Подражали ли китайцы под властью манжуров «древним образцам»

Сегодня считается, будто бы в эпоху правления ман­журов - мангулов «китайские мастера не искали новых путей, а возвращались к старым, забытым приемам» («Всемирная история», т. 5), что именно в эту эпоху в Китае вдруг «появляются описания различных ремесел и производств в древности и в средние века*.

С такими явлениями странного «возрождения* в скалигеровской истории мы уже знакомы. Вдруг якобы начинают «возрождаться» древние ремесла, выходить из печати древние учебники и т. п. Как правило, это означает, что никакого возрождения нет, а мы видим зарождение нового. Сама же «теория возрождения» по­явилась позже,.когда в скалигеровской истории начали всплывать дубликаты и их надо было как-то объяс­нять.

Поэтому «возвращение» китайских мастеров эпохи манжурского владычества к «старым забытым при­емам» означает, скорее всего, что именно при манжу-

363


pax эти приемы были впервые применены или изобре­тены. И лишь затем, при удревнении китайской исто­рии» их изобретения были передвинуты в баснослов­ную древность. Отчего и получилось, будто бы в XVII веке китайские мастера вдруг каким-то загадочным об­разом стали вспоминать старые, давно забытые при­емы.       

Кстати, были ли эти «давно забытые приемы» чисто китайскими? В этом можно усомниться. Дело в том, что манжурские «богдыханы не особенно придержива­лась традиции (ре*п»ВДЧЯ" <*■'й|тйскрй\ традиции. ■• — Авт.) и охотно привлекали художников из среды евро­пейских миссионеров. Некоторые из них, например итальянец Джузеппе Кастильони и австриец Игнатий Зикерпарт, стали придворными живописцами. Они ра­ботали в своеобразной манере, сочетавшей приемы жи­вописи европейской и традиционной китайской» («Все­мирная история», т. 5).

Отметим, что «в Европе произведения китайской культуры получили широкую известность в XVII и осо­бенно в XVIII веках». То есть только с эпохи манжуров.


КАК, КЕМ И КОГДА БЫЛА НАПИСАНА «ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ИСТОРИЯ»?

Оказывается, что в XVII—XVIII веках, при манжурах, в Китае происходила какая-то исключительно бур­ная деятельность по написанию китайской истории. Эта деятельность сопровождалась спорами, -преследова­ниями инакомыслящих, уничтожением книг и т. д.

При манжурах была фактически написана история Китая. И было это в XVII—XVIII веках н. э.

Вот что сообщают об этом труды по истории Китая.

«Борьба оппозиционных течений развернулась и на почве изучения истории. Манжурские правители... об­разовали особый комитет для составления истории пред­шествующей династии Мин... Оппозиция не смогла примириться с такой трактовкой истории павшей ди­настии... поэтому появились «частные* истории Шин--

364


сагой династии (то есть каждый писал свой вариант ис­тории? — Авт.).

Манжурские власти ответили на деятельность оппо­зиционных... историков решительными мерами: ...казни, заключения в тюрьмы, ссылки. Эти репрессии применя­лись неоднократно в XVII—XVIII веках*,, неугодные прави­тельству книги изымались... Так... в промежуток между 1774 и 1782 годами изъятия производились 34 раза. Под­лежащие изъятию книги были внесены в «список запре­щенных книг*.

С 1772 года был предпринят сбор всех печатных книг,, когда-либо вышедших в Китае. Сбор продолжался 20 лет... Для разбора и обработки собранного материала было привлечено 360 человек. Все книги были разделе­ны на четыре категории... Через несколько лет 3457 на­званий были выпущены в новом издании, а остальные 6766 названий были описаны в подробно аннотирован­ном каталоге... По сути дела, это была грандиозная операция по изъятию книг... — рассказывают нам сами ис­торики, •— и не менее грандиозная операция по фальси­фикации текстов, в вышедших новых изданиях были изъя­ты все нежелательные места, менялись даже названия книг* («Всемирная история», т. 5).

Это говорим не мы. Это говорят сами историки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: