Великодушие Сципиона.1643-1649.114х163. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

  В картине раскрывается полулегендарный сюжет о древнеримском полководце Сципионе, получившем за успешные завоевания на африканском континенте прозвище Африканского. Им был завоеван неприступный Карфаген, и в качестве добычи досталась девушка, отличавшаяся необыкновенной красотой. Благородство Сципиона проявилось в том, что он вернул девушку ее жениху, а деньги, которые в качестве выкупа заплатили ее родители, отдал молодоженам.

Эта картина многофигурная, но приемы композиции и цветового решения прежние. Фигуры разделены на три группы, в центральной главные герои - жених и невеста, слева сидящий па троне Сципион, на голову которого женщина возлагает венок героя, справа - воины. Треугольник как основа построения групп здесь читается довольно ясно. В каждой из групп можно видеть триаду основных цветов, в фигурах жениха и невесты они наиболее яркие. Сципион - фигура наиболее светлая (а также женская фигура в белом), фигуры воинов в цвете более приглушенные.

 

Пуссен благодаря напряженной работе постепенно приобретает известность, покровителей, женится, то есть жизнь его входит в устойчивую колею. Но у французского двора появляется желание видеть художника во Франции, и к этому было приложено немалое усилие, которому мастер вежливо и упорно сопротивлялся. Но Людовику XIII отказать он не мог, тем более что это было просто опасно. Предусмотрительно оставив жену в Италии, он приезжает в Париж. Встреча была пышной, он удостоен аудиенции у короля, во время которой на протяжении получаса король задавал ему вопросы, а в конце, обращаясь к придворным, сказал: «Ну, теперь Вуэ попался!»

Симон Вуэ - придворный живописец, исполнитель многих заказов, с приездом Пуссена его положение при дворе становится шатким, а слова короля, любителя грубых забав, свидетельствуют о забаве новой: стравить двух художников.

Однако не в натуре Пуссена было заниматься интригами ради места под солнцем. Далее
последовали заказы, которые совершенно не отвечали интересам художника.

Наряду со станковыми работами ему приходилось оформлять книги, работать над монументальными росписями (росписи Большой галереи Лувра). Проработав два года, художник фактически бежит из страны. Связи с Францией не были оборваны. Пуссен делал много заказных работ по частным заказам, кроме того ему была присуждена пенсия и выплачено жалованье за многие годы.

 

По возвращении Рим в поздний период его творчества им была выполнена серия
пейзажей «Времена года» (1660-1664) и автопортреты.

Основы классицистического пейзажа были разработаны еще художниками
болонской школы. Пуссен продолжил работу над историческим пейзажем, принципы
которого просуществуют вплоть до начала 19 века. В каждую из картин этой серии в качестве стаффажа он включает известных мифологических персонажей: в «Весне» - Адама и Еву, в «Лете» - Руфь и Вооза, в «Осени» мастер изображает иудеев, несущих огромную гроздь винограда и яблоки из благодатного Ханаана, а «Зима» - это всемирный потоп.

 





Весна. 1660-1664. Холст, масло. 118х160. Лувр, Париж.

Лето. Руфь и Вооз. 1660-1664. Холст, масло. 118х160. Лувр, Париж.

В центре картины на первом плане изображены слева Вооз, справа стоящая перед ним
на коленях Руфь. Они являются персонажами «Книги Руфи», одной из книг Библии. В ней
рассказывается о том, как сыновья Ноемини взяли себе в жены девушек другого племени
и веры. Когда сыновья умерли, с Ноеминью осталась только Руфь. Ноеминь научила ее
обратиться за помощью к Воозу, он разрешил ей собирать колоски на его поле, потом она
призналась в родстве с ним, и поскольку Руфь приглянулась Воозу, он выкупил у
более близкого Руфи родственника право жениться на ней.

Мифологические персонажи в качестве стаффажа или изображение античных руин в первую очередь отличает исторический пейзаж. Композиционные приемы: справа и слева так называемые кулисы ограничивают панораму пейзажа, в «Лете» это дерево слева, а справа камень, деревья, массив холма и упряжка коней. Главные герои в центре па первом плане. Пространство изображено глубокое, насчитывается шесть планов.

 На протяжении двух и более веков художники писали пейзажи в мастерской, поэтому цвет и свет в картине условны. Здесь использована классическая схема трех цветовых планов решения пространства: первый план теплый темный, второй - холоднее и светлее, третий - голубые дали, условный боковой свет. Триада основных цветов в одеждах персонажей. И еще одна характерная деталь: тщательная прорисовка листьев в кроне деревьев. Итак. «Лето» - наиболее характерный в этом отношении пейзаж, остальные также более или менее отвечают этой схеме (картины Пуссена никогда нс были застывшей схемой при схожих приёмах, они всегда разнообразны и наполнены живым действием).







Осень. Возвращение из Ханаана. 1660-1664. Холст, масло. 1ё18х160. Лувр, Париж.

Зима. Потоп. 1660-1664. Холст, масло. 118х160. Лувр, Париж.

Автопортрет. 1649. Холст, масло.78х64. Берлинская картинная галерея.

Портрет открывает перед нами художника не как столпа классицизма, а как человека, человека живого по характеру, любезного, ироничного, умного. Здесь есть смесь сиюминутного (в движении) и вечного (рельефная гирлянда в фоне подчеркивает значимость изображенного).

Автопортрет. 1650. Холст, масло. 98х74. Лувр, Париж.

Из двух автопортретов более известен портрет 1650 года. В этом портрете создан образ художника-классика, на фоне картин четким силуэтом, вписывающимся в треугольник, высится фигура в плаще, а женский профиль намекает на эстетические идеалы художника. Образ творца – это рассуждение о «мужестве и мудрости, которые нужно обрести, чтобы оставаться твердым и неколебимым перед натиском этой сумасшедшей слепой» (судьбы).

Характеристика стиля классицизма.

Время.

Первая половина 17века, вторая половина 18 – первая половина 19 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: