Пы, являются в Италии. Почему? Потому что с северо-востока
Их теснят иные народы. Походы их не простые набеги с целью
Грабежа — они вынуждены необходимостью; народ, тревожи-
Мый в своих владениях, идет искать счастия в другие страны.
На арене исторического мира является новая германская на-
Ция и образует в Италии Лангобардское королевство. В Гал-
Лии переменяется франкская династия: Меровингам насле-
Дуют Карловинги; теперь признано, что эта перемена дина-
Стии в сущности была не чем иным, как новым вторжением
Франков в Италию, движением народов, вследствие которого
Восточные франки вытеснили западных. Перемена соверши-
Лась; господствует вторая раса; Карл Великий действует про-
Тив саксов точно так же, как Меровинги действовали против
Тюрингов: он в беспрерывной войне с этими зарейнскими на-
Родами. Кто теснит их к нему навстречу? Оботриты, вильк-
Цы, сарабы, богемцы, все славянское племя, тяготеющее над
|
|
Германским и заставляющее его, в промежуток времени меж-
Ду vi и ix столетиями, отодвинуться далее на запад. Повсюду
На северо-востоке движение народов продолжается и имеет
Решающее влияние на ход событий.
На юге обнаруживается движение такого же рода: появля-
Ются арабы. В то время, когда по течению Рейна и Дуная друг
Друга теснят германские и славянские народы, на берегах Сре-
Диземного моря начинаются набеги и завоевания арабов. На-
Шествие арабов носит совершенно своеобразный характер.
74
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Оно соединяет в себе дух завоевания и дух прозелитизма. На-
Шествие предпринимается с двоякою целью: покорить терри-
Торию и распространить веру. Между этим движением и дви-
Жением германцев весьма важное различие. В христианском
Мире духовная сила отделена от материальной. Потребностью
Религиозной пропаганды и жаждою завоеваний одушевлены
Там не одни и те же люди. Германцы, приняв крещение, сохра-
Нили свои нравы, чувства, наклонности; земные страсти и ин-
Тересы продолжали господствовать в них; они сделались хри-
Стианами, но не миссионерами. Арабы, напротив того, были
В одно и то же время и завоевателями, и миссионерами; в од-
Них и тех же руках соединялась у них сила меча и сила пропо-
Веди. Это обстоятельство впоследствии придало гибельное на-
Правление мусульманской цивилизации: тирания, нераздель-
Ная, по-видимому, с этою цивилизациею, произошла именно
|
|
От единства властей духовной и светской, от слияния нравст-
Венного авторитета и материальной силы. В том же, я думаю,
Заключается и главная причина застоя, в который повсюду впа-
Ла мусульманская цивилизация. Но все эти результаты обнару-
Жились не вдруг. Сначала вторжение арабов отличалось изуми-
Тельною силою. Руководимые духовными страстями и идеями,
Оно началось с блеском и величием, чуждыми нашествию гер-
Манцев, развилось с большою энергиею и энтузиазмом и про-
Извело на умы несравненно более сильное впечатление.
Таково было в промежуток между v и ix столетиями положе-
Ние Европы, теснимой с юга магометанами, с севера — герман-
Цами и славянами. Ясно, что противодействие такому двой-
Ному вторжению должно было поддерживать в европейской
Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
меняли свое местопребывание, теснили, давили друг друга;
Не могло установиться ничего прочного; повсюду возобнов-
Лялась бродячая жизнь. Между различными государствами су-
Ществовало, конечно, в этом отношении некоторое различие.
В Германии хаос был больше, чем в остальной Европе, — Гер-
75
UKMzOS TLKTVS
Мания была центром движения, Франция волновалась боль-
Ше, нежели Италия, но общество нигде не могло установиться,
Успокоиться: варварство продолжалось повсюду и по той же
Самой причине, которая положила ему начало.
Вот в чем состояла материальная причина тогдашнего по-
Ложения Европы, причина, коренившаяся в самом ходе собы-
Тий. Теперь перейдем к другой, не менее важной причине —
Причине нравственной, заключавшейся во внутренней при-
Роде человека.
Каковы бы ни были внешние события, мир создается пре-
Имущественно самим человеком; от его чувств, идей, нравст-
Венных и умственных наклонностей зависит устройство и дви-
Жение мира; от его внутреннего состояния зависит и состоя-
Ние общества. При каких же условиях люди могут основать
Сколько-нибудь устойчивое, правильное общество? Они, оче-
Видно, должны иметь известное число идей, которые по об-
Ширности своей соответствовали бы такому обществу, при-
Менялись бы к его потребностям и отношениям. Необходи-
Мо, кроме того, чтобы эти идеи были распространены среди
Большинства членов общества и чтобы они имели некото-
Рую власть над их действиями и волею. Ясно, что если люди
Не имеют идей, выходящих за пределы их личного существо-
Вания, если их умственный кругозор ограничивается только
Собственною личностью, если они преданы случайностям сво-
Их страстей и своей воли, если у них нет известного числа об-
Щих понятий и чувств, которые их соединяют, ясно, говорю я,
Что такие люди не могут образовать общество; каждое отдель-
Ное лицо будет причиной смут и раздоров в том союзе, в ко-
Торый оно вступило.
Там, где личность господствует почти безусловно, где чело-
Век сообразуется только с самим собою, где идеи его не про-
Стираются дальше его самого, он послушен только собствен-
Ным страстям, там общество (т. е. общество сколько-нибудь
Обширное и устойчивое) невозможно. Таково было в рассмат-
76
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Риваемую нами эпоху нравственное состояние завоевателей
Европы. В предыдущей беседе я заметил, что мы обязаны гер-
Манцам могучим чувством личной свободы, индивидуально-
Сти человека. Но в состоянии крайней грубости и невежест-
Ва чувство это есть не что иное, как эгоизм во всей зверской
|
|
Необузданности. В таком виде является оно у германцев от v
До viii века. Германец заботился только о своих собственных
Интересах, своих страстях, о своей воле; каким же образом
Мог бы он примениться к чему-нибудь, похожему на общест-
во? Были попытки ввести германцев в общественную жизнь;