть собора, превратив его в базилику, и фасад, которые сильно изменили общую композицию здания. Длина портика фасада 118,6м, высота 48м. Ордерная композиция дополнена аттиком и увенчана статуями высотой 5,65м, изображающими Христа. Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме апостола Петра). Теперь купол с площади перед собором виден лишь частично (высота собора 136,6м).
Случайная застройка перед собором и стечение больших масс верующих к храму за папским благословением вызвала необходимость оформить пространство перед ним.
Площадь состоит из двух частей, ограничена величественной колоннадой. Состоит из двух частей: одна примыкает непосредственно к фасаду собора и имеет трапециевидную форму, другая имеет форму овала, ориентированного поперек оси симметрии. Конфигурация площади определяется двумя лучами, идущими от углов фасада, продолжающимися в движении улицы виа делла Кончилиационе (Примирения, построена в 20 веке) и соединяющимися далеко над водой Тибра. Колоннада состоит из 284 колонн тосканского ордера и 80 столбов высотой 19м. На овальной части находятся египетский обелиск и два фонтана.
Черты стиля барокко в ансамбле площади:
1. Организация большого пространства.
2. Использование средств перспективы для создания визуальных эффектов (превращение трапеции в квадрат, овала – в круг).
3. Статуи святых, стоящие над карнизом колоннады, придают строгой колоннаде более.
Королевская лестница (Скала реджа). 1663-1666. Ватикан.
Лестница соединяет собор с папским дворцом. Спускаясь из дворца, поворачивает под 180 градусов. Последний марш обрамлен колоннами ионического ордера, имеет кессонированный цилиндрический свод. Здесь Бернини использовал искусственную перспективу, которая создает эффект более глубокого и обширного пространства лестницы. Этот эффект помогает придать особую торжественность появлению папы на верхней площадке: по сравнению с меньшими колоннами, чем внизу, папа кажется величественнее.
Скульптура.
Давид. 1623. Мрамор. Высота 170см. Галерея Боргезе. Рим.
Из предыдущих произведений: Донателло, Верроккио, Микеланджело - ближе к микеланджеловскому. Изображение кульминационного момента, что отвечает требованиям стиля. А также: динамичная композиция, обилие деталей (арфа, драпировка, доспех, который выполняет также опорную функцию), эмоциональное напряжение.
Экстаз святой Терезы. 1645-1652. Мрамор, гранит, бронза, золочение. Высота 350см.
Церковь Санта Мария дела Витториа. Рим.
Сюжет о Терезе Авильской, испанской монахине, жившей в 16 веке. В одном из писем она говорит о том, что ей явился ангел и пронзил ей чрево огненной стрелой, заставив испытать ее сладостную муку. Беспорядочный характер складок на фигуре святой передает ее полуобмо-рочное состояние. Драпировка на ангеле подчеркивает его движение. Лучи – как выражение божественной любви, нисходящей на святую. В комплекс выразительных средств включен свет, идущий из источника сверху, и разнообразие материалов и фактур.
|
|