Ных франков? Они бросаются в Швейцарию, переходят Аль-

Пы, являются в Италии. Почему? Потому что с северо-востока

Их теснят иные народы. Походы их не простые набеги с целью

Грабежа — они вынуждены необходимостью; народ, тревожи-

Мый в своих владениях, идет искать счастия в другие страны.

На арене исторического мира является новая германская на-

Ция и образует в Италии Лангобардское королевство. В Гал-

Лии переменяется франкская династия: Меровингам насле-

Дуют Карловинги; теперь признано, что эта перемена дина-

Стии в сущности была не чем иным, как новым вторжением

Франков в Италию, движением народов, вследствие которого

Восточные франки вытеснили западных. Перемена соверши-

Лась; господствует вторая раса; Карл Великий действует про-

Тив саксов точно так же, как Меровинги действовали против

Тюрингов: он в беспрерывной войне с этими зарейнскими на-

Родами. Кто теснит их к нему навстречу? Оботриты, вильк-

Цы, сарабы, богемцы, все славянское племя, тяготеющее над

Германским и заставляющее его, в промежуток времени меж-

Ду vi и ix столетиями, отодвинуться далее на запад. Повсюду

На северо-востоке движение народов продолжается и имеет

Решающее влияние на ход событий.

На юге обнаруживается движение такого же рода: появля-

Ются арабы. В то время, когда по течению Рейна и Дуная друг

Друга теснят германские и славянские народы, на берегах Сре-

Диземного моря начинаются набеги и завоевания арабов. На-

Шествие арабов носит совершенно своеобразный характер.

74

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Оно соединяет в себе дух завоевания и дух прозелитизма. На-

Шествие предпринимается с двоякою целью: покорить терри-

Торию и распространить веру. Между этим движением и дви-

Жением германцев весьма важное различие. В христианском

Мире духовная сила отделена от материальной. Потребностью

Религиозной пропаганды и жаждою завоеваний одушевлены

Там не одни и те же люди. Германцы, приняв крещение, сохра-

Нили свои нравы, чувства, наклонности; земные страсти и ин-

Тересы продолжали господствовать в них; они сделались хри-

Стианами, но не миссионерами. Арабы, напротив того, были

В одно и то же время и завоевателями, и миссионерами; в од-

Них и тех же руках соединялась у них сила меча и сила пропо-

Веди. Это обстоятельство впоследствии придало гибельное на-

Правление мусульманской цивилизации: тирания, нераздель-

Ная, по-видимому, с этою цивилизациею, произошла именно

От единства властей духовной и светской, от слияния нравст-

Венного авторитета и материальной силы. В том же, я думаю,

Заключается и главная причина застоя, в который повсюду впа-

Ла мусульманская цивилизация. Но все эти результаты обнару-

Жились не вдруг. Сначала вторжение арабов отличалось изуми-

Тельною силою. Руководимые духовными страстями и идеями,

Оно началось с блеском и величием, чуждыми нашествию гер-

Манцев, развилось с большою энергиею и энтузиазмом и про-

Извело на умы несравненно более сильное впечатление.

Таково было в промежуток между v и ix столетиями положе-

Ние Европы, теснимой с юга магометанами, с севера — герман-

Цами и славянами. Ясно, что противодействие такому двой-

Ному вторжению должно было поддерживать в европейской

Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно

меняли свое местопребывание, теснили, давили друг друга;

Не могло установиться ничего прочного; повсюду возобнов-

Лялась бродячая жизнь. Между различными государствами су-

Ществовало, конечно, в этом отношении некоторое различие.

В Германии хаос был больше, чем в остальной Европе, — Гер-

75

UKMzOS TLKTVS

Мания была центром движения, Франция волновалась боль-

Ше, нежели Италия, но общество нигде не могло установиться,

Успокоиться: варварство продолжалось повсюду и по той же

Самой причине, которая положила ему начало.

Вот в чем состояла материальная причина тогдашнего по-

Ложения Европы, причина, коренившаяся в самом ходе собы-

Тий. Теперь перейдем к другой, не менее важной причине —

Причине нравственной, заключавшейся во внутренней при-

Роде человека.

Каковы бы ни были внешние события, мир создается пре-

Имущественно самим человеком; от его чувств, идей, нравст-

Венных и умственных наклонностей зависит устройство и дви-

Жение мира; от его внутреннего состояния зависит и состоя-

Ние общества. При каких же условиях люди могут основать

Сколько-нибудь устойчивое, правильное общество? Они, оче-

Видно, должны иметь известное число идей, которые по об-

Ширности своей соответствовали бы такому обществу, при-

Менялись бы к его потребностям и отношениям. Необходи-

Мо, кроме того, чтобы эти идеи были распространены среди

Большинства членов общества и чтобы они имели некото-

Рую власть над их действиями и волею. Ясно, что если люди

Не имеют идей, выходящих за пределы их личного существо-

Вания, если их умственный кругозор ограничивается только

Собственною личностью, если они преданы случайностям сво-

Их страстей и своей воли, если у них нет известного числа об-

Щих понятий и чувств, которые их соединяют, ясно, говорю я,

Что такие люди не могут образовать общество; каждое отдель-

Ное лицо будет причиной смут и раздоров в том союзе, в ко-

Торый оно вступило.

Там, где личность господствует почти безусловно, где чело-

Век сообразуется только с самим собою, где идеи его не про-

Стираются дальше его самого, он послушен только собствен-

Ным страстям, там общество (т. е. общество сколько-нибудь

Обширное и устойчивое) невозможно. Таково было в рассмат-

76

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Риваемую нами эпоху нравственное состояние завоевателей

Европы. В предыдущей беседе я заметил, что мы обязаны гер-

Манцам могучим чувством личной свободы, индивидуально-

Сти человека. Но в состоянии крайней грубости и невежест-

Ва чувство это есть не что иное, как эгоизм во всей зверской

Необузданности. В таком виде является оно у германцев от v

До viii века. Германец заботился только о своих собственных

Интересах, своих страстях, о своей воле; каким же образом

Мог бы он примениться к чему-нибудь, похожему на общест-

во? Были попытки ввести германцев в общественную жизнь;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: