Сегодня считается, будто бы в эпоху правления манжуров - мангулов «китайские мастера не искали новых путей, а возвращались к старым, забытым приемам» («Всемирная история», т. 5), что именно в эту эпоху в Китае вдруг «появляются описания различных ремесел и производств в древности и в средние века*.
С такими явлениями странного «возрождения* в скалигеровской истории мы уже знакомы. Вдруг якобы начинают «возрождаться» древние ремесла, выходить из печати древние учебники и т. п. Как правило, это означает, что никакого возрождения нет, а мы видим зарождение нового. Сама же «теория возрождения» появилась позже,.когда в скалигеровской истории начали всплывать дубликаты и их надо было как-то объяснять.
Поэтому «возвращение» китайских мастеров эпохи манжурского владычества к «старым забытым приемам» означает, скорее всего, что именно при манжу-
363
pax эти приемы были впервые применены или изобретены. И лишь затем, при удревнении китайской истории» их изобретения были передвинуты в баснословную древность. Отчего и получилось, будто бы в XVII веке китайские мастера вдруг каким-то загадочным образом стали вспоминать старые, давно забытые приемы.
Кстати, были ли эти «давно забытые приемы» чисто китайскими? В этом можно усомниться. Дело в том, что манжурские «богдыханы не особенно придерживалась традиции (ре*п»ВДЧЯ" <*■'й|тйскрй\ традиции. ■• — Авт.) и охотно привлекали художников из среды европейских миссионеров. Некоторые из них, например итальянец Джузеппе Кастильони и австриец Игнатий Зикерпарт, стали придворными живописцами. Они работали в своеобразной манере, сочетавшей приемы живописи европейской и традиционной китайской» («Всемирная история», т. 5).
Отметим, что «в Европе произведения китайской культуры получили широкую известность в XVII и особенно в XVIII веках». То есть только с эпохи манжуров.
КАК, КЕМ И КОГДА БЫЛА НАПИСАНА «ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ИСТОРИЯ»?
Оказывается, что в XVII—XVIII веках, при манжурах, в Китае происходила какая-то исключительно бурная деятельность по написанию китайской истории. Эта деятельность сопровождалась спорами, -преследованиями инакомыслящих, уничтожением книг и т. д.
При манжурах была фактически написана история Китая. И было это в XVII—XVIII веках н. э.
Вот что сообщают об этом труды по истории Китая.
«Борьба оппозиционных течений развернулась и на почве изучения истории. Манжурские правители... образовали особый комитет для составления истории предшествующей династии Мин... Оппозиция не смогла примириться с такой трактовкой истории павшей династии... поэтому появились «частные* истории Шин--
364
сагой династии (то есть каждый писал свой вариант истории? — Авт.).
Манжурские власти ответили на деятельность оппозиционных... историков решительными мерами: ...казни, заключения в тюрьмы, ссылки. Эти репрессии применялись неоднократно в XVII—XVIII веках*,, неугодные правительству книги изымались... Так... в промежуток между 1774 и 1782 годами изъятия производились 34 раза. Подлежащие изъятию книги были внесены в «список запрещенных книг*.
С 1772 года был предпринят сбор всех печатных книг,, когда-либо вышедших в Китае. Сбор продолжался 20 лет... Для разбора и обработки собранного материала было привлечено 360 человек. Все книги были разделены на четыре категории... Через несколько лет 3457 названий были выпущены в новом издании, а остальные 6766 названий были описаны в подробно аннотированном каталоге... По сути дела, это была грандиозная операция по изъятию книг... — рассказывают нам сами историки, •— и не менее грандиозная операция по фальсификации текстов, в вышедших новых изданиях были изъяты все нежелательные места, менялись даже названия книг* («Всемирная история», т. 5).
Это говорим не мы. Это говорят сами историки.