1. Общая трудоёмкость дисциплины | ||||||||||||
Для различных направлений подготовки общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы, 72 часа или 3 зачётных единицы, 108 часов. Количество часов, выделяемых на контактную работу с преподавателем (лекции, практические занятия) и самостоятельную работу студента, определяется учебным планом и календарно-тематическим планом для каждого из направлений. | ||||||||||||
2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ | ||||||||||||
№ | Наименование | Сем./ Курс | Час.
| Компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии | ||||||
Раздел 1.Философские проблемы науки | ||||||||||||
1.1 | Тема 1. Предмет философии науки и основные философские проблемы науки | I/I | (В соответствии с учебным планом каждого из направлений подготовки) | (В соответствии с учебным планом каждого из направлений подготовки) | Знать: предмет изучения истории и философии науки, место и роль философии науки в решении проблем современной цивилизации. Уметь: формулировать основные особенности предметной области философии науки как направления и академической дисциплины. Владеть: пониманием специфики предметной области философии науки как учебной дисциплины, основами философского понимания научных проблем. | Л, СР | ||||||
1.2
| Тема 1. Предмет философии науки и основные философские проблемы науки | I/I |
|
| Знать: предмет изучения истории и философии науки, место и роль философии науки в решении проблем современной цивилизации. Уметь: формулировать основные особенности предметной области философии науки как направления и академической дисциплины. Владеть: пониманием специфики предметной области философии науки как учебной дисциплины, основами философского понимания научных проблем. | ПР | ||||||
2.1 | Тема 2. Научное знание как система, его особенности и структура. Научное и ненаучное знание
| I/I |
|
| Знать: основные характеристики научного знания как системы и его структуру; классификации наук, идеалы, нормы, критерии научности; Уметь: характеризовать идеалы, нормы и критерии науки; основные научные методы и особенности их применения; анализировать отличия научного и ненаучного знания Владеть:методологией научного исследования; навыками анализа роли и значения философии в обосновании научного знания и формировании научной картины мира. | Л, СР | ||||||
2.2 | Тема 2. Научное знание как система, его особенности и структура. Научное и ненаучное знание
| I/I |
|
| Знать: основные характеристики научного знания как системы и его структуру; классификации наук, идеалы, нормы, критерии научности; Уметь: характеризовать идеалы, нормы и критерии науки; основные научные методы и особенности их применения; анализировать отличия научного и ненаучного знания Владеть:методологией научного исследования; навыками анализа роли и значения философии в обосновании научного знания и формировании научной картины мира. | ПР | ||||||
3.1
| Тема 3. Основные концепции современной философии науки | I/I |
|
| Знать: основные концепции современной философии науки и ее понятийно-категориальный аппарат; Уметь:анализировать содержание основных концепций философии науки на различных этапах ее исторического развития; Владеть: навыками применения методологии, понятий и категорий современной философии науки для анализа философских проблем науки. | Л, СР | ||||||
3.2 | Тема 3. Основные концепции современной философии науки | I/I |
|
| Знать: основные концепции современной философии науки и ее понятийно-категориальный аппарат; Уметь:анализировать содержание основных концепций философии науки на различных этапах ее исторического развития; Владеть: навыками применения методологии, понятий и категорий современной философии науки для анализа философских проблем науки. | ПР | ||||||
4.1 | Тема 4. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Классическая и неклассическая наука | I/I |
|
| Знать: основные концепции происхождения науки и основные этапы ее исторической эволюции; Уметь: осуществлять концептуальный анализ основных моделей истории науки; анализировать исторические, социальные, культурные, эпистемологические предпосылки возникновения классической и неклассической науки. Владеть: навыками применения философской методологии к анализу специфики основных стадий исторической эволюции научного знания. | Л, ПР,СР | ||||||
4.2 | Тема 4. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Классическая и неклассическая наука | I/I |
|
| Знать: основные концепции происхождения науки и основные этапы ее исторической эволюции; Уметь: осуществлять концептуальный анализ основных моделей истории науки; анализировать исторические, социальные, культурные, эпистемологические предпосылки возникновения классической и неклассической науки. Владеть: навыками применения философской методологии к анализу специфики основных стадий исторической эволюции научного знания и научных картин мира. | ПР | ||||||
5.1 | Тема 5. Постнеклассическая наука. Синергетика. | I/I |
|
| Знать: основные особенности постнеклассического этапа развития науки и техники; Уметь: анализировать исторические, социальные, культурные, эпистемологические предпосылки возникновения постнеклассической науки и особенности методологии синергетики; Владеть: навыками применения методов синергетики для анализа проблем современного научно-технического и социально- гуманитарного знания. | Л, СР | ||||||
5.2 | Тема 5. Постнеклассическая наука. Синергетика | I/I |
|
| Знать: основные особенности постнеклассического этапа развития науки и техники; Уметь: анализировать исторические, социальные, культурные, эпистемологические предпосылки возникновения постнеклассической науки и особенности методологии синергетики; Владеть: навыками применения методов синергетики для анализа философских проблем современного научно-технического и социально- гуманитарного знания. | ПР | ||||||
Раздел 2. Философия техники и методология технических наук | ||||||||||||
6.1 | Тема 6. Предмет, основные проблемы философии техники и методологии технических наук | I/I |
| Знать: предмет философии техники и основные проблемы методологии технических наук; Уметь: охарактеризовать специфику осмысления техники и методологии технического знания в современной философии науки; Владеть:навыком философского анализа современных проблем техники и методологии технического знания. | Л, СР | |||||||
6.2
| Тема 6. Предмет, основные проблемы философии техники и методологии технических наук | I/I |
| Знать: предмет философии техники и основные проблемы методологии технических наук; Уметь: охарактеризовать специфику осмысления техники и методологии технического знания в философии; Владеть:навыком философского анализа современных проблем техники и методологии технического знания. | ПР | |||||||
7.1 | Тема 7. Глобальные научно-технические революции и их роль в динамике современного научно-технического знания | I/I |
| Знать: современные концепции истории развития науки и техники, в том числе, концепцию революционного развития научно-технического знания; Уметь:охарактеризовать специфику каждого из этапов современных научно-технических революций; Владеть:навыками анализа истории развития техники и науки в эпоху глобальных научно-технических революций. | Л, СР | |||||||
7.2 | Тема 7. Глобальные научно-технические революции и их роль в динамике современного научно-технического знания | I/I |
| Знать: современные концепции истории развития науки и техники, в том числе, концепцию революционного развития научно-технического знания; Уметь:охарактеризовать специфику каждого из этапов современных научно-технических революций; Владеть:навыками анализа истории развития техники и науки в эпоху глобальных научно-технических революций | ПР | |||||||
8.1 | Тема 8. Глобальные проблемы человечества и роль науки и техники в их решении. Проблема гуманизации и социальной оценки техники | I/I |
| Знать: основы классификации и типологии глобальных проблем человечества; содержание современных дискуссий о необходимости гуманизации техники и проблемах этической ответственности инженера и ученого Уметь:характеризовать роль науки и техники в решении глобальных проблем человечества;анализировать социальные последствия развития техники и понимать необходимость гуманизации и социальной оценки развития техники. Владеть:методом философского анализа основных глобальных проблем человечества и роли науки и техники в их решении;анализа этических проблем научной и инженерной деятельности. | Л, СР | |||||||
8.2
| Тема 8. Глобальные проблемы человечества и роль науки и техники в их решении. Проблема гуманизации и социальной оценки техники | I/I |
| Знать: основы классификации и типологии глобальных проблем человечества; содержание современных дискуссий о необходимости гуманизации техники и проблемах этической ответственности инженера и ученого Уметь:характеризовать роль науки и техники в решении глобальных проблем человечества;анализировать социальные последствия развития техники и понимать необходимость гуманизации и социальной оценки развития техники. Владеть:методом философского анализа основных глобальных проблем человечества и роли науки и техники в их решении;анализа этических проблем научной и инженерной деятельности. | ПР | |||||||