МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Донецкой народной республики
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»
П.В. Северилова
«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ»
Учебно-МЕТОДИЧЕСКое пособие К организации самостоятельной работы по диСциплине
(для магистрантов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки)
Макеевка 2018
УДК 001 (091)+001.000.141 (076)
ББК 72.3 в
С 28
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета гуманитарной подготовки Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» 25.05.2018 г., протокол № 9.
Рецензенты:
Т.А. Андреева, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Донецкого национального университета;
Н.В. Миклашевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков и педагогики высшей школы.
|
|
Северилова П.В. Философские проблемы науки и техники: учебно-методическое пособие к организации самостоятельной работы по дисциплине (для магистрантов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки) / П.В. Северилова. – 2-е изд., испр. и доп. – Макеевка: ГОУ ВПО ДОННАСА, 2018. – 97 с.
В учебно-методическом пособии приведена основная информация о дисциплине «Философские проблемы науки и техники». Цель пособия – помощь магистрантам в самостоятельном освоении курса. Содержание пособия включает рабочую программу курса и методические рекомендации к выполнению разных видов самостоятельной работы: темы, планы и литературу, а также: список контрольных вопросов по курсу, темы индивидуальных творческих работ, список дополнительной литературы и приложения.
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки, изучающих курс «Философские проблемы науки и техники».
УДК001 (091)+001.000.141 (076)
ББК 72.3 в
©© П.В. Северилова, 2018
©© ГОУ ВПО «ДОННАСА», 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...4
I. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ (ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ)…………………………………………………………………………………………7
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ......................................….………………………………………………………………………..8
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………..…………………16
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………16
|
|
V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА………………………………………………………………..…............................22
VI. Перечень контрольных заданий и иных материалов, необходимых для оценки знаний, умений и навыков...…………………………………………………………………………………...25
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.…………………………………………………………………….......................31
VIII. Темы для самостоятельной работы ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………………………………………..……...............................59
IХ. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Литература по курсу………………………………………………………………………………………….80
Х. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………...……..... 92
ВВЕДЕНИЕ
В общей системе подготовки магистрантов курс «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ» имеет ключевое мировоззренческое и научно-методологическое значение. Основными предметами изучения являются философские проблемы истории, философии и методологии науки и техники. Освоение истории и методологии науки является необходимым компонентом содержания образовательных программ подготовки магистрантов и служит основой дальнейшего совершенствования качества научно-исследовательской работы.
Знакомство с историей науки дает возможность понимания динамики науки и ее культурно-исторической обусловленности, помогает составить целостное представление о науке как познавательной деятельности, социальном институте и феномене культуры. Изучение методологии науки позволяет освоить теорию метода как специального учения о принципах, подходах и приемах научной деятельности.
Исследование философских проблем, связанных с научно-техническим творчеством, является необходимым условием понимания взаимосвязи науки и других способов познания мира, расширения и углубления знаний о философских основаниях специальных научных дисциплин. Философия науки и техники анализируется как самосознание научно-технической деятельности в ее социокультурном измерении. Такой подход позволяет изучать науку и технику в широком контексте: во взаимосвязи с духовным становлением человечества как таковым, разными типами цивилизационного развития, историческими этапами культуры, представлениями о ценностных и нравственных ориентирах эволюции научного и технического знания, особенностями современной теории и практики технической и научно-исследовательской работы, а также будущее науки и техники. Эти знания призваны стать теоретическим фундаментом научной, практической и педагогической деятельности будущего магистра.
I. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | |||
1) ознакомление с основными методологическими и мировоззренческими проблемами современной философии науки и техники; 2) овладение основами современных знаний в области взаимоотношений и взаимовлияния философии, науки и техники 3) рассмотрение развития науки и техники в широком историко-философском и социально-культурном контексте; 4) формирование системы теоретических знаний о проблемах современного этапа развития науки и техники.
| |||
2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ | |||
изучение: современных философских концепций науки и техники и особенностей философского исследования научно-технического знания, основных этапов становления и развития науки и техники, смены научных картин мира и типов научной рациональности, основных критериев и методов научного познания, формирование умений: использования философских концепций и методов для постановки, анализа и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и профессиональной деятельности, а также в новых областях знания;
формирование навыков: гуманитарно-ориентированного научного мышления и анализа социальной и гуманитарной составляющей научно-технической деятельности.
| |||
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО | |||
Дисциплина относится к обязательной или вариативной части учебного плана | |||
3.1 | Требования к предварительной подготовке обучающихся: | ||
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается одновременно с такими взаимосвязанными с ней дисциплинами, как: Методология и методы научных исследований, Педагогика высшей школы и другими дисциплинами первого курса обучения | |||
3.2 | Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: | ||
Изучение дисциплины «Философские проблемы науки и техники» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин учебного плана магистратуры, как: блока Б2.Н. Научно-исследовательская работа; блока Б3: Государственная итоговая аттестация. | |||
4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | |||
Результатом освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» должно быть формирование следующих компетенций:
– способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; – способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно – производственного профиля своей профессиональной деятельности; – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение; – способность и готовность ориентироваться в постановке задачи, применять знания о современных методах исследования, анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;
– способность демонстрировать креативность, углубленные теоретические и практические знания российской и мировой культуры, применять их в практической, научной и педагогической деятельности; – способность формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки; – готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; – способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, в том числе при решении нестандартных задач, требующих глубокого анализа их сущности с естественнонаучных позиций; – способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов. | |||
5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ | |||
Текущий контроль осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планом. Промежуточная аттестация в I семестре – Зачет | |||
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с ФОС по дисциплине и локальным нормативным актом «Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». Выпуск 2. |