361
создатели грандиозных сооружений, авторы книг, переводившихся, кстати, и на русский язык, поэты я т. д. придерживались диких первобытных обрядов шаманизма?
Надо ли это понимать так, что, освободившись от государственных дел и переодевшись в шкуры, они плясали под звуки бубнов вокруг костров под заклинания шаманов? Все это напоминает аналогичные «догадки» романовских историков о «монгольских» ханах. Те тоже, будучи могущественными владыками и беря в жены византийских царевен, якобы являлись шаманистами,' огнепоклонниками, дикими кочевниками и т. п.
По нашему мнению, такая картина маловероятна. Скорее всего, манжурский двор придерживался одной из мировых религий. Возможно, православной или мусульманской. Не исключено, что средневековый шаманизм «монгол» — «великих» — это вовсе не первобытный культ, а название одной из ветвей какой-либо известной религии.
УВЕРЕННОСТЬ МАНЖУРОВ В СВОЕМ НАСЛЕДСТВЕННОМ ИРАКЕ ВЛАДЕТЬ ВСЕМ МИРОМ
,. Раскроем Британскую энциклопедию. Из нее следует, что манжуры (мангулы), придя к власти в Китае, провозгласили принцип, согласно которому манжурский император-хан или, как его называли, богдыхан является верховным правителем по отношению ко всем остальным государям мира. Вот что пишет об этом Соловьев, рассказывая о русском посольстве Слафария в Пекин в 1676 году:
|
|
«Ему (Спафарию. — Лап.) обменяй следующие китайские обычаи:
1) всякий посол, приходящий к нам в Китай, дол
жен говорить такие речи, что пришел он от нижнего и
смиренного места и восходит к высокому престолу;
2) подарки, привезенные к богдыхану от какого бы
то ни было государе называем мы (то есть китайские чи
новники. — Авт.) в докладе дахыо;
Ж
3) подарки, посылаемые богдыханом другим государям, называются жалованием эа службу*.
Спафарий не осмелился везти в Москву грамоту от китайского богдыхана, составленную в таких выражениях, и отбыл восвояси без грамоты.
Подобное высокомерие китайских государей связывается именно с приходом к власти манжуров = мангу-яов.
Мы видим, что манжурскне (— «монгольские») вла
дыки Китая считали себя наследниками огромной импе
рии, покрывавшей, по их мнению, «весь мир». Если их
царство было осколком Золотой Орды, то такое миро
ощущение становится понятным. Если же встать на
принятую сегодня точку зрения» будто бы манжуры до
захвата ими Китая были диким народом, жившим где-
то возле северных китайских границ, то такая нелепая
напыщенность манжурских владык становится по мень
шей мере странной. •.