Христианская, арабо-исламская и индо-буддийская модели истории

«Христианство – религия историков. Другие религиозные системы основывали свои верования и ритуалы на мифологии, почти подвластной человеческому времени. У христиан священными книгами являются книги исторические, а их литургии отмечают – наряду с эпизодами земной жизни Бога – события из истории церкви и святых. Христианство исторично еще и в другом смысле, быть может, более глубоком: судьба человечества – от грехопадения до Страшного суда – предстает в сознании христианства как некое долгое странствие, в котором судьба каждого человека, каждое индивидуальное «паломничество» является в свою очередь отражением; центральная ось всякого христианского размышления, великая драма греха и искупления, разворачивается во времени, т.е. в истории», писал известный французский историк М. Блок.

В основе европейской модели исторического знания лежит иудео-христианская историческая традиция, а европейский историзм уходит корнями в Библию. Христианское сознание имело представление о линейном процессе (едином для всех, который отмечен важными событиями (датами)), о развитии и о том, что оно имеет цель – совершенствование. Христианство позволило историзировать божественное, посредством самой идеи Воплощения, что наглядно проявилось в европейских средневековых исторических сочинениях (хронографах, хрониках, летописях. Кроме того, сами эти сочинения, в названии которых присутствует упоминание о времени («хронос», «лето» (как временник)) были подчинены идее об историческом времени, начинавшимся с сотворения мира или года начала христианской эры. Поэтому известный историк М. Блок заметил, что «Христианство – религия историков».Христиане считали, что мир совершенствуется, человечество искупает свои грехи и все большее число еще не познавших Бога людей, приобщаются к христианской вере. Совершенствование признавало, что «вчера» – «сегодня» – завтра» – это важные временные категории, причем, «завтра» должно быть совершеннее «сегодня» и еще более совершеннее, чем «вчера».

Такое представление было очень важным, т.к. оно давало возможность для обновления всех сторон жизни общества. Однако мир не вечен, он идет к своему концу, ко второму пришествию, страшному суду или апокалипсису. Христианская история (в отличие от античной) была историей всеобщей, так как Христос учил, что нет избранного народа, перед богом равны все. Все народы движутся по одному пути. Таким образом, в христианском мировоззрении формировалось представление о линейном развитии, которое в эпоху европейского Просвещения превратилось в идею социального прогресса.

Арабо-исламская модель отличалась от христианской. По представлению мусульман, мир развивался до важного харизматического периода – эпохи пророка Мухаммеда (конец VI – первая половина VII в.). Именно в эту эпоху было создано все, что нужно истинному мусульманину. Поэтому отход от традиции (заложенной в эпоху Мухаммеда) рассматривался как ее нарушение. Говоря об исламской модели истории надо иметь в виду, что она отличалась от европейской отсутствием строгой линейности и хронологичности в конструировании изложения о прошлом. Как писал известный исламовед А. Корбен, исламское мышление не сталкивалось с проблемами так называемого «исторического сознания», так как «формы мыслятся здесь, скорее, в пространстве, чем во времени». Исламские мыслители видят мир не в «эволюции», но «в восхождении; прошлое находится не позади нас, но “под нашими ногами». В исламской модели историописания присутствовала определенная практика ссылки на авторитеты (рассказы не непосредственных свидетелей, а переданные через посредников – иных людей), отличная от той, которая будет принята в Европе.

Индо-буддийская традиция в нашем понимании, почти не знала истории, как таковой. В этой традиции не было представления о развитии, и отсутствовали помыслы обращения к прошлому. «Вчера» – «сегодня» – завтра» казалось одним продолжительным временем. «Завтра» совершенно не представляло большой ценности, т.к. отсутствовала идея совершенствования. Люди больше думали не о земных, в том числе, о материальных благах, а о чистоте души и помыслов. Индо-буддийская традиция циклическая. Человек не выделялся из природы, он был равен ей.

С XVIII в. в Европе (в том числе и России) зарождается научная история или классическая европейская историография (выросшая из христианской исторической традиции), которая заняла почетное место в системе классического светского образования и именно она оказывала решающее влияние на развитие общественной мысли. Уже в XIX в. эта модель доминирует над всеми другими традициями, распространяясь вместе с европейским колониальным владычеством над миром. Россия принесла эту модель народам Поволжья, Сибири, на Кавказ и в Среднюю Азию. В последние десятилетия историки и культурологи стали обращать внимание на неевропейские исторические традиции и дополнять научную историю тем, что раньше европейцами признавалось как «ненаучное».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: