Развитие исторических знаний

История - одна из древнейших наук. Как форма человеческих знаний она зародилась еще в древнем мире. Корни ее уходят в фольклор и мифологию. Ее основоположникомсчитается Геродот (ок. 485–425 гг. до н. э.), живший в Древней Греции в V в. до н.э., автор первого исторического трактата «Истории», описывающего греко-персидские войны. В «Истории» Геродота содержатся наиболее ранние сведения о жизни и обычаях людей и древних цивилизациях. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Известный римский политический деятель Цицерон назвал его «отцом истории». Рассуждая о задачах истории Цицерон считал, что первая из них - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности. В древности исторические знания ценились очень высоко, – не случайно римляне называли историю «magistravitae» (наставницей жизни). К числу выдающихся историков античного мира также относятся древнегреческие авторы Фукидид (ок. 460–396 гг. до н. э.), Ксенофонт (ок. 430–355/54 гг. до н. э.), Плутарх (ок. 45–127 гг. н. э.) и древнеримские – Тит Ливий (59 г. до н. э.–17 г. н. э.), Корнелий Тацит (ок. 58–117 н. э.), СветонийТранквилл (ок. 70–122 н. э.). В это же время (II–I вв. до н. э.) создал свою историю Древнего Китая Сыма Цянь. Интерес к описанию прошлого не ослабевал и в последующие столетия. Долгое время история не рассматривалась как самостоятельная область знания, тем более научного. В большинстве случаев исторические сочинения носили чисто описательный характер, призваны были восхвалять, назидать, развлекать. В античности история считалась видом искусства. В греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины со свитком пергамента в руке. Имя музы истории – Клио произошло от греческого слова «прославляю». И первые трактаты, летописи, хроники, биографии действительно посвящались правителям и прославляли их.

Несмотря на престиж, и распространенность исторических знаний, история не имела собственного предмета изучения в период Античности, Средних веков, Возрождения и эпоху Просвещения. Долгое время она была интегрирована в общую систему знаний. В период Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и с географией.Лишь в эпоху Возрождения европейские историописатели – такие как Леонардо Бруни (1370/74–1444), Никколо Макиавелли (1469–1527), Франческо Гвиччардини (1483–1540) – впервые попытались, опираясь на критику источников и рациональное истолкование фактов, определить внутренние закономерности исторического развития. В эпоху Возрождения под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины. Мощный импульс историческим исследованиям дали географические открытия, расцвет искусства и появление политических теорий. Так, например, предметом исторического исследования школы Н. Макиавелли (1469-1527) была история государства и политики. По мнению современных историков, в европейском интеллектуальном пространстве Позднего Средневековья и Раннего Нового времени уже проявляются яркие не только политические, но даже и национальные черты, в первую очередь, в историописании Западной и Северной Европы, особенно в Англии, Испании, Франции и России.

В современном смысле понятие «история» стало утверждаться в Европе в XVII и XVIII вв. В результате естественнонаучной революции появилась потребность в выделении собственно научных знаний. Как наука сложилась в эпоху Просвещения (XVIII в.): сформировались методология, понятийный аппарат, концепции.

Быстрые темпы исторического развития России в петровскую эпоху вызвали интерес к изучению исторического прошлого нашей страны. Центром исторических знаний стала Академия наук (1725 г.), а затем Московский университет (1755 г.). Здесь сформировались первые научные концепции отечественной истории - норманизм и антинорманизм, а объяснение происхождения государства у восточных славян Г.Ф. Миллера и его оппонента М.В. Ломоносова уже отличаются от летописных. Развитие отечественной исторической науки проявилось в новых приемах источниковедческого анализа, предложенных В.Н. Татищевым. Предметом исторических исследований становится не только политическая история, но и Российское государство, его право и культура. На рубеже столетий появился первый фундаментальный исторический труд - «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Но и в это время история еще тесно была связана с политической теорией, географией, литературой, философией и культурой. Настоящий же переворот в историческом знании, с которым можно связывать рождение истории, как науки, произошёл в XIX столетии, когда четко определился ее объект и предмет исследования, выделились методы исторического исследования, сформировался понятийный аппарат, теоретико-методологическая основа, появились исторические школы (Московская и Петербургская исторические школы в России, Гейдельбергская школа в Германии). Сильное влияние на историю в это период оказывала философия.

В 1830-х гг. историческая наука выходит за рамки формального, рационалистического объяснения истории, повысились требования к критике исторических источников. В это время в России появились концептуальные труды М.Т. Каченовского, Н.В. Калачева, М.П. Погодина, Н.И. Надеждина. Исторические взгляды перекликались с течениями общественной мысли дореформенной России. В противовес официальной историографии развивались демократические направления (славянофилы и западники). Официальная историография объясняла развитие Российского государства через триединство самодержавия, православия и народности. Славянофилы полагали, что самобытность исторического пути России была утеряна после петровских реформ. Западники напротив, положительно оценивали реформы начала XVIII в. доказывали, что история России не имела принципиальных отличий от Европы. Вторая половина XIX - начало XX в. характеризуются в отечественной историографии как буржуазный этап. Рационализм и романтизм предыдущего периода постепенно были вытеснены новыми философскими учениями (гегельянством, позитивизмом, неокантианством). По сути, это целая эпоха, представленная творчеством С.М. Соловьева,
В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, А.С. Лаппо-Данилевского,
С.Ф. Платонова и других классиков отечественной истории.

Дальнейшее развитие исторической науки, систематизация конкретно-исторического материала, выработка чётких правил исторического исследования и постепенное расширение прежде сравнительно узких рамок изучаемого предмета привели к тому, что со второй половины XIX в. историческая наука превратилась в обширную область знаний.Сложился и ряд вспомогательных исторических дисциплин, имеющих сравнительно узкий предмет исследования, изучающих его детально и таким образом способствующих более глубокому пониманию исторического процесса в целом. Среди них: этнография (изучение культуры и быта народов), археология (изучение памятников материальной культуры), хронология (изучение систем летоисчисления и календарей); метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), палеография (история письма), дипломатика (наука о документах, исторических актах), нумизматика (изучение монет, орденов, медалей), геральдика (наука о гербах), сфрагистика (изучение печатей), эпиграфика (надписи на камне, глине, металле), генеалогия (изучение родословных), топонимика (изучение географических названий), ономастика (изучение имен собственных) и т.д. Многие из них на рубеже XIX-XX вв. стали самостоятельными научными дисциплинами. Это источниковедение, исследующее приемы и методы изучения исторических источников, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков, изучение закономерностей в развитии исторической науки. В XX в. в связи с развитием компьютерных технологий возникла новая отрасль – историческая информатика, которая разрабатывает теоретические основы и способы перевода исторических источников в электронную форму, их сохранение и обработку заложенной в них информации.

Советский период развития отечественной исторической науки характеризуется доминированием марксистско-ленинского учения. После Октября 1917 года были созданы Истпарты (комиссии поистории Октябрьской революции и партии большевиков, занимающиеся собиранием, научной обработкой и изданием материалов по истории партии и революции), Институт красной профессуры, Институт Маркса-Энгельса и институт Ленина (впоследствии объединенных в Институт марксизма-ленинизма), Институт истории РАНИОН, Коммунистическая академия. Лидерами исторической науки были М.Н. Покровский, Н.М. Лукин, Е.М. Ярославский, В.И. Невский, В.А. Быстрянский, В.А. Карпинский, В.П. Волгин, А.Д. Удальцов и др. Исторический процесс стал рассматриваться с точки зрения классовой борьбы и закономерности революционного освобождения от всех видов социального, национального и иного гнета. В СССР был создан единый государственный архивный фонд, развивалось планомерное изучение истории на основе государственных научных и учебных институтов, крупных коллективов, объединенных посредством требований господствующей коммунистической идеологии и соответствующей исторической концепции, методологических принципов партийности и историзма. Отдельное внимание историков было обращено на историю Коммунистической партии и рабочего движения.

Эмигрировавшие после Гражданской войны историки и обществоведы - представители «русского зарубежья» восприняли академичность классической (дореволюционной) отечественной науки и некоторые новаторские подходы советских историков. В условиях эмиграции русские историки формировали научные концепции, опровергавшие в целом марксистско-ленинское понимание истории России.

В 30-50-е гг. XX в. в СССР основным содержанием исторической концепции была объявлена идейно-политическая борьба с иными концепциями, теориями, взглядами, всевозможными «фальсификаторами», «оппортунистами», «уклонистами» и просто инакомыслящими. Многие историки стали жертвами политических репрессий. В тоже время достижением исторической научной мыслив этот период были работы Е.В. Тарле, С.В. Бахрушина, Ю.В. Готье, Б.Д. Грекова, А.Е. Преснякова, А.Г. Любомирова и др.В 1960-80-е гг. историческая наука обогатилась фундаментальными исследованиями М.Н. Тихомирова, Б.А. Рыбакова, Б.Д. Грекова, А.П. Пронштейна, М.В. Нечкиной, И.А. Федосова,
Ю.С. Кукушкина, В.3. Дробижева, И.А. Петрушевского,
П.А. Зайончковского, Б.Ф. Поршнева, А.Л. Нарочницкого, И.И. Минца, К.Н. Тарновского, М.Я. Гефтера, Е.Н. Городницкого, Э.Б. Генкиной,
Н.М. Дружинина, И.Я. Фроянова, М.А. Барга, Ю.М. Лотмана,
Е.И. Крупнова, В.А. Кузнецова, В.А. Романовского, В.П. Невской,
П.А. Шацкого и многих других.

После распада СССР начался новый этап отечественной историографии, который отличается демократизмом, широким плюрализмом, отсутствием идеологического контроля, сокращением государственного финансирования исторических научных исследований, коммерциализацией и рядом сопряженных с этим проблем. Определенной чертой этапа стало появление многочисленных «историко-фантазийных» работ непрофессиональных историков, для которых характерно изложение сугубо авторской позиции, подкрепленной тенденциозно подобранным фактическим материалом и околонаучными спекуляциями.

На современном этапе история занимает ведущее место в системе социальных знаний и пронизывает все сферы жизни социума. Все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история математики, история физики, история биологии, история химии, история фармации и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология, историческая информатика и др. История тесно связана со многими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридической наукой, экономической теорией, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них, она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: