Исторические источники, их классификация

Познание прошлого возможно лишь на основе всестороннего изучения исторических источников. История опирается на факты, получаемые из различных источников. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Специальная научная дисциплина, занимающаяся оценкой, систематизацией, использованием исторических источников и выработкой методов их изучения, называется источниковедением. Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней. Это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследователя, которое используется как основание для какого-либо утверждения о прошлом. Историки рассматривают исторический источник как результат творческой активности человека/ продукт культуры, используемый для изучения/понимания человека, общества, культуры в исторической ретроспективе.

Существует несколько классификаций исторических источников. Источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания, по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде источники делят на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные (летописи, законы, указы и т.д.), вещественные (орудия труда, одежда, жилища, вооружение и т.д.), изобразительные (рисунки, картины, гравюры и т.д.), лингвистические или языковые (изменения в языке, употребляемые выражения и слова, географические названия, личные имена), устные или фольклорные источники (предания, мифы, сказания, легенды, поговорки, пословицы, сказки, былины, обрядовые песни, анекдоты и т.д.), этнографические (обычаи и традиции различных народов), фонодокументы (звукозаписи, пластинки и т.д.) и фотокинодокументы (фотографии, киноплёнки и т.д.). В XX в. добавились видеодокументы и видеоматериалы. Историки находят новые факты, работая в археологических и этнографических экспедициях, в архивах, библиотеках, музеях.

Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично, как и возможности их исследования (извлечение необходимой информации). Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников письменности, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений, технологий письма и делопроизводства, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для исторических периодов различна роль разных групп источников. Традиционно основу исторической науки составляют письменные источники. Они имеют свою видовую классификацию, например, могут быть разделены на документы нормативного и законодательного характера; делопроизводственную документацию; статистические материалы; периодическую печать, источники личного происхождения (мемуары, воспоминания, письма (эпистолярные источники), автобиографии), историографические источники (труды историков и историописателей), литературные источники и т.д.

В ходе исследования все исторические источники подвергаются источниковедческому анализу, интерпретации (в XIX в. было принято говорить о «критике исторического источника»). Основными его задачами анализа являются, выяснение значения источника как такового, анализ содержащихся в нем сведений, выяснение процесса происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками), установление подлинности источника. Важным элементом является внешняя критика, то есть внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Важным является и вторичная критика источника, которая подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в нём сведений. Поэтому прежде чем попасть на страницы монографий, учебников и хрестоматий, источники многократно проверяются и тщательно анализируются специалистами. Так над древними текстами работают палеографы и текстологи, вещественные источники изучают археологи, этнографические - этнографы и т.д. Из исторических источников извлекаются исторические факты - утверждения о прошлом, которые вводятся в научный оборот. От фактов необходимо отличать интерпретацию (т.е. толкование) фактов. Одни и те же факты даже историки-профессионалы могут оценить по-разному. Можно по-разному представлять и оценивать историческую ситуацию, но это не отменит произошедших событий.Поэтому при анализе исторических событий необходимо уметь отличать источники от литературы, факты от их интерпретации.

Каждая наука переживает в своем развитии рубежный, взрывной период – научную революцию. Онавыражается в смене доминирующих в научном сообществе представлений о дисциплине, ее парадигм –признанных всеми научными достижениями, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решенийнаучному сообществу, включая ка общепринятые теоретическиепостроения, таки практические решения, а также распространённые в ней исследовательские методы и методики.Это длительный процесс, итогом которого является приращение достоверногонаучно значимого исторического знания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: