Развитие гражданского общества с 2000 года по 2006 год

  В октябре 2000 года в Послании Президента страны народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу» появились первые поручения Правительству по созданию условий для развития неправительственных организаций, роль которых в реализации интересов самых различных групп населения стала все более возрастать. В 2000 году была создана Конфедерация неправительственных организаций Казахстана, которая консолидировала усилия НПО для создания механизмов взаимодействия с органами государственной власти. Целенаправленное развитие неправительственных организаций свидетельствует о последовательном курсе развития гражданского общества в Казахстане. Развитие нормативной базы, формирование организационных и экономических условий способствуют скорейшему становлению всей системы институтов гражданского общества.

Принятый в декабре 2000 года Закон Республики Казахстан «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» возвел в ранг государственной политики обеспечение согласования интересов между представителями органов исполнительной власти, объединениями работодателей и работников. Этот Закон определил правовые основы, задачи и порядок функционирования системы социального партнерства (трипартизма) в Республике Казахстан, установил порядок заключения, изменения и расторжения Генерального, отраслевых и региональных соглашений для достижения общих социально значимых целей на основе принципов равноправия и взаимной ответственности сторон. Принятый и введенный в июле 2002 года в действие новый Закон Республики Казахстан «О политических партиях» привел к дальнейшим качественным структурным изменениям в партийной системе страны. Этот закон определил правовые основы создания политических партий, их права и обязанности, гарантии деятельности, урегулировал отношения политических партий с государственными органами и другими организациями. Политическая партия была определена как добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании. В 2001 году был принят Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях». Предметом регулирования этого Закона стали отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией некоммерческих организаций. При этом подчеркивается, что особенности правового положения, создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий и профессиональных союзов регламентируются специальными законами. В Законе было определено, что некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.  В 2002 году принята Концепция государственной поддержки неправительственных организаций. В ней среди различных мер государственной поддержки неправительственных организаций была отмечена необходимость разработки законодательной основы, в которой важно определить весь комплекс правовых, организационных и иных вопросов взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций. В законе необходимо отразить приоритеты, принципы, механизмы, обязанности сторон, уровни реализации государственной поддержки неправительственных организаций. Этот закон должен обеспечить правовую основу для участия неправительственных организаций в решении социально значимых проблем за счет средств государственного бюджета. Формирование системы государственного социального заказа является наиболее эффективной формой поддержки неправительственных организаций. В 2003 году Правительство страны утвердило программу государственной поддержки неправительственных организаций на 2003-2005 годы, в соответствии с которой были разработаны областные (городские) программы. В этом же году был проведен первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий с участием многих видных религиозных деятелей, представителей разных конфессий. Этот съезд заложил основы периодических встреч религиозных и общественных деятелей, проводимых в Астане не периодической основе. С 2003 года по 2012 год проведено четыре Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Результатом которых являлись итоговые документы, играющие огромную роль в поиске общественного диалога и согласия. В обращении участников Четвертого Съезда лидеров мировых и традиционных религий было отмечено, что единственным путем созидания безопасного мира является диалог, основанный на принципах взаимного уважения и понимания, сострадания и прощения, справедливости и солидарности, мира и согласия. В этой связи участники съезда призвали к совершенствованию механизмов взаимодействия между религиозными общинами, политическими лидерами, международными организациями и гражданским обществом. Исходя из этого, 11 октября 2011 года был принят Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Этот Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения. В Законе признается историческая роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа. Закон уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан. Исходя из норм этого закона, в Республике Казахстан проведена перерегистрация религиозных объединений. На 1 января 2011 года в Казахстане насчитывалось 4551 религиозных объединений и их филиалов, а также малочисленных религиозных групп, не имеющих признаков юридического лица, представляющих 46 конфессий. В целом на 25 октября 2012 года перерегистрацию прошли 3088 религиозных объединений, представляющих 17 конфессий. Не прошли перерегистрацию дополнительно 20 отдельных нетрадиционных религиозных объединений. Таким образом, признавая важность и необходимость участия религиозных объединений в общественной жизни, государство защищает граждан от различных тоталитарных сект и псевдорелигиозных учений.

14 октября 2003 года состоялся первый Гражданский форум с участием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. На форуме было обозначено политическое признание неправительственного сектора, положено начало формированию системного механизма взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами. Перед этим форумом стояла задача создания эффективного и действенного механизма сотрудничества государственных и гражданских институтов, конструктивное взаимодействие на паритетных началах. Гражданский форум Казахстана стал проводиться один раз в два года. В ходе форумов обсуждались стратегические вопросы развития неправительственного сектора и социальной сферы, разрабатывались соответствующие рекомендации и планы совместных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: