Определение жанра детектива, особенности детектива для детей

Приключенческая литература для детей и в детском чтении, ее значение.

Генетически приключенческая литература восходит ко многим явлениям словесности, в частности к фольклорному жанру волшебной сказки, к авантюрной повести, ибо также имеет своей основой динамичный, непредсказуемый, полный загадок и парадоксов сюжет. Произведения приключенческой литературы всегда относится к числу наиболее любимых детьми вне зависимости от того, создавались они специально для ребенка или же постепенно вошли в круг детского и юношеского чтения, поскольку отвечали психологическим особенностям данных возрастных категорий, нравственно-эктетическим и познавательным потребностям подрастающего поколения.

Приключенческие жанры в чистом их виде складываются в литературе сравнительно поздно. Однако их черты издавна входят обязательной составляющей в произведения, где, например, главным, жанрообразующим началов выступает исторический компонент. Так, Жития святых непременно повествует о выглядящих почти невероятных поворотах судьбы героя, о ситуациях «выбора» персонажа между жизнью и смертью, об отважном преодолении им своих человеческих слабостей, о победе над ними в самых «безвыходных» для него коллизиях.

Особую роль в развитии европейских приключенческих жанров сыграли некоторые литературные произведения, подобные «Робинзону Крузо» Д.Дефо, ставшего «моделью» для целого ряда позднейших «робинзонад», на разные лады варьировавших приключения героя книги Дефо. С другой стороны, мощный импульс для развития приключенческой литературы на протяжении веков давали великие географические открытия, широко и разнообразно преломившиеся в мировой романистике.

Приключенческие жанры самым непосредственным образом связаны с жанрами фантастики и детектива. В первом отражаются труднопостижимые обстоятельства, в которые попадает герой, во втором проявляет себя «закрученный сюжет», который все-таки можно представить реально.

Черты названных жанров, как они контурно обозначились еще в конце 18-19вв. в основном сохраняются сегодня. Это:

· Вышеупомянутая робинзонада, обязательные составляющие которой «путешествие», «крушение надежд», «кораблекрушение», открытие ранее неведомой земли, обретение для себя самого, личностное самоутверждение после прохождения героя через многочисленные экстремальные и экзистенциональные ситуации.

· Морские приключения.

· Приключения «сухопутные» - путешествия в таинственные страны, дремучие леса, безлюдные пустыни и т.п.

Собственно детские приключения, игры путешествия, в пиратов, разбойников и т.п. описаны американским писателем Марком Твеном в «Приключениях Тома Сойера» (1876). Это произведение – мировая детская классика. Оно отличается удивительно глубоким и точным проникновением в психологию увлеченных игрой подростков.

Спокойный авторский комментарий к происходящему постоянно «подновляет» в сознании читателя ощущение двойственности того, что разворачивается на страницах книги. Мальчики искренне живут в том мире, который создало их воображение: они доходят в своей игре до самозабвения. Ночные события представлены одновременно так, как их переживают дети, и так, как они выглядят в реальном мире взрослых.

А вот уже не мальчишеская игра в пиратов, а настоящая пиратская история. Новый импульс приключенческому жанру в Европе и в России дало появление романа «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона в 1883г. (всего через несколько лет после выхода в свет «Приключений Тома Соера»). Как по-иному выглядят «взаправдашние» пираты!

Такие сюжеты педагогически ценны, в частности, именно тем, что выводят сознание взрослеющих подростков из игровой атмосферы, побуждая читателя понять разницу между игрой и реальностью, увлекательной игрой в пиратов и разбойников и страшной зверской сущностью настоящих бандитов и пиратов, в которых на самом деле нет ничего привлекательного.

 

Определение жанра детектива, особенности детектива для детей.

Детекти́в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными.

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

«Мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»,- таково было мнение Н. Н. Васильева о жанре «детектив».

Что часто встречается в жанре детектива:

• Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.

• Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.

• Существование правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно, перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Эволюция жанра

Первыми разработчиками жанра были такие знаменитые писатели, как Э. А. По, Г. К. Честертон, А. Конан-Дойль, Г. Леру, Э. Уоллес, С. С. Ван Дайн, Д. Хамметт, Э. Куин и др.

Пожалуй, первым теоретиком детектива как особого жанра стал Г. К. Честертон, выступивший в 1902 году со статьей «В защиту детективной литературы». В своем эссе Честертон делает упор на том, что «детективный роман или рассказ является совершенно законным литературным жанром». «Важнейшее достоинство детектива состоит в том, что это – самая ранняя и пока что единственная форма популярной литературы, в которой выразилось некое ощущение поэзии современной жизни».

В начале 20 века предпринимались попытки выработать нормы, в соответствии с которыми создавались бы произведения детективного жанра. Так, в 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы».

Среди современных исследователей детектива следует назвать А. Адамова, Г. Анджапаридзе, Н. Берковского, В. Руднева, А. Вулиса. В их работах прослеживается история жанра, анализируется его поэтика, проводится исследование художественных параллелей в произведениях разных авторов.

Получается, что на первый план в детективе выходят воспитательный и психологический момент: детектив должен показать торжество добра, неотвратимость наказания для зла, а еще он дает возможность раскрыть природу преступления. Как человек склоняется к совершению преступления? Как это происходит: во всем виновата среда или он склоняется к этому сам?

Детектив показывает человека в редкой ситуации - во время личной или социальной драмы. Детектив - это напряженная борьба, будь то интеллектуальная схватка, допрос, погоня, стрельба или рукопашный бой.

Чарльз П. Сноу писал, что детективная литература - признак цивилизации и расследование преступления - символ всего положительного, что есть в современном мире, романтика в полном смысле слова. Это свойство детектива особенно ценно сейчас, в пору острейшего дефицита истинной романтики, опасной борьбы со злом, его разоблачения и наказания.

"Приключения Калле Блюмквиста" Астрид Линдгрен как классический детский детектив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: