II. Содержание дисциплины

 

1. Общая трудоёмкость дисциплины

Для различных направлений подготовки общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы, 72 часа или 3 зачётных единицы, 108 часов.

Количество часов, выделяемых на контактную работу с преподавателем (лекции, практические занятия) и самостоятельную работу студента, определяется учебным планом и календарно-тематическим планом для каждого из направлений.


2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование
разделов и тем

(содержание)

Сем./

Курс

Час.

 

Компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии

Раздел 1.Философские проблемы науки

1.1

Тема 1. Предмет философии науки и основные философские проблемы науки

I/I

(В соответствии с учебным планом каждого из направлений подготовки)

(В соответствии с учебным планом каждого из направлений подготовки)

Знать: предмет изучения истории и философии науки, место и роль философии науки в решении проблем современной цивилизации. Уметь: формулировать основные особенности предметной области философии науки как направления и академической дисциплины. Владеть: пониманием специфики предметной области философии науки как учебной дисциплины, основами философского понимания научных проблем. Л, СР

1.2

Тема 1. Предмет философии науки и основные философские проблемы науки

I/I

 

 

Знать: предмет изучения истории и философии науки, место и роль философии науки в решении проблем современной цивилизации. Уметь: формулировать основные особенности предметной области философии науки как направления и академической дисциплины. Владеть: пониманием специфики предметной области философии науки как учебной дисциплины, основами философского понимания научных проблем. ПР

2.1

Тема 2. Научное знание как система, его особенности и структура. Научное и ненаучное знание

 

I/I

 

 

Знать: основные характеристики научного знания как системы и его структуру; классификации наук, идеалы, нормы, критерии научности; Уметь: характеризовать идеалы, нормы и критерии науки; основные научные методы и особенности их применения; анализировать отличия научного и ненаучного знания Владеть:методологией научного исследования; навыками анализа роли и значения философии в обосновании научного знания и формировании научной картины мира. Л, СР

2.2

Тема 2. Научное знание как система, его особенности и структура. Научное и ненаучное знание

 

I/I

 

 

Знать: основные характеристики научного знания как системы и его структуру; классификации наук, идеалы, нормы, критерии научности; Уметь: характеризовать идеалы, нормы и критерии науки; основные научные методы и особенности их применения; анализировать отличия научного и ненаучного знания Владеть:методологией научного исследования; навыками анализа роли и значения философии в обосновании научного знания и формировании научной картины мира. ПР

3.1

Тема 3. Основные концепции современной философии науки

I/I

 

 

 

Знать: основные концепции современной философии науки и ее понятийно-категориальный аппарат; Уметь:анализировать содержание основных концепций философии науки на различных этапах ее исторического развития; Владеть: навыками применения методологии, понятий и категорий современной философии науки для анализа философских проблем науки. Л, СР

3.2

Тема 3. Основные концепции современной философии науки

I/I

 

 

 

Знать: основные концепции современной философии науки и ее понятийно-категориальный аппарат; Уметь:анализировать содержание основных концепций философии науки на различных этапах ее исторического развития; Владеть: навыками применения методологии, понятий и категорий современной философии науки для анализа философских проблем науки.  ПР

4.1

Тема 4.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Классическая и неклассическая наука

I/I

 

 

 

Знать: основные концепции происхождения науки и основные этапы ее исторической эволюции; Уметь: осуществлять концептуальный анализ основных моделей истории науки; анализировать исторические, социальные, культурные, эпистемологические предпосылки возникновения классической и неклассической науки. Владеть: навыками применения философской методологии к анализу специфики основных стадий исторической эволюции научного знания. Л, ПР,СР

4.2

Тема 4.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Классическая и неклассическая наука

I/I

 

 

 

Знать: основные концепции происхождения науки и основные этапы ее исторической эволюции; Уметь: осуществлять концептуальный анализ основных моделей истории науки; анализировать исторические, социальные, культурные, эпистемологические предпосылки возникновения классической и неклассической науки. Владеть: навыками применения философской методологии к анализу специфики основных стадий исторической эволюции научного знания и научных картин мира. ПР

5.1

Тема 5. Постнеклассическая наука. Синергетика.

I/I

 

 

 

Знать: основные особенности постнеклассического этапа развития науки и техники; Уметь: анализировать исторические, социальные, культурные, эпистемологические предпосылки возникновения постнеклассической науки и особенности методологии синергетики; Владеть: навыками применения методов синергетики для анализа проблем современного научно-технического и социально- гуманитарного знания. Л, СР

5.2

Тема 5. Постнеклассическая наука. Синергетика

I/I

 

 

 

Знать: основные особенности постнеклассического этапа развития науки и техники; Уметь: анализировать исторические, социальные, культурные, эпистемологические предпосылки возникновения постнеклассической науки и особенности методологии синергетики; Владеть: навыками применения методов синергетики для анализа философских проблем современного научно-технического и социально- гуманитарного знания. ПР

Раздел 2. Философия техники и методология технических наук

6.1

Тема 6. Предмет, основные проблемы философии техники и методологии технических наук  

I/I

 

  Знать: предмет философии техники и основные проблемы методологии технических наук; Уметь: охарактеризовать специфику осмысления техники и методологии технического знания в современной философии науки; Владеть:навыком философского анализа современных проблем техники и методологии технического знания. Л, СР

6.2

Тема 6. Предмет, основные проблемы философии техники и методологии технических наук  

I/I

 

    Знать: предмет философии техники и основные проблемы методологии технических наук; Уметь: охарактеризовать специфику осмысления техники и методологии технического знания в философии; Владеть:навыком философского анализа современных проблем техники и методологии технического знания. ПР

7.1

Тема 7. Глобальные научно-технические революции и их роль в динамике современного научно-технического знания  

I/I

 

  Знать: современные концепции истории развития науки и техники, в том числе, концепцию революционного развития научно-технического знания; Уметь:охарактеризовать специфику каждого из этапов современных научно-технических революций; Владеть:навыками анализа истории развития техники и науки в эпоху глобальных научно-технических революций. Л, СР

7.2

Тема 7. Глобальные научно-технические революции и их роль в динамике современного научно-технического знания  

I/I

 

   Знать: современные концепции истории развития науки и техники, в том числе, концепцию революционного развития научно-технического знания; Уметь:охарактеризовать специфику каждого из этапов современных научно-технических революций; Владеть:навыками анализа истории развития техники и науки в эпоху глобальных научно-технических революций ПР

8.1

Тема 8. Глобальные проблемы человечества и роль науки и техники в их решении. Проблема гуманизации и социальной оценки техники

I/I

 

  Знать: основы классификации и типологии глобальных проблем человечества; содержание современных дискуссий о необходимости гуманизации техники и проблемах этической ответственности инженера и ученого Уметь:характеризовать роль науки и техники в решении глобальных проблем человечества;анализировать социальные последствия развития техники и понимать необходимость гуманизации и социальной оценки развития техники. Владеть:методом философского анализа основных глобальных проблем человечества и роли науки и техники в их решении;анализа этических проблем научной и инженерной деятельности. Л, СР

8.2

Тема 8. Глобальные проблемы человечества и роль науки и техники в их решении. Проблема гуманизации и социальной оценки техники

I/I

 

  Знать: основы классификации и типологии глобальных проблем человечества; содержание современных дискуссий о необходимости гуманизации техники и проблемах этической ответственности инженера и ученого Уметь:характеризовать роль науки и техники в решении глобальных проблем человечества;анализировать социальные последствия развития техники и понимать необходимость гуманизации и социальной оценки развития техники. Владеть:методом философского анализа основных глобальных проблем человечества и роли науки и техники в их решении;анализа этических проблем научной и инженерной деятельности. ПР
                     

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: