Иван Сергеевич Тургенев «Воробей»

Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»

 

Текст 22 ЛЕБЕДЬ-ХРАМ

Творческое задание Напишите подробное изложение. Расскажите легенду или историю, связанную с известным храмом, включив в свой пересказ развёрнутое описание архитектурного сооружения.

Образец. Каждый православный храм, вроде бы созданный по определенным общим архитектурным канонам, неповторим и прекрасен по-своему.

На Красной площади в Москве еще в середине XVI века по приказу Ивана Грозного был воздвигнут собор Василия Блаженного. Его возводили русские зодчие Барма и Постник в ознаменование покорения Казанского ханства. По легенде, чтобы зодчие не смогли создать ничего лучшего, царь Иван IV по завершении строительства велел их ослепить.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Собор выстроен из кирпича. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная.

Не раз этот уникальный памятник русского зодчества мог быть безвозвратно потерян. Его минировали, но не смогли взорвать французы в 1812 году, Каганович в 30-е годы, расчищая Красную площадь для парадов, убрал с ее макета этот храм, но Сталин скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»

И сегодня мы видим в первозданной красоте этот памятник Веры и Таланта человека, хочется надеяться, – навсегда.

******************************

Я расскажу легенду о храме Светицховели.

В восхитительном древнем городе Мцхета располагается храм Светицховели – один из главных соборов грузинской православной церкви. В переводе с грузинского слово «светитцховели» означает «Животворящий столп». Почему же собор назвали именно так? Существует несколько версий. Согласно одной из них, давным-давно в IV-ом веке на месте храма стояла маленькая церковь Святой Сидонии. По каким-то причинам она была разрушена, и никому, кто пытался ее восстановить, этого не удавалось. Как только начинались работы — что-то шло не так. Это продолжалось долгое время, пока в XI-ом веке на могиле Святой Сидонии не выросло кедровое дерево. Строители решили использовать его в качестве первого столпа для храма.Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей, поэтому его назвали светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп». Строительство пошло успешно, и храм был построен. Казалось, что Небеса пришли на помощь людям. Таким образом был построен этот величественный храм Светицховели, который стоит до наших дней.

Интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Я бы хотел там побывать.

**********************

Я расскажу легенду о Храме Лотоса.

Известный индийский поэт Рабиндранат Тагор писал о Тадж-Махале, что этот памятник — «слеза, сверкающая на лице вечности».

В 1983 г. мавзолей был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и признан лучшим образцом индо-мусульманской архитектуры.

усыпальницу построили в 1630-х гг. про приказу императора Великих Моголов — Шах-Джахана в память о безвременно скончавшейся супруге Мумтаз-Махал. Влюблённые поженились, когда красавице Мумтаз—Махал было 19 лет. Шах-Джахан любил только её и не замечал других женщин. Жена императора стала его ближайшим советником, участвовала в ведении государственных дел и сопровождала мужа во всех военных походах. У супругов родилось 13 детей, а при родах 14-го ребёнка Мумтаз-Махал умерла. Император долго сидел у смертного ложа жены, неустанно оплакивая её. Убитый горем Шах-Джахан поседел, объявил в стране двухлетний траур и решил построить в Агре — столице Империи Великих Моголов, на берегу реки Джамна мавзолей, равных которому нет на Земле, не было и не будет. 22 долгих года продолжалось строительство. В нём участвовали более 20000 человек, среди них строители со всей империи, мастера из Венеции, Персии, Средней Азии и арабского Востока.

Сегодня беломраморный памятник великой любви, «жемчужина индийской архитектуры» является одной из важнейших достопримечательностей Индии. Его стены, выложенные из полированного мрамора, в яркий солнечный день сияют белизной, на закате излучают лилово-розовое сияние, а в лунную ночь — серебристое.

В инкрустации стен использованы драгоценные камни и самоцветы; из чёрного мрамора выполнен декор с цитатами из Корана.

Я хотел бы там побывать.

********************************

Я расскажу вам легенду о храме Святой Софии

Храм Святой Софии в Стамбуле – вершина византийского зодчества, построенная с небывалым блеском и роскошью. «Соломон, я превзошёл тебя!», - произнес император Юстиниан, войдя в собор. Великолепие храма до такой степени поражало людей, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил.

В 324 году римский император Константин Великий основал Константинополь и спустя 2 года построил церковь во имя святой Софии. С одной стороны, храм посвящен святой, жившей во втором веке, с другой же, это название трактуется как Премудрость Божия. Сын Константина Великого перестроил и расширил построенный отцом храм, но спустя сто лет собор сгорел во время восстания. Император Аркадий восстановил храм, но очередное кровопролитное восстание в 531 году не оставило от постройки камня на камне.

Тогда за дело взялся Юстиниан, который решил возвести самый великолепный храм в мире, превзойдя легендарный Иерусалимский храм, возведенный Соломоном. Проект разрабатывали 100 архитекторов, а главный зодчий был еще и выдающимся изобретателем. В то же время есть легенда, что план храма был передан ангелами императору Юстиниану Великому во сне. После того, как проект был утвержден, ангелы являлись ему во снах и советовали, как надо поступать в сложных случаях.

Я бы хотел побывать в этом храме.

******************************

Я расскажу легенду о Храме Покрова на Нерли.

Легенда повествует, что храм Покрова на Нерли был посвящен победоносному походу владимиро-суздальских полков в Волжскую Булгарию в 1164 году, который закончился для русских ратников победой. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными походами дружин князя Андрея Боголюбского могут служить зарисованные в XIX веке фрагменты фресок на барабане храма, ныне уже утраченные. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики похода "за веру христианскую". Павшие русские воины (среди них княжич Изяслав — сын Андрея Боголюбского) и должны были быть сопричислены к лику мучеников.

Старинное предание повествует, что строили храм из камней, которые болгары в качестве своего рода контрибуции доставляли по Волге для возведения Успенского храма во Владимире. Река Клязьма, выше впадения в нее Нерли, менее глубока, и потому в этом месте камни перегружали на другие суда. И повелел князь Андрей десятую часть этих камней откладывать на берегу — для сооружения храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Получилась церковь Покрова на Нерли так легка и светла, словно сложена она не из тяжелых каменных квадров.

Ритм архитектурных линий храма Покрова можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений в честь Пресвятой Богородицы. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь, и недаром древние воспринимали художественный облик этой церкви как "гласы чудные от вещей", подобные гласу труб, славящих Бога и святых.

Я хотел бы побывать в таком гармоничном, умиротворённое месте.

***********************************

Я хочу рассказать о Храме Василия Блаженного.

Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади.

 

Первая легенда этого московского храма связана с принятием решения о его строительстве Иваном Грозным. Как известно, суровый царь отличался истовой религиозностью, так что казни и жестокие наказания чередовались у него с периодами раскаяния. Также Иван Четвертый отличался суеверностью, так что, когда в походной церкви, наскоро возведенной под Казанью, на очередной обеденной службе диакон возгласил строфы из Евангелия: «Да будет едино стадо и один пастырь», и в то же время большой кусок крепостной стены неприятельского города взлетел на воздух, благодаря чему русские войска смогли войти в Казань, царь решил возвести в Москве храм, чтобы отблагодарить небесных покровителей.

Есть и другая версия начала строительства, которая связана с самым известным московским юродивым — Василием Блаженным. Он начал собирать деньги на строительство собора задолго до начала возведения храма, приносил собранные гроши на Красную площадь и бросал через правое плечо — «пятачок к пятачку, грош к грошику», причем даже самые отъявленные воры не трогали эти монетки. Иван Грозный беседовал со старцем и даже посещал его лично с царицей во время болезни, именно почитаемый юродивый указал ему место для строительства. Кстати, с Василием Блаженным связано множество легенд московского храма — его мощи стали одной из главных реликвий собора, а на месте захоронения нередко случались исцеления. Однако сама церковь Василия Блаженного была возведена на месте погребения святого уже во времена царствования Федора Иоанновича, тогда же была сооружена и серебряная рака для его мощей.

 

Также существует легенда, что Иван Грозный дал указ ослепить архитекторов — русских зодчих Барму и Постника, которые на его вопрос — «Сумеете ли построить еще что-то столь же прекрасное», дерзко ответили — «Да, и даже еще лучше». Историки же считают, что главным архитектором собора Покрова Богородицы был один человек — Иван Яковлевич Барма, имевший прозвище Постник, так как всегда придерживался строгого поста. И вовсе он не был ослеплен — после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

Еще одна легенда гласит, что строительством храма на Красной площади руководил некий итальянец, именно поэтому собор несколько похож на строения эпохи европейского Возрождения, однако подтверждения данная версия не нашла.

Интересно, что многие мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородица «иконой, запечатленной в камне». Его форма — восемь церквей, объединенных двумя квадратами в основании, не случайна — число 8 символизирует дату Воскресения Христа, кроме того, при желании можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, ставшую напоминанием о Вифлеемской звезде, взошедшей в день Рождения Христа.

Еще одна интересная деталь — при всем своем великолепном убранстве и красоте, храм Василия Блаженного вовсе невелик и уже в XVI не мог вместить всех верующих, приходивших на праздничные богослужения. Тогда на Лобное место ставился аналой, духовенство проводило службу, а сам собор становился настоящим алтарем огромного Храма, раскинувшегося под открытым небом.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного.

В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Я хотел бы побывать в этом храме. Более глубже ощутить то великолепие архитектуры, гармонию души.

***********

Я хочу рассказать о Соборе Парижской Богоматери.

Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции.

Особенностью храма является отсутствие стен. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, а в проемах арок — витражи. Два центральных нефа пересекаются, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков.В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.

В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа.Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

По одной из легенд исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

Я хотела бы побывать в таком загадочном, удивительном соборе.

************

Я хочу рассказать о Соборе Парижской Богоматери.

В соборе имеется три входа-портала. Украшают эти входы скульптурные панно с эпизодами из Евангелия.

В ходе Великой французской революции собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал.

Бессмертное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» вышло в свет в 1831 году. Его появление пробудило интерес к зданию, которое стояло в ужасающем состоянии, к его истории и архитектурным составляющим. И уже через 10 лет начался этакий национальный подъем, направленный на реставрацию самого известного собора Франции.

Особое внимание отводилось колокольне, которая служила не только в церковных целях, но и в качестве дозорной башни Парижа. С нее велось наблюдение за подступами к городу. В дивных башнях собора находятся четыре знаменитых колокола Нотр-Дам де Пари, каждый из которых имеет свое собственное имя и индивидуальный вес, а также девять новых колоколов, отлитых к 850-летию храма.

Самый тяжелый колокол, Эммануэль, расположенный в правой башне, звонит крайне редко, услышать его звучание — большая удача. По старинному преданию своему прекрасному голосу колокол обязан щедрым парижанкам. Они бросали золотые и серебряные украшения в расплавленную бронзу, из которой затем отлили Эммануэль.

Почему так редко звонит чудесный колокол? Дело в том, что его очень сложно раскачать. Но если верить легенде, как раз в Эммануэль бил самый известный обитатель Собора Парижской Богоматери, Квазимодо. Отвергнутый собственной матерью, обществом, не имея дома, Квазимодо всем сердцем любил храм, который заменил ему и друзей, и семью и родной очаг. Именно вокруг Нотр-Дам де Пари разворачивается драма несчастного горбуна. В действительности же главным героем романа Гюго является сам собор.

Я хотела бы побывать в этом чудесном соборе.

*********************

Я расскажу вам легенду о Храме Артемиды.

Жители Эфеса, решив строить храм из мрамора, столкнулись с непредвиденной проблемой, отсутствие самого мрамора в достаточной близости от стройки.

Как всегда, в таких случаях помог случай или сама богиня Артемида: пастух Пиксодор пас своё стадо недалеко от города. Бараны, решив пободаться, наклонив головы помчались навстречу друг другу но промахнулись. Один баран ударил рогом в скалу неподалёку и отколол кусочек скалы ослепительной белизны. Удачливый пастух указал на это место строителям и стал знаменит и богат.

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и золотом. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Фронтоны храма украшали грандиозные скульптурные композиции из мрамора.

В настоящее время на месте храма стоит одна-единственная колонна, восстановленная из обломков.

Я хотел бы побывать в этих местах.

*******************

Я очень увлекаюсь восточной культурой, хотел бы рассказать о Храме Неба.

Храм Неба — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества.

Храм Неба – это непревзойденный шедевр китайской архитектуры и ландшафтного дизайна, имеющий большое значение для развития одной из величайших цивилизаций мира. Китай более двух тысяч лет находился под властью императорских династий, а Храм Неба являлся подтверждением законности этой власти. Его символическое оформление оказало огромное влияние на архитектуру Дальнего Востока.

 

В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.

Я хотел бы там побывать, проникнуться духом восточной культуры.

 

План.

1. Много построено храмов на русской земле. Каждый имеет свою историю, легенду. Я хочу рассказать о …

2. История создания (кода, кем, кто архитектор)

3. Легенда об єтом храме или интересная история.

4. Описание храма (здание, какая природа около храма)

5. Какой храм летом, осенію, зимой, весной (этот пункт по желанию)

6. Вывод. Пожелание. Призыв. Я не бывал в этом храме, но хотел бы поехать туда, чтобы очутить его волшебную, чудодейственную ауру.

Или И сегодня мы видим в первозданной красоте этот памятник Веры и Таланта человека, хочется надеяться, – навсегда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: