Ными элементами европейской цивилизации о том, которо-
Му из них принадлежал перевес при самом зарождении ее,
Доказывает, что все они существовали единовременно и что
Ни один из них не преобладал настолько, чтобы придать об-
Ществу свою форму, свое имя.
Таков в действительности характер варварской эпохи. Этот
Хаос всех элементов, младенчество всех систем, всеобщий бес-
Порядок, среди которого самая борьба не отличалась ни сис-
Тематичностью, ни постоянством. Рассматривая обществен-
Ный быт этой эпохи со всех сторон, я мог бы показать вам, что
В нем не представляется ни одного факта, ни одного принци-
Па, сколько-нибудь установившегося. Я ограничусь двумя глав-
Ными пунктами: состоянием человека и состоянием учрежде-
Ний; этого будет достаточно, чтобы набросать картину всего
Общества.
В рассматриваемую эпоху встречается четыре класса лю-
Дей: 1) свободные люди, т. е. те, которые не знали над собою
Никакого начальника или патрона, которые с полною свобо-
Дою распоряжались собою и своим имуществом, не имея ника-
Ких обязательных отношений к другому человеку; 2) ленники,
Верные, анструстионы и др., связанные сначала отношения-
Ми дружинника к предводителю, затем отношениями вассала
К сюзерену, т. е. к человеку, которому они обязаны были служ-
Бою взамен уступленных им земель или какого-либо другого
Дара; 3) вольноотпущенники; 4) рабы.
Были ли эти классы резко разграничены между собою?
Люди, однажды вступившие в один из них, оставались ли в нем
Всегда? Взаимные отношения различных классов были ли хотя
Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
71
UKMzOS TLKTVS
Станно видите, как свободные люди оставляют свое положе-
Ние, поступают к кому-нибудь на службу, получают какой-либо
Дар и переходят в класс ленников, а иные нисходят даже до сте-
Пени рабов. С другой стороны, ленники стараются освободить-
Ся от своего патрона, сделаться независимыми и возвратиться
В класс людей свободных. Повсюду движение, непрерывный
Переход из одного сословия в другое, общее замешательство,
Непрочность во взаимных отношениях общественных сосло-
Вий. Ни один человек не остается в одном и том же положении,
Ни одно положение не остается неизменным.
То же самое относится к собственности. Вы знаете, что
В то время существовала собственность аллодиальная, или
Вполне свободная, и собственность бенефициальная, или об-
Ремененная известными обязательствами в отношении к выс-
Шему лицу; вам известны объяснения, с помощью которых
Пытались подвести под точную и определенную систему соб-
Ственность второго рода: утверждали, что сначала бенефи-
Ции давались на определенное число лет, потом пожизненно,
И что наконец они сделались наследственными. Тщетные по-
Пытки: все эти способы владения существовали одновремен-
Но, друг подле друга; в одно и то же время встречаются бене-
Фиции срочные, пожизненные, наследственные; одна и та же
Земля в несколько лет проходит через все эти различные со-
Стояния. В положении земель такое же отсутствие единства
И прочности, как и в положении людей. Повсюду чувствуется
Трудный переход от бродячей жизни к оседлой, от личных от-
Ношений к вещественным, т. е. сложным личным и имущест-
Венным отношениям; в этом переходном периоде все смутно,
Индивидуально, беспорядочно.
В учреждениях та же неустойчивость, тот же хаос. Три сис-
Темы учреждений существуют друг подле друга: королевская
Власть, аристократические учреждения, или взаимный па-
Тронат людей и земель, и свободные учреждения, т. е. совеща-
Тельные собрания свободных людей. Ни одна из этих систем
72
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Не владеет обществом, не преобладает над ним. Свободные уч-
Реждения существуют, но лица, имеющие право участвовать
В собраниях, редко и неохотно собираются. Столь же беспо-
Рядочно отправление господского (сеньорального) суда. Ко-
Ролевская власть — самое простое, легко определяемое учре-
Ждение — не имеет никакого определенного характера, оно
Представляет смешение принципов избирательного и наслед-
Ственного: иногда сын наследует отцу, иногда избирается один
Из членов семейства, иногда, наконец, избирательный прин-
Цип проявляется в своем простейшем, чистом виде — посредст-
Вом избрания какого-нибудь дальнего родственника или даже
Чужеземца. Ни в одной системе не найдете вы прочности оп-
Ределенности; все учреждения, все общественные положения
Существуют одновременно, беспрестанно смешиваются между
Собою и изменяют друг друга.
В государствах господствует та же подвижность: они соз-
Даются и уничтожаются, соединяются и разъединяются. Нет
Ни границ, ни правительств, ни народов. Повсеместное сме-
Шение положений, принципов, фактов, рас, языков — такова
Варварская Европа.
В каких же пределах заключена эта странная эпоха? Начало
Ее отмечено весьма ясно — оно совпадает с падением Римской
Империи. Но где она оканчивается? Чтобы ответить на этот
Вопрос, необходимо понять, откуда проистекал такой обще-
Ственный строй, в чем состояли причины варварства. Мне
Кажется, что главных причин было две: одна материальная,
Внешняя, заключающаяся в ходе событий; другая — нравствен-
Ная, внутренняя, зависевшая от природы самого человека.
Материальная причина — это продолжение переселения на-
Родов. Не следует думать, что нашествие варваров прекрати-
Лось в v веке. Римская империя пала, и на ее развалинах ос-
Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
Движение варварских народов. Оно продолжалось еще долго
После падения империи; доказательства очевидны.
73
UKMzOS TLKTVS
Уже первая династия франкских королей вынуждена вес-
Ти постоянную войну по ту сторону Рейна: Клотарь, Дагобер
Беспрестанно предпринимают походы в Германию, борются
С тюрингами, датчанами, саксами, занимавшими правый бе-
Рег Рейна. Почему? Потому что все эти народы стремятся пе-
Рейти через реку и захватить свою долю из остатков импе-
Рии. Откуда происходят в то же время обширные вторжения
В Италию франков, поселившихся в Галлии, особенно восточ-