Остаться незамеченным. Спор, возникающий между различ-

Ными элементами европейской цивилизации о том, которо-

Му из них принадлежал перевес при самом зарождении ее,

Доказывает, что все они существовали единовременно и что

Ни один из них не преобладал настолько, чтобы придать об-

Ществу свою форму, свое имя.

Таков в действительности характер варварской эпохи. Этот

Хаос всех элементов, младенчество всех систем, всеобщий бес-

Порядок, среди которого самая борьба не отличалась ни сис-

Тематичностью, ни постоянством. Рассматривая обществен-

Ный быт этой эпохи со всех сторон, я мог бы показать вам, что

В нем не представляется ни одного факта, ни одного принци-

Па, сколько-нибудь установившегося. Я ограничусь двумя глав-

Ными пунктами: состоянием человека и состоянием учрежде-

Ний; этого будет достаточно, чтобы набросать картину всего

Общества.

В рассматриваемую эпоху встречается четыре класса лю-

Дей: 1) свободные люди, т. е. те, которые не знали над собою

Никакого начальника или патрона, которые с полною свобо-

Дою распоряжались собою и своим имуществом, не имея ника-

Ких обязательных отношений к другому человеку; 2) ленники,

Верные, анструстионы и др., связанные сначала отношения-

Ми дружинника к предводителю, затем отношениями вассала

К сюзерену, т. е. к человеку, которому они обязаны были служ-

Бою взамен уступленных им земель или какого-либо другого

Дара; 3) вольноотпущенники; 4) рабы.

Были ли эти классы резко разграничены между собою?

Люди, однажды вступившие в один из них, оставались ли в нем

Всегда? Взаимные отношения различных классов были ли хотя

Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-

71

UKMzOS TLKTVS

Станно видите, как свободные люди оставляют свое положе-

Ние, поступают к кому-нибудь на службу, получают какой-либо

Дар и переходят в класс ленников, а иные нисходят даже до сте-

Пени рабов. С другой стороны, ленники стараются освободить-

Ся от своего патрона, сделаться независимыми и возвратиться

В класс людей свободных. Повсюду движение, непрерывный

Переход из одного сословия в другое, общее замешательство,

Непрочность во взаимных отношениях общественных сосло-

Вий. Ни один человек не остается в одном и том же положении,

Ни одно положение не остается неизменным.

То же самое относится к собственности. Вы знаете, что

В то время существовала собственность аллодиальная, или

Вполне свободная, и собственность бенефициальная, или об-

Ремененная известными обязательствами в отношении к выс-

Шему лицу; вам известны объяснения, с помощью которых

Пытались подвести под точную и определенную систему соб-

Ственность второго рода: утверждали, что сначала бенефи-

Ции давались на определенное число лет, потом пожизненно,

И что наконец они сделались наследственными. Тщетные по-

Пытки: все эти способы владения существовали одновремен-

Но, друг подле друга; в одно и то же время встречаются бене-

Фиции срочные, пожизненные, наследственные; одна и та же

Земля в несколько лет проходит через все эти различные со-

Стояния. В положении земель такое же отсутствие единства

И прочности, как и в положении людей. Повсюду чувствуется

Трудный переход от бродячей жизни к оседлой, от личных от-

Ношений к вещественным, т. е. сложным личным и имущест-

Венным отношениям; в этом переходном периоде все смутно,

Индивидуально, беспорядочно.

В учреждениях та же неустойчивость, тот же хаос. Три сис-

Темы учреждений существуют друг подле друга: королевская

Власть, аристократические учреждения, или взаимный па-

Тронат людей и земель, и свободные учреждения, т. е. совеща-

Тельные собрания свободных людей. Ни одна из этих систем

72

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Не владеет обществом, не преобладает над ним. Свободные уч-

Реждения существуют, но лица, имеющие право участвовать

В собраниях, редко и неохотно собираются. Столь же беспо-

Рядочно отправление господского (сеньорального) суда. Ко-

Ролевская власть — самое простое, легко определяемое учре-

Ждение — не имеет никакого определенного характера, оно

Представляет смешение принципов избирательного и наслед-

Ственного: иногда сын наследует отцу, иногда избирается один

Из членов семейства, иногда, наконец, избирательный прин-

Цип проявляется в своем простейшем, чистом виде — посредст-

Вом избрания какого-нибудь дальнего родственника или даже

Чужеземца. Ни в одной системе не найдете вы прочности оп-

Ределенности; все учреждения, все общественные положения

Существуют одновременно, беспрестанно смешиваются между

Собою и изменяют друг друга.

В государствах господствует та же подвижность: они соз-

Даются и уничтожаются, соединяются и разъединяются. Нет

Ни границ, ни правительств, ни народов. Повсеместное сме-

Шение положений, принципов, фактов, рас, языков — такова

Варварская Европа.

В каких же пределах заключена эта странная эпоха? Начало

Ее отмечено весьма ясно — оно совпадает с падением Римской

Империи. Но где она оканчивается? Чтобы ответить на этот

Вопрос, необходимо понять, откуда проистекал такой обще-

Ственный строй, в чем состояли причины варварства. Мне

Кажется, что главных причин было две: одна материальная,

Внешняя, заключающаяся в ходе событий; другая — нравствен-

Ная, внутренняя, зависевшая от природы самого человека.

Материальная причина — это продолжение переселения на-

Родов. Не следует думать, что нашествие варваров прекрати-

Лось в v веке. Римская империя пала, и на ее развалинах ос-

Новались варварские государства, но этим еще не окончилось

Движение варварских народов. Оно продолжалось еще долго

После падения империи; доказательства очевидны.

73

UKMzOS TLKTVS

Уже первая династия франкских королей вынуждена вес-

Ти постоянную войну по ту сторону Рейна: Клотарь, Дагобер

Беспрестанно предпринимают походы в Германию, борются

С тюрингами, датчанами, саксами, занимавшими правый бе-

Рег Рейна. Почему? Потому что все эти народы стремятся пе-

Рейти через реку и захватить свою долю из остатков импе-

Рии. Откуда происходят в то же время обширные вторжения

В Италию франков, поселившихся в Галлии, особенно восточ-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: