Экстаз святой Терезы. 1645-1652. Мрамор, гранит, бронза, золочение. Высота 350см

I. Условия.

1. Происходит дальнейшее становление капиталистических отношений. Появляется новый класс – буржуазия.

2. В христианстве формируется такое явление как протестантизм. Этот процесс непосредственно связан с появлением буржуазии. На первых порах накопления капитала траты на содержание церкви, католической верхушки не устраивает патрициат. Это органично соединилось с критикой католицизма и идеологическим несогласием с некоторыми ее традициями.

II. Искусство.

Ведущими странами в области культуры в этот период являются:

                 Италия           

                 Фландрия

                 Голландия

                 Испания

              Франция

  В каждой из этих стран формируется своя художественная школа.

III. Общие черты в искусстве.

· Искусство развивается по трем направлениям:

1. Стиль барокко.                                                                                                      Прославляет государство и католическую церковь. Выражает интересы правящей верхушки и католической церкви.

2. Классицизм.                                                                                                                     Новое обращение к античности на волне идеалистических попыток упорядочить мир, гармонизировать его. Отражал интересы творческой интеллигенции.

3. Реализм.

Отвечал интересам третьего сословия - буржуазии и простых людей.

· Наблюдаются также примеры смешения барокко с реализмом, классицизма с реализмом.

· Появляются первые художественные учебные заведения – Академии художеств.

· Искусство отделяется от наук.

 

 

ИСКУССТВО ИТАЛИИ 17 ВЕКА.

 

I.   Исторические условия и особенности итальянской школы.

1. В стране продолжается кризис, начало которому было положено в конце 15 века.

2. Тем не менее Италия сохраняет ведущие позиции в культуре среди стран Европы.

3. Преимущественное развитие получает стиль барокко, который начал формироваться в Италии в 16 веке. Стиль отвечал потребностям властной верхушки – аристократии и католической церкви.

4. Заложены основы реалистического направления.

5. Появляется первая в Европе Академия художеств.

 

II. Стиль барокко.

Главным представителем стиля барокко в архитектуре и скульптуре стал

  Лоренцо Бернини. (1598-1680).

    Архитектор, скульптор, декоратор, живописец.

 

Архитектурные проекты.

Киворий (сень). 1624-1633. Высота 30м. Бронза. Собор святого Петра. Рим.

      Сооружен по заказу папы Урбана VIII из рода Барберини над могилой святого Петра, выделяя это место в интерьере собора. Существует версия, что киворий отлит из розеток Пантеона (?).

Черты стиля барокко:

1. Динамизм и обилие декора, характерные для стиля, выражены в следующих чертах.

2. Опора перекрытия – витые колонны композитного ордера (форма, знакомая по плафону Веронезе «Триумф Венеции»). Фактурная отделка поверхности (листья, витые каннелюры).

3. Раскрепованный антаблемент.

4. Силуэт определяется и навершием перекрытия, состоящего из криволинейных волют, идущих от углов и смыкающихся в центре. Поддерживают крест.

5. Смысловой декор: ангелы над колоннами, пчелы на ламбрекене (элемент родового герба Барберини, древний по происхождению символ, обозначающий трудолюбие и самоотверженность).

6. На внутренней поверхности балдахина изображен голубь – символ святого духа – на фоне сияющего солнца.

 

Площадь перед собором святого Петра. 1656-1667.

Многочисленные архитекторы, строившие собор (Браманте, Рафаэль, Микеланджело и другие),  вносили в архитектуру собора каждый что-нибудь свое. В начале 17 века Карло Мадерна достроил западную часть собора, превратив его в базилику, и фасад, которые сильно изменили общую композицию здания. Длина портика фасада 118,6м, высота 48м. Ордерная композиция дополнена аттиком и увенчана статуями высотой 5,65м, изображающими Христа. Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме апостола Петра). Теперь купол с площади перед собором виден лишь частично (высота собора 136,6м).

Случайная застройка перед собором и стечение больших масс верующих к храму за папским благословением вызвала необходимость оформить пространство перед ним.

Площадь состоит из двух частей, ограничена величественной колоннадой. Состоит из двух частей: одна примыкает непосредственно к фасаду собора и имеет трапециевидную форму, другая имеет форму овала, ориентированного поперек оси симметрии. Конфигурация площади определяется двумя лучами, идущими от углов фасада, продолжающимися в движении улицы виа делла Кончилиационе (Примирения, построена в 20 веке) и соединяющимися далеко над водой Тибра. Колоннада состоит из 284 колонн тосканского ордера и 80 столбов высотой 19м. На овальной части находятся египетский обелиск и два фонтана.

Черты стиля барокко в ансамбле площади:

1. Организация большого пространства.

2. Использование средств перспективы для создания визуальных эффектов (превращение трапеции в квадрат, овала – в круг).

3. Статуи святых, стоящие над карнизом колоннады, придают строгой колоннаде более.

 

Королевская лестница (Скала реджа). 1663-1666. Ватикан.

      Лестница соединяет собор с папским дворцом. Спускаясь из дворца, поворачивает под 180 градусов. Последний марш обрамлен колоннами ионического ордера, имеет кессонированный цилиндрический свод. Здесь Бернини использовал искусственную перспективу, которая создает эффект более глубокого и обширного пространства лестницы. Этот эффект помогает придать особую торжественность появлению папы на верхней площадке: по сравнению с меньшими колоннами, чем внизу, папа кажется величественнее.

 

Скульптура.

Давид. 1623. Мрамор. Высота 170см. Галерея Боргезе. Рим.

Из предыдущих произведений: Донателло, Верроккио, Микеланджело -  ближе к микеланджеловскому. Изображение кульминационного момента, что отвечает требованиям стиля. А также: динамичная композиция, обилие деталей (арфа, драпировка, доспех, который выполняет также опорную функцию), эмоциональное напряжение.

 

Экстаз святой Терезы. 1645-1652. Мрамор, гранит, бронза, золочение. Высота 350см.

                                                                           Церковь Санта Мария дела Витториа. Рим.

      Сюжет о Терезе Авильской, испанской монахине, жившей в 16 веке. В одном из писем она говорит о том, что ей явился ангел и пронзил ей чрево огненной стрелой, заставив испытать ее сладостную муку. Беспорядочный характер складок на фигуре святой передает ее полуобмо-рочное состояние. Драпировка на ангеле подчеркивает его движение. Лучи – как выражение божественной любви, нисходящей на святую. В комплекс выразительных средств включен свет, идущий из источника сверху, и разнообразие материалов и фактур.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: